• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
10
Декабрь

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

46.04.01 История

Утверждение программы
Протокол заседания Ученого совета 27-09-2019 № 13
Дата обновления паспорта
17.08.2020 решением академического руководителя
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Траектории

2022/2023 учебный год

Мусульманские миры в России: кросскультурные взаимодействия

Вид: Исследовательская
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Конкурентные преимущества программы

Актуальность проблем ислама в современном мире не вызывает вопросов и не сводится к проблемам исламского терроризма, хотя последний представляет вершину одного из айсбергов этой проблематики. История мусульман в России и современные культурные и идеологические процессы, с ними связанные, представляют один из наиболее выпуклых «кейсов» длительных межконфессиональных, межкультурных и политических взаимодействий, отношений между «Западом» и «Востоком» (или «Севером» и «Югом»). В частности, поэтому изучение проблем ислама в России оказывается востребованным как в России, так и за рубежом (особенно, на Западе, но также, например, в Японии, Турции и др.), причем в разных аспектах: от истории отношений Российской империи с ее азиатскими колониями и территориями до историко-культурных проблем мигрантов.

Магистерская программа «Мусульманские миры в России (История и культура)» является междисциплинарной  и характеризуется сочетанием: 1) базового теоретического гуманитарного образования (совместно с МП «Медиевистика» и «История современного мира»); 2) базового исламоведческого образования; 3) образования в области истории и историографии России и мусульманских сообществ в ее составе с XVI в. по сегодняшний день (с участием профессоров и преподавателей ШИН, ИГИТИ и Исторического департамента филиала ВШЭ в Питере); 4) изучения современных подходов к проблемам  межконфессиональных и межкультурных (межцивилизационных) отношений; 5) ориентации в проблемах положения ислама и мусульман в современном мире.

Цель программы – подготовка специалистов в области истории (отдаленной и современной) и культуры мусульманских обществ на бывших территориях Российской империи преимущественно с XVI в. по сегодняшний день и механизмов их взаимодействия во времени и пространстве как с другими мусульманскими регионами за пределами этих территорий, так и, особенно, с иноконфессиональными, инокультурными обществами, институтами и властью. Эта междисциплинарная проблематика связана как с теоретическими областями знания, так и с практическими сферами деятельности, и принадлежит к одной из ключевых сфер вопросов современности.

Программа ориентирована на подготовку специалиста, способного выбирать сферу деятельности для приложения полученных знаний и навыков (научную или практическую) сообразно индивидуальным предпочтениям. Задачи программы – подготовить студента к работе в науке, преподавании, масс-медиа, в органах власти, социальной сфере, в культурном менеджменте, международных институциях в качестве научного сотрудника, преподавателя, эксперта, способного консультировать и принимать решения в области межкультурной и межконфессиональной коммуникации, по вопросам социальной адаптации эмигрантов и т.п. с акцентом на проблемах, связанных со странами и регионами с преобладающим мусульманским населением и выходцами из них. Программа является академической, ориентированной на научный стиль познания и аналитический подход, что позволит выпускникам использовать полученные знания в самых широких сферах.

Предлагаемая комплексность программы позволит, в частности, преодолеть нередко отмечаемый специалистами «разрыв» между т.н. «русистами» и «востоковедами», занимающимися проблемами центральной Евразии как в научных, так и в педагогических и практических областях, и действительно далеко не всегда даже знакомых с результатами друг друга. И шире: она позволит преодолеть прямолинейные подходы в анализе и «менеджменте» межкультурных (межцивилизационных) и межконфессиональных отношений, преобладающие в настоящее время в практиках такого «менеджмента», особенно, связанных с исламом и мусульманами.

Название программы «Мусульманские миры в России» призвано отразить и еще один компонент в ее специфике. Он заключен в том, что мы принципиально исходим из культурного, языкового, политического и социального многообразия мусульманских сообществ (отсюда множественное число в названии «мусульманские миры»), включая и те, что существовали или существуют на территории России и ее исторических предшественников, Российской империи и Советского союза. Этот принцип – один из аспектов современных подходов к изучению проблем ислама и мусульманских обществ.

Тогда как актуальность исламоведческих проблем в современном мире, и в России тем более, специально обосновывать не приходится, сами подходы к их изучению являются предметом широких дискуссий. Одна из целей программы – не ограничивая магистрантов в самостоятельном выборе методов собственной работы, широко познакомить их с критикой классического востоковедения (и исламоведения в особенности), обратить их внимание на динамику и историческую изменчивость изучаемых культур и обществ, их включенность в сети отношений не только с другими мусульманскими сообществами, но и в широкое российское (и мировое) культурное, социальное и политическое пространство, на переплетенность этих пространств.

