• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
01
Февраль

Илья Васькин: «Наука — это моё!»

Наш выпускник 2017 года Илья Васькин учится в Аспирантской школе по политическим наукам НИУ ВШЭ и работает в Международной лаборатории институционального анализа экономических реформ. Илья рассказал нам о своём опыте поступления и учебы на «Прикладной политологии», о своих исследованиях, а также дал несколько советов абитуриентам и магистрантам.

Илья Васькин: «Наука — это моё!»

  • Расскажи, пожалуйста, немного о себе. Какой вуз ты окончил до поступления в Вышку, как решил поступать к нам?

Я закончил Смоленский государственный университет по программе «История». Это было в 2015 году. Про Вышку узнал случайно, когда рассматривал варианты поступления в Москву, которые были бы доступны выпускнику с региональным бэкграундом. Таким же образом я узнал про олимпиады, которые проводит Вышка, ради интереса попробовал свои силы в 2014 году, однако тогда это был провал. После него я год готовился к следующей олимпиаде, и в итоге стал её победителем в 2015 году.

  • Сложно было готовиться?

Да, это был трудоёмкий процес. Для этого я брал книги, статьи и чуть ли не конспектировал от руки. Очень помогли курсы на платформе Coursera, как ни странно.

  • Илья, ты в 2017 году закончил магистратуру, чем ты теперь занимаешься ?

В настоящее время я работаю в Международной научной лаборатории институционального анализа экономических реформ, занимаюсь экономическим анализом госзакупок. Параллельно пишу кандидатскую диссертацию, посвящённую политэкономии Исламской Республики Иран.

  • Расскажи подробней о своем исследовании, это очень интересно.

Все началось в 2015 году, когда я познакомился с Леонидом Исаевым, преподавателем Вышки. Мы были участниками одной востоковедческой конференции, и так вышло, что он работает на факультете социальных наук, куда я и поступал. Результаты олимпиады были на тот момент известны. Я предложил ему стать моим научным руководителем, он согласился. С тех пор мы сотрудничаем. Так я вышел на Научно-учебную лабораторию мониторинга рисков социально-политической дестабилизации Вышки. Там же началось моё сотрудничество с Андреем Коротаевым. И не только. Моя курсовая работа была связана с возникновением Зелёной партии Ирана, что само по себе крайне необычно, т.к. экологическое партии возникают в развитых постиндустриальных обществах, а не в странах с фундаменталистскими политическими режимами, чья идеология вроде как напрямую противоречит модернизации. Это исследование, можно сказать, заложило фундамент того, чем я сейчас занимаюсь.

  • Что, по-твоему, ты получил за два года обучения на программе «Прикладная политология»?

Программа, на самом деле, мне очень много дала, можно сказать, что я стал совсем другим человеком. Я стал по-другому смотреть на жизнь, я познакомился с большим количеством прекрасных людей, с которыми до сих пор общаюсь. Это и однокурсники, и преподаватели, и сотрудники лабораторий. Я стал лучше понимать политику вообще и, как это ни странно, я стал разбираться в количественных методах. Спасибо Андрею Ахременко, спасибо Илье Щурову и всем тем преподавателям, которые нас им учили. Я стал вникать в природу политических отношений — как с точки зрения науки, так и с точки зрения практики. Я по-другому стал оценивать мир вокруг себя.

  • По первому образованию ты — историк. Тебе не сложно было перестраиваться, осваивать новый исследовательский инструментарий, прикладные методы?

В первые полгода мне действительно было тяжело, но, к счастью я был психологически к этому готов. На платформе Stepik были курсы по основам статистики, я немного их подучил перед поступлением, потом активно доучивал статистику на первом курсе. Это мне помогло попасть в колею и удержаться в ней. Первые полгода — это адаптация, попытка понять, а что вообще происходит, как тут надо готовиться, чего от тебя ждут. Дальше было значительно проще.

  • Как ты думаешь, если бы твой выбор пал на другой вуз, твоя карьерная траектория выстроилась бы иначе ?

