Паспорт образовательной программы
01.04.02 Прикладная математика и информатика
Нет
2 года
Очная форма обучения, 120 з.е.
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистр
Нет
2024/2025 учебный год
Искусственный интеллект
Теоретическая информатика (23/24)
2023/2024 учебный год
Науки о данных
КОР-1: Знает основы математического анализа, линейной алгебры, дискретной математики, теории вероятности, математической статистики и теоретической информатики. Владеет основными методами дискретной и непрерывной оптимизаций.
КОР-2: Умеет писать гибкий, читаемый и эффективный код на каком-либо языке программирования, решающий поставленную задачу, находить и исправлять ошибки.
КОР-3: Владеет основными методами анализа данных и машинного обучения, умеет работать с данными различной природы.
КОР-4: Знает основные алгоритмы и структуры данных, умеет применять их для решения практических задач и оценивать эффективность решений.
КОР-5: Знает подходы к решению инфраструктурных задач широкого спектра – начиная от оптимизаций кода с учетом особенностей используемого hardware и заканчивая построением высоконагруженных распределенных систем.
Выпускник траектории может работать аналитиком, разработчиком машинного обучения или исследователем в области data science.
УП траектории включает в себя следующие модули:
- Модуль «Ключевые семинары»: Семинар наставника;
- Модуль «Практика»: Проект, Подготовка выпускной квалификационной работы;
- Модуль «Major»: Курсы по выбору из основного пула дисциплин ОП;
- Модуль «МагоЛего»: Курсы по выбору из общеуниверситетского пула дисциплин;
- Модуль «ГИА»: Защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Теоретическая информатика (23/24)
КОР-1: Знает основы макроэкономики, эконометрики и построения математической модели. Владеет основными методами представления и обработки данных.
КОР-2: Умеет писать гибкий, читаемый и эффективный код на каком-либо языке программирования, решающий поставленную задачу, находить и исправлять ошибки.
КОР-3: Владеет основными методами анализа данных и машинного обучения, умеет работать с данными различной природы.
КОР-4: Знает основные алгоритмы и структуры данных, умеет применять их для решения практических задач и оценивать эффективность решений.
КОР-5: Умеет применять на практике знания об устройствах финансовых систем, финансах банков, банковской ИТ-инфраструктуре и управления рисками.
Выпускник траектории может работать исследователем в области теоретической информатики или индустриальным специалистом-исследователем в областях разработки и анализа данных.
УП траектории включает в себя следующие модули:
- Модуль «Ключевые семинары»: Семинар наставника;
- Модуль «Практика»: Проект, Подготовка выпускной квалификационной работы;
- Модуль «Major»: Курсы по выбору из основного пула дисциплин ОП;
- Модуль «МагоЛего»: Курсы по выбору из общеуниверситетского пула дисциплин;
- Модуль «ГИА»: Защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
"Современные компьютерные науки” - это первая в России программа, которая не только объемлет столь существенную часть направлений современных компьютерных наук, но и готова дать студентам возможность гибкого и динамического выбора своей образовательной и профессиональной траектории. Студенты могут формировать индивидуальные учебные планы внутри широко пула курсов, и это позволяет, с одной стороны, людям с различным бекграундом влиться в интересующее их направление, а с другой - познакомиться в процессе обучения с другими траекториями и, при желании, переключиться между ними. Так, бакалавр-математик может стать разработчиком, а абитуриент с опытом работы в аналитике - исследователем в области теоретической информатики. При этом практически свободный доступ к дисциплинам других направлений позволяет студенту не зацикливаться на узкой тематике, а приобретать более широкий кругозор.
Программа сочетает фундаментальную глубину и серьёзную практическую подготовку. У студентов есть возможность вырасти как в исследователей, так и в индустриальных специалистов, и при этом им не грозит стать ни “сухими” теоретиками, ни поверхностными практиками. В современном IT это особенно важно: ведь исследователю для проведения научных экспериментов на современных датасетах требуется умение распараллеливать вычисления на GPU и создавать эффективные пайплайны, а разработчик должен ориентироваться в последних научных статьях, чтобы его продукт не отставал от конкурентов.
Среди доступных на программе направлений:
- Науки о данных,
- Теоретическая информатика.
Они покрывают значительную часть исследовательских направлений и востребованных на рынке профессий.
Ниже приведён полный перечень профессиональных компетенций (ПК) для образовательной программы. Для каждого типа профессиональной деятельности внутри из каждых траекторий будут указаны конкретные ПК.
ПК-1: Способен находить актуальные направления научных исследований, ставить и проверять научные гипотезы;
ПК-2: Способен писать эффективный, гибкий и читаемый код для решения практических задач;
ПК-3: Способен анализировать продуктовые задачи и предлагать для них решения на основе данных;
ПК-4: Способен строить и автоматизировать пайплайны получения, предобработки и анализа данных;
ПК-5: Способен строить гипотезы и проверять их на основе данных;
ПК-6: Способен выбирать в соответствии с решаемой задачей и строить модели машинного обучения, а также оценивать их качество как в оффлайне, так и в онлайне;
ПК-7: Способен автоматизировать применение моделей машинного обучения и выкатывать их в продакшен;
ПК-8: Способен работать с данными различной природы, в том числе плохо структурированными;
ПК-9: Способен аргументированно выбирать подходы к решению инфраструктурных задач широкого спектра – начиная от оптимизаций кода с учетом особенностей используемого hardware и заканчивая построением высоконагруженных распределенных систем;
ПК-10: Способен понять и использовать особенности окружения, в котором будет работать код под высокой нагрузкой, включая работу операционной системы, процессора, внешней памяти и компьютерных сетей
ПК-11: Способен создавать, настраивать и отлаживать распределённые системы с учётом требований и обстоятельств применения;
ПК-12: Способен разбираться в архитектуре больших проектов и внедрять в них новую функциональность;
ПК-13: Способен тестировать код, обнаруживать и исправлять ошибки;
ПК-14: Способен применять методы и результаты теоретической информатики для получения новых научных результатов.
Программа предполагает 2 образовательные траектории общего вида, каждая из которых включает в себя следующие модули:
- Модуль «Ключевые семинары»: Семинар наставника;
- Модуль «Практика»: Проект, Подготовка выпускной квалификационной работы;
- Модуль «Major»: Курсы по выбору из основного пула дисциплин ОП;
- Модуль «МагоЛего»: Курсы по выбору из общеуниверситетского пула дисциплин;
- Модуль «ГИА»: Защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Современные компьютерные науки»