Таким образом, оба элемента названия программы содержательны: не только «мусульманские миры», но и «Россия» служит здесь не просто обозначением территории, но и предметом изучения. Тем важнее связать изучение проблем таких «переплетенных», культурно многообразных пространств и «классическую» историю христиано-мусульманских отношений. Используя современные «критические» подходы, мы, разумеется, стремимся одновременно сохранить присущую «классике» фундаментальность образования, а сами критические теории поместить в контекст истории исторического знания (и, шире, наук о человеке) в целом.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

В рамках освоения программы выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

• научно-исследовательский:

− сбор и первичная обработка эмпирической информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных методов и технологий

− анализ и обобщение результатов научного исследования в соответствии с требованиями современной исторической науки;

− проведение теоретических и прикладных исследований в области гуманитарных наук;

− представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований, участие/организация научной дискуссии по материалам исследования;

• педагогический:

− преподавание исторических дисциплин на всех уровнях общего образования;

− подготовка и редактирование учебно-методических и научно-методических материалов;

− организация внеаудиторной работы слушателей и студентов, стимулирование их самостоятельной научно-исследовательской и практической деятельности;

• экспертно-аналитический:

− работа с базами данных и информационными системами по гуманитарным и социальным наукам;

− организация сбора и подготовки аналитической информации ретроспективного характера;

− создание научно-обоснованной исторической экспертизы;

• культурно-просветительский:

− разработка просветительских, общедоступных материалов для привития в обществе понимания значимости прошлого и ценности научного отношения к историческому наследию;

• редакционно-издательский:

− обработка текста источника и подготовка его к публикации;

− научное редактирование профессиональных текстов.

Характеристики образовательных модулей программы

Как и другие магистерские программы ФГН ВШЭ, программа «Мусульманские миры в России (История и культура)» имеет целью не столько сообщить студентам определенный набор сведений, сколько привить навыки самостоятельного профессионального мышления, основывается на проблемном (а не описательном) подходе и компетентностной модели высшего образования. Она включает базовую, общую, вариативную и научно-практическую части (научно-исследовательские семинары и практики) и предполагает освоение 120 кредитов за 2 года очного обучения. Вместе с тем, в силу специфики программы, в ней меньше курсов по выбору, чем в некоторых других МП. Базовые курсы – История исторической науки и Историческая текстология – относятся к образовательному стандарту НИУ ВШЭ «История» и обеспечивают магистранту знакомство с основами профессии историка. «Общие» курсы программы знакомят студентов с историей и критикой востоковедения, основами ислама как религии и ключевой проблематикой исследований мусульманских обществ. Центральный курс программы в ее вариативной части – «Мусульмане, общество и власть в Российской империи и СССР» (9 з.е.) – нацелен на последовательное изучение истории  и культуры мусульманских регионов России (Урало-Поволжье и Сибирь, Крым, Кавказ, Туркестан и Центральная Азия) и путей взаимодействия разных слоев их населения с центральной и локальной властью, зарубежными мусульманскими ареалами и между собой; он читается коллективом ведущих российских специалистов по истории мусульманских сообществ в России. Ряд более коротких проблемных курсов вариативной части посвящен наиболее значимым специальным областям истории знания, интеллектуальной, социальной и институциональной истории мусульманских сообществ в России: такие области знания, институтов и практик как исламские теология, философия, право, суфизм рассматриваются в связи с их общеисламской историей, их функционированием в условиях инорелигиозной среды и власти в России и постколониальной проблематикой. Специально изучаются проблемы современных (модерных) трансформаций: формы исламского реформизма (известного в истории мусульман в России как джадидизм), современные миграционные процессы и их последствия.

Большое внимание в программе в соответствии с ее академическим харакером уделено научно-исследовательским семинарам (НИСам).

НИСы – важнейшая составляющая гуманитарного образования в НИУ ВШЭ. Именно здесь студент получает навыки самостоятельной работы с источниками. Их ведут признанные специалисты в своей области. Как и в концепции этой МП в целом, мы совмещаем «классику» и региональную специфику, поэтому в отличие от обычной практики, здесь может быть несколько руководителей у одного НИСА (что и позволит осуществить переход от классических образцов изучаемых текстов к региональным особенностям).

Программа включает два типа НИСов: 1) научно-аналитические НИСы ориентированы на историко-культурологическую и историографическую проблематику анализа источников; 2) научно-практические НИСы по практической текстологии ориентированы на развитие лингвистических навыков работы с источниками на языках изучаемых регионов.

I. Научно-аналитические НИСы. Их четыре и все они являются обязательными на протяжении 2 лет обучения.

НИС – пространство тесной совместной работы студентов и преподавателя. Одной из основных форм работы в НИС является формирование у студентов навыков историко-культурной интерпретации источников. Это предполагает, с одной стороны, анализ и интерпретацию фрагментов оригинальных текстов, анализ и сопоставление их имеющихся переводов (что позволит студентам также познакомиться с проблемами научного перевода источников с «восточных» языков). С другой – чтение и обсуждение  исследовательской литературы, участие в дискуссиях по ней; доклады по проблемам историографии. Одной из форм работ являются самостоятельные микро-исследования студентов того или иного источника (или их группы) по проблематике семинара. Отдельно обсуждаются доклады студентов по индивидуальным темам их курсовых и выпускных квалификационных (диссертационных) работ и ход работы над ними.