Я думал об этом. Сейчас я понимаю, если бы можно было вернуться на десять лет назад, я поступил бы на востоковедение, не знаю, правда, в какой вуз, но точно с возможностью изучать восточные языки. Что касается магистерской программы, я бы ничего менять не стал — если бы была возможность вернуться сюда с хорошим знанием восточного языка, это был бы идеальный вариант, на мой взгляд.

  • Ты не стал прерывать академический трек, поступил в аспирантуру, занимаешься исследованиями, ты молодой учёный. Чем обусловлен этот выбор, почему ты решил заниматься наукой?

Потому что это моё! Потому что я понял, что лучше всего у меня получается заниматься исследованиями.

  • Как сейчас ты оцениваешь знания и навыки, полученные в магистратуре? Этого было достаточно для успешного старта?

Я скажу так: учиться нужно всегда. Касательно той базы, что даёт Вышка, её достаточно, чтобы в дальнейшем изучать, что угодно. Вышка не дала мне знания всех методов, но она научила меня тому, как можно работать с количественными методами, как можно осваивать новые методы, даже если ты их не знаешь. Специально для того, чтобы написать магистерскую диссертацию, я изучил новый для себя метод – отрицательную биномиальную регрессию.

  • Общаешься ли ты с кем-нибудь из своих однокурсников сейчас? Может быть, есть научное сотрудничество?

Да, конечно. Сложилось, в некоторой мере, международное коммьюнити. С нами училась Зарина Лухманова из Узбекистана, которая сейчас вернулась домой. Мы с ней продолжаем общаться, и у нас есть совместные проекты, в планах — написание совместной научной статьи. Есть и российские друзья, например, Артём Земцов, который также сейчас в аспирантуре и работает в ВШЭ в Лаборатории сравнительных исследований массового сознания. Со многими моими одногруппниками я сохраняю связи, дружеские и деловые.

  • Что бы ты посоветовал тем ребятам, которые собираются поступать на нашу магистерскую программу?

Готовьтесь! Как показала практика, если нет другой возможности, лучший вариант — это поступление по олимпиаде. Если вы понимаете, что не сможете пройти по конкурсу портфолио, если вы понимаете, что у вас недостаточно знаний, но при этом вы понимаете, что можете немного поучиться и сами себя подготовить в течение полугода-года, то это вполне реальный путь. Это показывает мой опыт: у меня не было абсолютно никакого бэкграунда в политической науке, вплоть до момента поступления, я все осваивал сам, с нуля. Для сегодняшних абитуриентов гораздо больше возможностей в отличие от того времени, когда это делал я, потому что в 2014 году онлайн-курсы по политической науке только запускались. Сейчас на Coursera есть курс «Сравнительная политика» М.Г. Миронюка и М.В. Ильина, есть ряд англоязычных курсов по близкой тематике. На платформе «Открытое образование» есть та же «Сравнительная политика», есть «Введение в современную политическую науку» А.Ю. Мельвиля и И.М. Локшина. Таким образом, вполне реально получить хорошую базу, которой хватит для того, чтобы достаточно быстро влиться в струю в магистратуре. Во времена моего поступления таких возможностей, увы, просто не было.

  • Если сравнивать Вышку и твой первый вуз, какие отличия ты бы выделил?
До Вышки я учился в Смоленске, и это две разные среды, абсолютно. Смоленск классический, более формальный, я не знаю, как точнее сформулировать. В Вышке все по-другому, Вышка стремится вперед, на уровень ведущих вузов мира, это не может не радовать. Тут происходит внедрение новых практик, и ты учишься на собственных ошибках. На мой взгляд, очень важным достоинством Вышки является умение признавать и исправлять свои ошибки. Конечно это трудно, но она это делает, в отличие от большинства мне известных вузов.
  • И последний вопрос. Что ты, как молодой исследователь, посоветовал бы магистрам, которым скоро предстоит защищать свои диссертации?
Чаще общайтесь со своими научными руководителями, не стесняйтесь задавать вопросы, связывайтесь со специалистами по вашей тематике, в том числе зарубежными, и обсуждайте свои идеи со своими коллегами.

