• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Манфред Кетс де Врис: Последствия синдрома устрицы для корпораций

Изменение модели компании

Мир вокруг нас меняется. Меняются компании и стили руководства. На протяжении большей части XX века организации строились по образцу католической церкви или армии. Компания General Motors была главным прототипом подобной «современной» компании — удивительно долго­вечным прототипом. Книга Альфреда Слоана «My years with General» ста­ла библией многих поколений служащих и студентов бизнес-школ. В ней пропагандировалась пирамидальная структура, иерархичная организация, департаменты, принятие решений сверху, функциональная и филиаль­ная структура, власть в соответствии с должностью. Книга Слоана вышла во время правления технократов, когда потребности потребителей были отодвинуты на второе место, когда состояние компаний было довольно стабильным, бюрократическое руководство было нормой, а проблема цен­ностей акционеров была почти неизвестна. Однако теперь, в постиндуст­риальный век, с приходом того, что иногда называют «новой экономи­кой», появляются новые прототипы организаций. Они больше, чем их предшественники, соответствуют изменениям, которые происходят под влиянием увеличивающейся глобализации организаций и информаци­онной и коммуникационной революции.
С появлением новой нормы изначальный прототип лидерства и организаций стал менее важным. Во многих компаниях, основанных на том традиционном прототипе, принятие решений сверху привело к диктатарскому управлению, бюрократической культуре, раздутым корпо­ративным офисам и жесткой политике и процедурам. По мере того, как эти более «классические» организации разрослись, они стали обращать больше внимания на внутреннюю жизнь, всецело были поглощены соб­ственной политикой и совершенно забыли о своих покупателях, конку­рентах и акционерах. Многие из них зазнались.
С учетом растущего несоответствия традиционной модели встает воп­рос: какой образец лидерства и организации будет наиболее подходящим в XXI веке? Хотя сложно предсказать дискретность, можно выделились не­сколько тенденций. Давайте рассмотрим три из них, обратившись вначале к сдвигу в мышлении, в которых преобладали контроль, послушание и иерар­хия уступили место организациям, сосредоточенным на идеях, информации и взаимодействии. В современном бизнесе люди и процессы стали главными. Поскольку в «виртуальный век» выжива­ние компании зависит от привлечения людей с над­лежащей квалификацией, хорошие люди сейчас стали еще большим дефицитом, чем капитал. Нуж­ны люди, которые знают, как использовать страте­гические инновации, обладающие предпринима­тельской жилкой, способные управлять компани­ей в глобальном мире.
Мы переживаем изменение модели жизни на рабочем месте. Старое мышление базировалось на стабильности, национальной, а не глобаль­ной ориентации, зависело от технологий, было иерархичным и склоня­лось к диктаторскому стилю управления. Новое мышление основано на постоянных и периодических изменениях, глобально ориентировано, за­висит от потребителя, нуждается в гибкой архитектуре организации и при­держивается стиля управления, основывающегося скорее на авторитете (уважении), чем на диктате (значимости должности).
 Это изменение модели требует совершенно иной формы организа­ции. Есть несколько образцов современной организации: «виртуальная» (состоящая из частей, которые не жестко связаны), «химические супы» (в которых новые соединения возникают постоянно) и «амебы» (кото­рые постоянно отделяют части). Такие компании, как Virgin, South Airlines, Gore Associates, Oticon, Patagonia и Goldman Sachs, организова­ны по этим новым моделям. Во всех подобных компаниях иерархия ме­нее важна. Они скорее плоские и систематизированные, чем иерархич-ные и фиксированные, и у многих новаторский дизайн, так как форма организаций может повысить их конкурентоспособность. Кроме того, они чрезвычайно подвижны и ориентированы на действия. Присоеди­няясь к лозунгу «ты либо быстрый, либо мертвый», они признают важ­ность скорости при принятии решений.

К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по 
Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по 
Истории и теории психоанализа
К списку статей 
А. В. Россохина в журнале "Psychologies"