Четыре научно-аналитических НИСа начинаются с (1) семинара по проблемам историографии мусульманских обществ в России, продолжаются (2) обсуждением конкретной проблематики представлений об индивиде, отражаемых в разных текстах, созданных в домодерных мусульманских обществах,  и методов их изучения, а на 2м году обучения переходят к (3) развернутому обсуждению оригинальных исламских «традиционных» и (4) суфийских текстов на арабском и других языках.

НИС 1 (1й курс, 1-2 модули) «Дискуссионные вопросы истории мусульман в Российской империи и СССР» носит историографический характер. С опорой на параллельно читающиеся историографические курсы студенты обсудят основные труды (преимущественно зарубежные), определившие современное состояние исследований «мусульманских миров» в России.

НИС 2 (1й курс, 3-4 модули) «Индивидуальное (биографическое) измерение мусульманской истории в Центральной Азии» знакомит студентов с  проблемой определения понятия «личность» применительно к Средним векам и Новому времени, с  понятиями «эго-документы», «рассказ о себе», «автобиографический нарратив» и методологией их изучения, с историей и методологией изучения автобиографических свидетельств и средневековых исторических хроник в арабо- и персо-язычной мусульманских культурах.

НИС 3 (2й курс, 1-2 модули) «Классические тексты ислама и арабографичные письменные традиции в России» посвящен изучению основных жанров «классической» арабо-мусульманской письменной культуры и ее трансформациям и новациям в сосуществовавших в Российской империи четырех ареалах исламской письменной традиции – Среднеазиатского, Поволжского, Крымского и Дагестанского (Северокавказского).

НИС 4 (2 курс, 3-4 модули)  «Суфизм, агиография, исламизация: интерпретации письменных и визуальных текстов (иранская «классика» и мусульманские ареалы России)» имеет целью дать студентам опыт самостоятельного чтения и анализа суфийских текстов (отличающихся сложной образностью и своеобразной символикой), обсудить проблемы, связанные с суфийской агиографической литературой, основные агиографические своды «классического» и «пост-классического» периодов, важные индивидуальные агиографии; рассмотреть визуальные образы, используемые в современных трансформациях суфийских практик,

 Прохождение всех 4х научно-аналитических НИСов, таким образом, будет наиболее интенсивно способствовать получению студентами навыков самостоятельной работы и выработки суждений в изучаемом профессиональном поле.

II. Научно-практические НИСы имеют целью разработку у студентов навыков практической текстологии источников на языках изучаемых регионов. Профессиональная специфика программы и необходимость сохранить ее открытость для абитуриентов без предварительного востоковедного образования требует создания у выпускников хотя бы первоначальных навыков чтения, лингвистического понимания, перевода и реферирования источников на основных и региональных языках мусульманских обществ. Таким образом, в НИСах по практической текстологии акцент ставится на лингвистические аспекты и практику понимания иноязычного текста (что, однако, рассматривается в тесной связи с культурологическими аспектами). Эти НИСы распределены на три группы сообразно языку изучаемых источников: 1) арабский (обязательный), 2) персидский или турецкий (по выбору), 3) региональный язык (таджикский или татарский или узбекский, по выбору).

Чтобы обеспечить открытость магистратуры абитуриентам разных уровней подготовки (включая и тех, кто приходит без какого-либо владения этими языками), мы предлагаем изучение источников на «основных» языках мусульманских обществ (т.е. на арабском, персидском и турецком)  на двух уровнях – элементарном (начальном) или продвинутом. Семинар по практической текстологии элементарного уровня не ставит целью привить студенту совершенное владение анализом текстов на соответствующем языке (это невозможно в рамках двухгодичной магистерской программы), но предназначен дать студенту те первоначальные языковые навыки и ориентацию, которые позволят ему в дальнейшем самостоятельно развивать свои знания. Семинар продвинутого уровня имеет целью развить и совершенствовать уже имеющиеся у студента знания.

Таким образом, выбор предлагается внутри каждой из трех групп научно-практических НИСов по следующим критериям:

1) Практическая текстология: источники на арабском языке, элементарный или продвинутый уровень (1й курс, 1 из 2х);

2) Практическая текстология: источники на турецком или персидском языках, элементарный или продвинутый уровень (2й курс, один из 4х);

3) Практическая текстология: источники на региональном (таджикском или татарском или узбекском или др.) языке (2й курс, один из 3х).

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Мусульманские миры в России (История и культура)»

Перейти к содержанию программы