 

Беседовал Шамиль Дадаев,
студент 2 курса магистерской программы «Прикладная политология»

 

Илья Васькин: «Наука — это моё!»

 

Наш выпускник 2017 года Илья Васькин сейчас учится в Аспирантской школы по политическим наукам и работает в Международной лаборатории институционального анализа экономических реформ. Илья рассказал нам о своём опыте поступления и учебы на «Прикладной политологии», о своих исследования, а также дал несколько советов абитуриентам и магистрантам.

 

Илья, расскажи, пожалуйста, немного о себе. Какой вуз ты окончил до поступления в Вышку, как решил поступать к нам?

Я закончил Смоленский государственный университет по программе «История». Это было в 2015 году. Про Вышку узнал случайно, когда рассматривал варианты поступления в Москву, которые были бы доступны выпускнику с региональным бэкграундом. Таким же образом я узнал про олимпиады, которые проводит Вышка, ради интереса попробовал свои силы в 2014 году, однако тогда это был провал. После него я год готовился к следующей олимпиаде, и в итоге стал её победителем в 2015 году.

Сложно было готовиться?

Да, это был трудоёмкий процес. Для этого я брал книги, статьи и чуть ли не конспектировал от руки. Очень помогли курсы на платформе Coursera, как ни странно.

Илья, ты в 2017 году закончил магистратуру, чем ты теперь занимаешься?

В настоящее время я работаю в Международной научной лаборатории институционального анализа экономических реформ, занимаюсь экономическим анализом госзакупок. Параллельно пишу кандидатскую диссертацию, посвящённую политэкономии Исламской Республики Иран.

Расскажи подробней о своем исследование, это очень интересно.

Все началось в 2015 году, когда я познакомился с Леонидом Исаевым, преподавателем Вышки. Мы были участниками одной востоковедческой конференции, и так вышло, что он работает на факультете социальных наук, куда я и поступал. Результаты олимпиады были на тот момент известны. Я предложил ему стать моим научным руководителем, он согласился. С тех пор мы сотрудничаем. Так я вышел на Научно-учебную лабораторию мониторинга рисков социально-политической дестабилизации Вышки. Там же началось моё сотрудничество с Андреем Коротаевым. И не только. Моя курсовая работа была связана с возникновением Зелёной партии Ирана, что само по себе крайне необычно, т.к. экологическое партии возникают в развитых постиндустриальных обществах, а не в странах с фундаменталистскими политическими режимами, чья идеология вроде как напрямую противоречит модернизации. Это исследование, можно сказать, заложило фундамент того, чем я сейчас занимаюсь.

В общем, что ты получил за два года обучения на программе «Прикладная политология»?

Программа, на самом деле, мне очень много дала, можно сказать, что я стал совсем другим человеком. Я стал по-другому смотреть на жизнь, я познакомился с большим количеством прекрасных людей, с которыми до сих пор общаюсь. Это и однокурсники, и преподаватели, и сотрудники лабораторий. Я стал лучше понимать политику вообще и, как это ни странно, я стал разбираться в количественных методах. Спасибо Андрею Ахременко, спасибо Илье Щурову и всем тем преподавателям, которые нас им учили. Я стал вникать в природу политических отношений — как с точки зрения науки, так и с точки зрения практики. Я по-другому стал оценивать мир вокруг себя.

По первому образованию ты — историк. Тебе не сложно было перестраиваться, осваивать новый исследовательский инструментарий, прикладные методы?

В первые полгода мне действительно было тяжело, но, к счастью я был психологически к этому готов. На платформе Stepik были курсы по основам статистики, я немного их подучил перед поступлением, потом активно доучивал статистику на первом курсе. Это мне помогло попасть в колею и удержаться в ней. Первые полгода — это адаптация, попытка понять, а что вообще происходит, как тут надо готовиться, чего от тебя ждут. Дальше было значительно проще.

Как ты думаешь, если бы твой выбор пал на другой вуз, твоя карьерная траектория выстроилась бы иначе?

