• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Развитие киноязыка от классики до скрин-лайф и мультиплатформенности на примере экранизаций"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Кто читает:
Институт медиа
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели


Исаев Егор Михайлович


Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна


Лапин-Кратасюк Евгений Борисович

Программа дисциплины

Аннотация

На научно-исследовательском семинаре "Развитие киноязыка от классики до скрин-лайф и мультиплатформенности на примере экранизаций" студенты первого курса магистратуры изучают жанровые особенности и отличия киноязыка нового современного формата Screen-Life, который одним из первых начал продвигать режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов и его компания "Базелевс". Действие фильмов подобного формата полностью происходит на мониторах компьютеров и мобильных телефонов, при активном использовании специальных программ, приложений, социальных сетей и мессенджеров. Студенты получают навыки разработки драматургической конструкции фильмов формата Screen-Life, понимание особенностей их производства. Курс формирует исследовательские и креативные компетенции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение студентами методов анализа мультиплатформенных проектов
  • Понимание специфики теории экранизации, адаптации и расширения в рамках мультиплатформенного проекта
  • Умение использовать полученные знания в исследовательской работе и разработке продюсерских документов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает различные подходы к исследованию мультиплатформенных проектов
  • Понимает разницу между содержанием определений «мультимедиа», «трансмедиа», «кросс-медиа», «скрин-лайф»
  • Понимает содержательные и индустриальные различия между «экранизацией» и «адаптацией»
  • Знает основные подходы к определению предмета «публичная история»
  • Понимает специфику «культурного перевода» профессиональных гуманитарных текстов в современные медиа-форматы
  • Знает различные точки зрения в оценке качества исторического фильма
  • Знает различные определения культового фильма
  • Понимает различия понятий «культовый фильм», «авторский фильм», «независимый фильм»
  • Предлагает примеры стратегий экранизации модернистских литературных произведений
  • Знает основные критерии создания удачной экранизации, сформулированные 1. учеными (историками и филологами), 2. продюсерами и сценаристами
  • Понимает различия подходов
  • Умеет предлагать практические решения для достижения компромисса
  • Понимает специфику создания документальных и художественных фильмов, посвященных историческим событиям.
  • Понимает содержание понятий «память», «формула», «ностальгия», может привести примеры их экранных воплощений
  • Понимает специфику жанра «комикс», знает о различных подходах к определению комикса
  • Знает различные подходы к экранизации комиксов
  • Знаком с проблематикой людологии и GameStudies
  • Знает определение цифрового кино и принципы интерактивности
  • Понимает причины гибридизации жанров и цели, особенности построения кинофраншиз
  • Знает виды исследований, отличия академического и проектного формата
  • Понятия концепции и гипотезы исследования
  • Знает и понимает структуру курсовой работы и такие ее составляющие как: Актуальность и постановка проблемы, исследовательский вопрос и/или гипотеза, цель и задачи, теоретическая основа работы, эмпирическая база работы, методологическая основа работы, научная новизна и практическая значимость предполагаемого исследования.
  • Знает, что такое научная литература и как формируются теоретические разделы исследования
  • Понимает различия между анализом фильма и кинорецензией
  • Знает аналитические модели анализа трансмедийных проектов
  • Понимает, как формируется теоретическая основа курсового исследования и как оно структурируется
  • Понимает специфику экранизаций, причины популярности и основные тенденции
  • Предварительный проект курсовой работы
  • Знает методы анализа фильмов и сериалов, основанных на литературных и исторических произведениях
  • Знает анализа (аналитических моделей) экранизаций циклов книг, комиксов и видеоигр, выполненных в формате франшиз, мультиплатформенных и трансмедийных проектов
