• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Корпоративный кейс-чемпионат ВШБ — это проверка себя на прочность

Зачем соревнуются специалисты по операционной эффективности?На вопросы PR-директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Андрея Шаромова ответил Сергей Готванский, заместитель технического директора по операционной деятельности одной из крупнейших горно-металлургических компании России, член академического совета магистерской программы «Производственные системы и операционная эффективность» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ).

Корпоративный кейс-чемпионат ВШБ — это проверка себя на прочность

Сергей Готванский  

 

Сергей Готванский

Заместитель председателя академического совета программы «Производственные системы и операционная эффективность» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

Заместитель директора по операционной деятельности одной из горно-металлургических компаний РФ. В 2012 году получил степень МВА «Операционный менеджмент»

Сергей, вы уже принимали участие в кейс-чемпионате ВШБ. Была ли польза, почему в принципе решили участвовать в таком проекте? 

Наша команда участвовала два раза — в 2021 и в 2022 году, и в 2021 мы даже стали победителями. На основании этой победы получили право стать авторами кейса: наше предприятие выставляло кейс, который другие участники решали на кейс-чемпионате-2022. 

Польза от участия для нашей компании, во-первых, в том, что для сотрудников — это проверка себя «на прочность», возможность пообщаться и обсудить задачи с коллегами из других компаний, увидеть, как они подходят к решению подобных проблем, какие они используют инструменты повышения операционной эффективности. Появляется определенная степень уверенности в себе — на этом опыте ты понимаешь, что способен решать любые, даже весьма сложные проблемы. 

В 2021 году мы выставляли очень сильную команду: собрали самых-самых и поставили задачу победить. А в 2022 году задача была другой — дать возможность молодым специалистам попробовать свои силы. Формат соревнования и нестандартные задачи дают прекрасную возможность применить освоенные ими инструменты операционной эффективности для решения действительно сложных практических задач.

Во-вторых, когда мы стали авторами кейса, появилась практическая польза непосредственно для компании. Участвовало десять команд, которые решали нашу задачу, и некоторые предложили действительно интересные решения. Предприятие взяло на вооружение проектные предложения, которые были выработаны в рамках кейс-чемпионата. Часть из них уже реализована, другие реализуются в настоящий момент. Экономический эффект от этих инициатив мы еще не посчитали, но польза для нашего предприятия неоспорима. Снижение потерь производства — один из важнейших факторов производственной эффективности, именно на это работают внедряемые нами меры по итогам кейс-чемпионата. 

Тот кейс прошлого года, элементы которого стали внедрять в реальных производственных процессах, был предложен командой из банка. Могут ли представители таких разных отраслей обогащать опыт друг друга? 

Конечно, и в этом фишка кейс-чемпионата. Профессионалы с абсолютно новым взглядом, которые могут вообще не разбираться в металлургическом производстве, начинают прорабатывать проблему, используя привычные для их сферы инструменты — и получают оригинальное решение. В соревновании 2022 года коллеги из банковской сферы как раз и стали той командой, которая нашла отличные практические решения. Кстати, в том году из всех участников всего одна команда была напрямую связана с горно-металлургической отраслью — золоторудное предприятие. Остальные оказались далеки от нашей отрасли, но это не помешало им эффективно проработать задание.

Сейчас идет активная регистрация команд на предстоящие кейс-чемпионаты 2024 года. Что вы посоветуете потенциальным участникам? 

Совет простой: если у вас есть команда единомышленников, которые готовы инвестировать свое время в яркий проект, хотят напрячь мозги, записывайтесь и участвуйте! Это важно, полезно и интересно абсолютно для каждого участника, вне зависимости от результата.  

Во-первых, вы сможете на практике — на основании решения реальной проблемы предприятия — попробовать и посмотреть, как работают инструменты повышения операционной эффективности. Во-вторых, вы увидите, как решают подобные проблемы другие команды, какие инструменты применяют они. В-третьих, вы получите оценку своим решениям — и это, я считаю, максимально полезный эффект кейс-чемпионата. Эксперты квалифицированного и строго жюри скажут, что из предложенных вами решений было максимально полезным и могло бы точно принести пользу предприятия, а что требует доработки. Какие еще методы анализы или решения вы могли бы применить для того, чтобы ваше решение кейса стало еще лучше. 

Нетворкинг — тоже важная составляющая таких мероприятий. Возможность общения с коллегами-единомышленниками через участие в различных мастер-классах, обмен опытом — те преимущества, которые дает участие в кейс-чемпионате. 

Вы вновь собираетесь принять участие?

Да, в этом году наша компания снова выставляет команду молодых профессионалов. Цель — укрепить команду и замотивировать ребят. Плюс желание выиграть, конечно, остается.  

Экономическая ситуация сегодня отличается от той, что была два-три года назад. Что-то изменилось с точки зрения операционной эффективности?