Я думал об этом. Сейчас я понимаю, если бы можно было вернуться на десять лет назад, я поступил бы на востоковедение, не знаю, правда, в какой вуз, но точно с возможностью изучать восточные языки. Что касается магистерской программы, я бы ничего менять не стал — если бы была возможность вернуться сюда с хорошим знанием восточного языка, это был бы идеальный вариант, на мой взгляд.

Ты не стал прерывать академический трек, а поступил в аспирантуру, занимаешься исследованиями, ты молодой ученный. Чем обусловлен этот выбор, почему ты решил заниматься наукой?

Потому что это моё! Потому что я понял, что лучше всего у меня получается заниматься исследованиями.

Как сейчас ты оцениваешь знания и навыки, полученные в магистратуре? Этого было достаточно для успешного старта?

Я скажу так: учиться нужно всегда. Касательно той базы, что даёт Вышка, её достаточно, чтобы в дальнейшем изучать, что угодно. Вышка не дала мне знания всех методов, но она научила меня тому, как можно работать с количественными методами, как можно осваивать новые методы, даже если ты их не знаешь. Специально для того, чтобы написать магистерскую диссертацию, я изучил новый для себя метод – отрицательную биномиальную регрессию.

Общаешься ли ты с кем-нибудь из своих однокурсников сейчас? Может быть, есть научное сотрудничество?

Да, конечно. Сложилось, в некоторой мере, международное коммьюнити. С нами училась Зарина Лухманова из Узбекистана, которая сейчас вернулась домой. Мы с ней продолжаем общаться, и у нас есть совместные проекты, в планах — написание совместной научной статьи. Есть и российские друзья, например, Артём Земцов, который также сейчас в аспирантуре и работает в ВШЭ в Лаборатории сравнительных исследований массового сознания. Со многими моими одногруппниками я сохраняю связи, дружеские и деловые.

Что бы ты посоветовал тем ребятам, которые собираются поступать на нашу магистерскую программу?

Готовьтесь! Как показала практика, если нет другой возможности, лучший вариант — это поступление по олимпиаде. Если вы понимаете, что не сможете пройти по конкурсу портфолио, если вы понимаете, что у вас недостаточно знаний, но при этом вы понимаете, что можете немного поучиться и сами себя подготовить в течение полугода-года, то это вполне реальный путь. Это показывает мой опыт: у меня не было абсолютно никакого бэкграунда в политической науке, вплоть до момента поступления, я все осваивал сам, с нуля. Для сегодняшних абитуриентов гораздо больше возможностей в отличие от того времени, когда это делал я, потому что в 2014 году онлайн-курсы по политической науке только запускались. Сейчас на Coursera есть курс «Сравнительная политика» М.Г. Миронюка и М.В. Ильина, есть ряд англоязычных курсов по близкой тематике. На платформе «Открытое образование» есть та же «Сравнительная политика», есть «Введение в современную политическую науку» А.Ю. Мельвиля и И.М. Локшина. Таким образом, вполне реально получить хорошую базу, которой хватит для того, чтобы достаточно быстро влиться в струю в магистратуре. Во времена моего поступления таких возможностей, увы, просто не было.

Если сравнивать Вышку и твой первый вуз, какие отличия ты бы выделил?

До Вышки я учился в Смоленске, и это две разные среды, абсолютно. Смоленск классический, более формальный, я не знаю, как точнее сформулировать. В Вышке все по-другому, Вышка стремится вперед, на уровень ведущих вузов мира, это не может не радовать. Тут происходит внедрение новых практик, и ты учишься на собственных ошибках. На мой взгляд, очень важным достоинством Вышки является умение признавать и исправлять свои ошибки. Конечно это трудно, но она это делает, в отличие от большинства мне известных вузов.

И последний вопрос. Что ты, как молодой исследователь, посоветовал бы магистрам, которым скоро предстоит защищать свои диссертации?

Чаще общайтесь со своими научными руководителями, не стесняйтесь задавать вопросы, связывайтесь со специалистами по вашей тематике, в том числе зарубежными, и обсуждайте свои идеи со своими коллегами.

 

Шамиль Дадаев,

студент 2 курса