  • Знает обязательные разделы курсовой работы и требования к языку научно-исследовательской работы
  • Знает все квалификационные требования к курсовой работе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Проблемы адаптации литературного текста в мультиплатформенной среде.
    Определение «скринлайф»: жанр или формат? Два типа адаптации литературного текста на экране: адаптация текстов до-медийной эпохи (условно, опубликованных до 1910 г.) и литературных произведений, написанных в контексте технологических медиа. Экранизация, адаптация, расширение. TransmediaStorytelling: основные принципы продюсирования мультиплатформенного проекта.
  • Тема 2.Принципы публичной истории в создании медийного проекта (экранизации)
    Роль публичной истории в формировании общественных представлений о прошлом. Роль медиа в проектах публичной истории. Нарративный поворот в историографии. Исследования памяти. Исторический нарратив как основа сценария (принципы нарратологии Х. Уайта и Ф. Анкерсмита). Р. Розенстоун: мейнстримовый и экспериментальный исторический фильм.
  • Тема 3. Проблемы культового кино и экранизации интеллектуальных авторских произведений.
    Определение «культового фильма»: культурные и социальные аспекты. Неравнозначность содержания понятий «культовое кино», «авторское кино», «независимый кинематограф». Культовый фильм как «экранизация невозможного». Совмещение ролей писателя, сценариста, режиссера и автора комиксов. Проблемы экранизации маргинальных образов и значений.
  • Тема 4. Общие подходы к экранизации литературных произведений и их анализу.
    Возникновение проблематики «экранизации» в гуманитарных исследования. Экранизация, адаптация, расширение. Неизбежность мультиплатформенности современных экранизаций. Изменение логики «от литературного произведения к фильму» в цифровой среде.
  • Тема 5. Исторический фильм как «идеальная» экранизация.
    Исторический фильм как объект общественных дискуссий. Cпецифика создания документальных и художественных фильмов, посвященных историческим событиям. «Память», «формула», «ностальгия».
  • Тема 6. Экранизации комиксов и литературное произведение как основа видеоигр
    Комикс как «пограничный» жанр. Различные подходы к экранизации комиксов. Основные направления Game Studies. Понятие «индустрии развлечений». Расширения понятия «экранизация» в мультиплатформенной среде.
  • Тема7. Цифровое кино: определения, создание и анализ.
    Цифровое кино: определения, создание и анализ. Гибридизация аудиовизуальных жанров. Кино или анимация? (Л. Манович). Виртуальная реальность и конвергенция (Т. Эльзессер). Интерактивное кино. Эстетика кинофраншиз.
  • Тема 8. Специфика научного текста. Основные разделы магистерских квалификационных работ. Структура Введения.
    Курсовая работа/магистерская диссертация как исследовательский проект. Виды исследований. Квалификационные работы академического и проектного формата. Введение к курсовой как концепция исследования. Содержание курсовой как рабочая гипотеза. Кейсы: анализ экранизаций.
  • Тема 9. Проект Введения и Содержания к курсовой работе.
    Представление студентами проекта Введения и Содержания к курсовойработы(по предложенной на предыдущем занятии схеме). Актуальность и постановка проблемы, исследовательский вопрос и/или гипотеза, цель и задачи, теоретическая основа работы, эмпирическая база работы, методологическая основа работы, научная новизна и практическая значимость предполагаемого исследования, предполагаемая структура работы.
  • Тема 10.Работа с научной литературой и методология исследования.
    Что такое научная литература и как формируются теоретические разделы исследования (обзор литературы, теоретическая глава и т.п)?Подбор научной литературы. Базы данных научной периодики. Оформление текста, списка источников и литературы, библиографического аппарата курсовой. Методологическая основа курсовой работы: основные подходы к анализу фильма (формат аналитического эссе Д. Бордуэлла).
  • Тема11. Методологическая основа работы. Анализ фильма: гибридные жанры, франшизы, цифровой кинематограф, трансмедиа.
    Подходы к анализу фильмов в CinemaStudiesи FilmStudies. Формат аналитического эссе Д. Бордуэлла (продолжение). Различия между анализом фильма и кинорецензией. Проблемы анализа современного кинематографа и смежных жанров: вызов науке о кино в исследованиях современных цифровых и мультиплатформенных проектов. Аналитические модели анализа трансмедийных проектов. Анализ франшиз и фильмов стриминговых сервисов.
