• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теория решения изобретательских задач и критическое мышление

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на развитие у студентов навыков по применению инструментов нестандартного и системного мышления для решения бизнес-задач. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные инструменты ТРИЗ (постановка проблемы, идеальность, противоречие, функционально-ориентированный поиск и другие), уметь применять их в ходе работы по решению реальных бизнес-задач (например, задач по улучшению операционных показателей, задач создания и вывода продукта на рынок, иных организационно-управленческих задач), а также овладеть навыками работы в команде и публичного обсуждения идей и проектов. Особое внимание уделяется развитию творческого мышления, способности анализировать сложные системы и предлагать оригинальные решения. Практическая часть курса включает работу над учебными проблемами, что позволяет обучающимся приобрести навыки применения инструментов ТРИЗ для поиска сильных решений. Программа соответствует требованиям к аттестации на 1 уровень специалиста по ТРИЗ. По итогам обучения возможно прохождение аттестации у Полномочного представителя Экспертно-методического Совета МАТРИЗ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является освоение студентами основных инструментов и алгоритмов решения задач ТРИЗ (постановка проблемы, идеальность, противоречия и другие) и умение применять их в ходе работы по решению реальных бизнес задач (например, задач по улучшению операционных показателей, задач создания и вывода продукта на рынок, иных организационно управленческих задач).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю ТРИЗ, основные понятия ТРИЗ, цели применения ТРИЗ
  • Знает определение ПСА, правила ПСА, механизм разрыва причинно-следственных цепочек с помощью оператора отрицания
  • Знает понятие и сущность противоречия, виды противоречий, способы разрешения противоречий
  • Знает содержание системного оператора, этапы функционального анализа, правила свертывания
  • Знает сущность функционально-ориентированного поиска, понятие обобщенной функции, способы поиска «лидирующих» отраслей, сущность и цели применения диверсионного анализа, понятие вредного эффекта, способы создания вредного эффекта
  • Знает что такое идеальность и ИКР, способы поиска и применения ресурсов
  • Умеет формулировать идеальность в задаче, находить ресурсы, создавать список возможных ИКР
  • Умеет формулировать обобщенную функцию, переносить технологию на решаемую задачу, ставит вторичные задачи, создавать вредные эффекты в задаче.
  • Умеет строить причинно-следственную цепочку и применять оператора отрицания для её разрыва
  • Умеет формулировать противоречия, применять способы разрешения физических и технических противоречий
  • Умеет применять «системный оператор» к проблемной ситуации, проводить функциональный анализ (строить функциональную модель) и проводить свертывание.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Знакомство и введение в ТРИЗ. История создания и развития ТРИЗ
  • Работа с проблемным полем и причинно-следственный анализ (ПСА)
  • Идеальность и идеальный конечный результат. Ресурсный анализ
  • Противоречия и приемы их устранения
  • Функционально-ориентированный поиск
  • Функциональный анализ и свертывание
  • Дополнительные методы
  • Комплексные алгоритмы решения сложных задач
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговый тест
    Электронный тест
  • неблокирующий Активность на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Активность на занятиях + 0.7 * Итоговый тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 16827 - С.Фаер - Траблшутинг: Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны - 9785961452884 - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/16827
  • Альтшуллер, Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач : пособие / Г. С. Альтшуллер. - 9-е изд. - Москва : Альпина Пабл., 2016. - 402 с. - ISBN 978-5-9614-5558-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/915077

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 18809 - Д. Канеман - Думай медленно, решай быстро (краткое изложение) - 9785961400305kk - КнигиКратко - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18809

Авторы

  • Огнев Дмитрий Владимирович