• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социологические контексты образования

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины является раскрытие дисциплинарной области социологии, объединяющую теории, концепции и исследования социального института образования и его связи с другими социальными институтами. Особое внимание уделяется как теоретическим, так и практическим аспектам изучения системы образования: стратегиям реформирования образования в России и за рубежом и вовлечение национальных систем образования в международный контекст. Кроме того, содержательно учебный курс «Социологические контексты образования» проектирован в двух сравнительных системах координат: первая связана с историческим ретроспективным взглядом на генезис систем образования, вторая ориентирована на сравнение развития образования в пространственном аспекте с акцентом на Россию, Европу и США. В данном курсе социология образования рассматривается как дисциплинарная область социологии, исследующая социальные аспекты образования, закономерности взаимодействия образовательной системы как социального института и социальной организации с обществом социальными группами и личностью. Курс выстроен вокруг следующих содержательных блоков: (1) образование как объект изучения и рефлексии в социологии и социальной психологии, (2) образование и неравенство, (3) образование, системы организационного контроля и менеджерализм, (4) образование в контексте культуры и идеологии. В ходе курса студенты знакомятся с работами ключевых теоретиков по рассмотренным темам: Дж. Дьюи, К. Манхейма, Б. Бернстайна, И. Илича, П. Фрейре, Т. Веблена, Р. Коллинза, П. Бурдье, Дж. Коулмана, Т. Парсонса, М. Фуко, З. Баумана и др. Кроме того, на семинарских занятиях будут обсуждаться возможности применения социологической теории к актуальным политическим дискуссиям и вопросам в сфере образования. Курс носит текстоцентрический характер и предполагает большой объем самостоятельной работы, связанной с прочтением рекомендованной литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • обсудить ключевые теоретические идеи и концепции социологии, связанные с проблематикой образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • повышенный уровень общесоциологических знаний в контексте изучения образования
  • знание потенциала социологической теории и объяснительных моделей для понимания ситуации и процессов в образовательных системах
  • умение применять объяснительный аппарат исследований образования для планирования исследований и анализа их результатов
  • расширенный научный кругозор слушателей курса по сюжетам классической и современной социологической теории в контексте исследований образования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Образование как объект рефлексии и изучения социологии и социальной психологии
  • Образование и неравенство
  • Образование, системы организационного контроля и менеджериализм
  • Система высшего образования, университетская культура и академическая профессия
  • Образование в контексте культуры и идеологии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Рецензия на научную статью или главу книги
    Структурированная рецензия на научную статью или главу книги с критическим анализом и рефлексией относительно структуры, темы и содержания статьи. Объем от 1400 до 2000 слов.
  • неблокирующий Рецензия на научную статью или главу книги
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.5 * Рецензия на научную статью или главу книги + 0.5 * Рецензия на научную статью или главу книги
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bernstein, B. B. (1975). Class Codes and Control. London: Taylor & Francis Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=102521
  • Bottero, W. (2005). Stratification : Social Division and Inequality. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=116686
  • Collins, R. (2019). The Credential Society : An Historical Sociology of Education and Stratification. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2087960
  • Duru-Bellat, M., Lamb, S., & Teese, R. (2007). International Studies in Educational Inequality, Theory and Policy. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=206544
  • P. F. Lazarsfeld. (1963). Coleman James S., The adolescent society. The social life of the teenager and its impact on education. Revue Française de Sociologie, (3), 330. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.rfsoc.0035.2969.1963.num.4.3.6181
  • Восстание масс, Ортега-и-Гассет, Х., 2017
  • Макдональдизация общества 5, Ритцер, Дж., 2011
  • Миссия университета, Ортега-и-Гассет, Х., 2010
  • Одномерный человек : исследование идеологии Развитого Индустриального Общества, Маркузе, Г., 1994
  • Основополагающие идеи в менеджменте : уроки основоположников менеджмента и управленческой практики, Дункан, У. Дж., 1996
  • Система современных обществ, Парсонс, Т., 1998
  • Текучая современность, Бауман, З., 2008
  • Тотальные институты : очерки о социальной ситуации психически больных пациентов и прочих постояльцев закрытых учреждений, Гоффман, Э., 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Freire, P. (2000). Pedagogy of the Oppressed : 30th Anniversary Edition (Vol. Thirtieth anniversary edition). New York: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=815358
  • Миссия университета, Ортега-и-Гассет, Х., 2019
  • Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы, Фуко, М., 2015
  • Немецкая идеология : с прил. ст. Ф. Энгельса "Истинные социалисты", Маркс, К., 1935
  • Стэндинг Гай - Прекариат: новый опасный класс / пер., Нина Усова - 978-5-91103-209-8 - Москва: Ад Маргинем Пресс - 2014 - 370030 - https://ibooks.ru/bookshelf/370030/reading - iBOOKS