• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Бесстрастные личности/компании

Потребность в отчужденности

Некоторые люди придерживаются беспристрастного стиля и считают, что внешний мир ничем не может их удовлетворить. Так как они дума­ют, что взаимодействие с другими в конце концов провалится и причи­нит им вред, они стараются сохранять дистанцию. Замкнутый и шизоидный типы лично­сти — и устанавливают модель социального отчуждения.
Люди с замкнутым типом личности могли в ранние годы испытать неприятие и унижение со стороны окружающих, что вынуждает их, те­перь уже взрослых, не доверять людям и избегать близких отношений; однако обычно им очень хочется более близкой привязанности и боль­шего социального приятия. Напротив, люди шизоидного типа (или име­ющие склонности подобного рода) часто страдают от нехватки позна­ния и эмоций, что делает их равнодушными к своей социальной изоли­рованности. Однако из-за сходства в поведении обоих типов личности их сложно различать; и тот и другой обычно бывают социально нере­шительными и невосприимчивыми.
Для бесстрастного (отчужденного) стиля характерен принцип невмеша­тельства и ухода. Отчужденные личности нарочно не хотят вступать в эмо­циональные отношения из страха социального унижения; они предпочита­ют быть в одиночестве и не чувствуют потребности в общении (или хотят его, но не знают, как это сделать.) Хотя на первый взгляд может показаться, что они равнодушны к похвале, критике или чувствам других, это часто бы­вает защитной маской против боли. Какими бы ни были причины, результа­том становятся отчужденность, эмоциональное бес­силие, неспособность выражать энтузиазм или удо­вольствие и презрение к взаимоотношениям.
Отчужденное поведение может, кроме того, проявляться и у здоровых руководителей, которым надоела рабочая рутина. Так как занятия, не свя­занные с работой (например, общественная или политическая деятельность), кажутся более при­влекательными, руководителя сложнее, чем преж­де, застать в офисе. Подобное поведение часто напоминает характерис­тики людей шизоидного или замкнутого типа.

Политизированная культура, шизоидные организации

Политизированная корпоративная культура обычно является результа­том деятельности руководителя, отказавшегося от своих обязанностей лидера. Руководители, чья отчужденность заставляет их избегать кон­такта с окружающими, делегируют (по умолчанию) управление своей компанией менеджерам второго эшелона, которые обычно бывают очень неуверенны в своей власти и обязанностях. Члены второго эшелона ста­новятся «основными игроками» и достигают должности и власти в об­ход своих «конкурентов» из других департаментов. Они заполняют ва­куум лидерства, продвигая свои собственные местнические интересы при отчужденном лидере. В этом они видят возможность улучшить соб­ственный круг общения и материальную базу. Это заканчивается про­блемами координации, взаимодействия, конкуренцией между департа­ментами и нерешительной стратегией. Мало внимания уделяется созда­нию и поддержке корпоративных ценностей.
В компаниях шизоидного типа разработка стратегии возлагается на эти изменяющиеся союзы карьеристов из менеджеров второго эшелона, причем все они стараются повлиять на нерешительного лидера и одно­временно продвинуть собственные проекты и реализовать амбиции. Ком­пания плывет по течению, проводя все больше изменений в одной облас­ти и меняя направление на противоположное, когда власть переходит к новой группе. Инициативы одной группы менеджеров часто нейтрализу­ются или жестко блокируются другой оппозиционной группой.
Составной характер компании мешает эффективной координации и общению. Информация используется скорее как источник власти, чем как средство эффективной адаптации; по сути, менеджеры воздвигают преграды, чтобы помешать свободному потоку информации. Но это не единственные недостатки информационной системы. Другой минус — отсутствие новостей о внешнем деловом мире. Внимание компании на­правлено вовнутрь, на личные амбиции; все удовлетворяют прихоти топ-менеджера (до тех пор, пока эти прихоти понятны) и свои собственные. Менеджеры второго эшелона просто игнорируют события, происходя­щие в реальном мире, которые могут либо плохо сказаться на их пове­дении, либо противоречат желаниям отчужденного лидера.
Чрезмерно отчужденные фирмы должны сделать следующее, чтобы восстановить баланс:
  • Воскресить и укрепить лидера
  • Сосредоточиться на стратегии
  • Улучшить информационный поток внутри компании
  • Подчеркивать значимость деятельности, создающей корпоратив­ную культуру
  • Стать более чуткими к внешнему деловому окружению

 

К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале "Psychologies"