Операционной эффективностью нужно заниматься всегда, а в тех условиях, в которых российские компании находятся в настоящий момент, — тем более. Многие, например, столкнулись с тем, что закрыт доступ к внешней технике: нет возможности покупать импортную технику, которой всегда пользовались на предприятиях. О чем это говорит? О том, что нужно повышать надежность техники, которая имеется в наличии. Применяя эти инструменты — определенные подходы к ремонту оборудования, обслуживанию, планированию, — нужно продолжать поддерживать в рабочем состоянии имеющийся парк машин. Еще пример: затруднен доступ к рынкам крупно-габаритных шин. Те, на которых привыкли работать, которые показывали хорошие технические характеристики, сейчас недоступны. Используя инструменты операционной эффективности, многие начинают реализовывать меры, которые помогут увеличивать ходимость шин, закупленных несколько лет назад. 

Надо помнить, что повышение операционной эффективности — это всегда увеличение прибыльности, рентабельности предприятия. За счет того, что предприятие устраняет потери — растет маржинальность продукта, который оно выпускает. 

Где вы сами учились? Как пришли в эту профессию? 

Я работаю в направлении повышения операционной эффективности с 2008 года. Это первая волна мирового финансового кризиса. Тогда буквально все предприятия были озабочены тем, что делать, чтобы снижать затраты. Я работал в одной из зарубежных металлургических компаний, которая как раз в это время решила организовать и запустить проект повышения операционной эффективности. Отобрали команду из 15 человек, в числе которых был я, и отправили на стажировку на родственное предприятие. Это была первая школа, и тогда еще не было специальных образовательных программ, которые сегодня предлагает Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ. Плюс на предприятия приглашали внешних консультантов из компаний «большой тройки», и они нас учили базовым инструментам повышения операционной эффективности: как проводить аналитику, как искать узкие места, как искать потери и вырабатывать мероприятия по снижению этих затрат. Учились по книгам типа «Дао «Тойота» и «Кайдзен для чайников», смотрели видео на Ютуб на английском языке — русскоязычных источников не было. По сути, на пространстве СНГ мы первыми внедряли эти инструменты.

Посоветуете ли вы молодым абитуриентам идти в эту профессию сегодня?

Однозначно, да. Должность в компании называется «инженер по развитию», «менеджер по развитию». Это чисто инженерная специальность, где профессионал применяет инженерную смекалку, пытаясь решить ту или иную проблему и повысить эффективность бизнеса. Сегодня и наше предприятие, и предприятия коллег испытывают определенный дефицит людей подобной профессии. Количество проектов, которые мы сейчас готовы реализовать, достаточно большое. И эти проекты запускаются только тогда, когда высвобождается ресурс — свободные специалисты. То есть если бы у нас было больше ресурсов сейчас, мы бы запускали проекты с гораздо большей скоростью и реализовывали быстрее. А сейчас они стоят в очереди и ждут, когда профессионал закончит текущий проект. Недавно разговаривали с Григорием Баевым, академическим руководителем образовательной программы «Производственные системы и операционная эффективность»: большое количество вакансий по этой профессии. Например, можно посмотреть их количество на сайте HeadHunter. Специальность востребована. 

Кроме того, любой производственник, любой технический специалист сегодня должен обладать хотя бы базовыми навыками повышения операционной эффективности. Сейчас производственная эффективность организована таким образом, что этими вопросами занимается отдельная команда специалистов. А в идеале должно быть так, что каждый производственник на предприятии знает, умеет и понимает, что нужно сделать, чтобы эффективность бизнеса постоянно росла. Эта сквозная бизнес-функция должна быть встроена в основные функции предприятия, а не быть лишь дополнительной надстройкой.

Знания, которые студенты получат в бизнес-школе, проходя программу по этой специальности, применимы к любым областям бизнеса?

Именно так. Инструменты повышения эффективности максимально универсальны. Проблемы и потери есть практически в любом виде производственной деятельности, и даже не обязательно на производстве — это касается и банковских услуг, например. И подходы к выявлению этих потерь схожи. Мы шутим, что людям, знающим набор инструментов производственной эффективности, абсолютно без разницы, что оптимизировать — шоколадную фабрику или доменную печь. 

Из базовых навыков, владение которыми мы требуем, первое — это системность мышления, умение разложить проблему на подпроблему. Умение мыслить от общего к частному и видеть множество разных деталей в единой картине. Второе — аналитические навыки, умение выявить какую-то зависимость из определенного объема данных, определить корневую причину или узкие места. И третье — то, без чего точно нельзя работать в этой профессии, — коммуникабельность. Для специалиста чрезвычайно важно обладать умением налаживать диалог с людьми, способностями и желанием объяснить, зачем необходимо что-то менять, талантом вовлечь в этот процесс большое количество людей, преодолев их сопротивление. Я перечислил три базовые компетенции — и это «мягкие навыки». Профессия предполагает постоянный рост: каждый месяц мы планируем, какой шаг можно сделать, чтобы стать еще чуточку лучше, чем мы есть сейчас.