  • Тема12. Обзор научной литературы (теоретическая основа работы) и дизайн исследования.
    Презентации студентов: представление результатов работы с научной литературы для курсовой, списка источников и литературы, развернутого плана курсовой.
  • Тема13. Обзор основных тенденции в производстве экранизаций в современном российском кинематограф.
    Обзор участников фестиваля экранизаций "Читка" 2019 года и тенденций в производстве отечественных экранизаций.
  • Тема 14. Первое представление проектов курсовых работ.
    Студенты создают первый план введения и содержание, как рабочую гипотезу всего исследования. В первом варианте введения могут быть лишь примерно обозначены обзор литературы, методология и структура работы, но должны уже быть сформулированы актуальность, постановка проблемы, цель и задачи.
  • Тема 15. Методологическая основа работы 2. Анализ экранизаций (адаптаций) (фильм, сериал).
    Обзор подходов к анализу и созданию экранизаций и адаптаций литературных произведений и комиксов, возникших в ХХ веке (до 1980 годов), т.е в то время, когда экранизация анализируется, прежде всего, как моноплатформенное произведение и фокус исследователи и продюсеров – на культурном и языковом переводе одного литературного произведение в одно произведение другого жанра.
  • Тема 16. Методологическая основа работы 3. Анализ экранизаций в форме франшизы или мультиплатформенного проекта.
    Обзор подходов к анализу и созданию экранизаций и адаптаций книжных серий и серий комиксов в кинофраншизы, трансмедийные франшизы и другие мультиплатформенные проекты. Работы, изучаемые в рамках этой темы посвящены написанию сложных сценариев, в которых фрагменты литературного произведения адаптируются для разных медиаплатформ в рамках одного медиапроекта.
  • Тема 17. Структура магистерской курсовой работы, особенности научного стиля, цитирования и оформления курсовой работы.
    Требования к языку научно-исследовательской работы, обязательные разделы курсовой работы, структура курсовой работы, оформление курсовой работы. Требования к представлению и защите курсовой работы.
  • Тема 18. Предзащита проектов курсовых работ.
    Представление проекта курсовой работы с учетом доработки текста после замечаний, полученных на предварительных обсуждениях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Предзащита проектов курсовых работ
    Оценка выставляется по 10-бальной шкале
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Презентация «Концепция литературного трансмедийного проекта»
    Оценка выставляется по 10-бальной шкале
  • неблокирующий Презентация «Анализ исторического фильма»
  • неблокирующий Проект введения и содержания курсовой работы
    Презентация на занятии или письменная работа, оценка выставляется по 10-бальной шкале
  • неблокирующий Обзор научной литературы (теоретическая основа работы)
  • неблокирующий Первое представление проектов курсовых работ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.1 * Обзор научной литературы (теоретическая основа работы) + 0.1 * Первое представление проектов курсовых работ + 0.3 * Предзащита проектов курсовых работ + 0.1 * Презентация «Анализ исторического фильма» + 0.1 * Презентация «Концепция литературного трансмедийного проекта» + 0.1 * Проект введения и содержания курсовой работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Rampazzo Gambarato, R. (2013). Transmedia Project Design: Theoretical and Analytical Considerations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.96CB59E4
  • Stokes, J. C. (2003). How to Do Media and Cultural Studies. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251789

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Barker, C., & Wiatrowski, M. (2017). The Age of Netflix : Critical Essays on Streaming Media, Digital Delivery and Instant Access. Jefferson, North Carolina: McFarland. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1585131
  • McDonald, K., & Smith-Rowsey, D. (2016). The Netflix Effect : Technology and Entertainment in the 21st Century. New York, NY: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1247066