«Выбирайте людей, а не место!»
Андрей Манахов, слушатель второго курса МП, — о том, как совмещать военную и психоаналитическую карьеру.
Десять лет назад вокруг психологии начался бум, все развивалось. Из-за возникших жизненных обстоятельств начал интересоваться этим направлением, даже появилось желание отучиться. Но понимания, как стать психологом, не было. Получить психологическое образование дистанционно тогда было просто неосуществимо, а учиться очно, будучи военным – невозможным. Пытался читать «околопсихологические» книги – вспоминаю их сейчас и улыбаюсь. Но запрос был, как и постепенно пришедшее решение сменить карьерный трек с военного на психологический. Почему?
Час военного не долог, а зачастую еще и невероятно тяжел. Не все готовы мириться с внутренними конфликтами. Я не стал этого делать и решил думать не только о Родине, но и о себе и своем будущем. Искренне верю: у всех людей есть природные таланты. Мой — разговаривать: умею это делать хорошо, помогать беседой. И тут всё совпало! Еще и мама подарила три сессии с психологом, учившейся на нашей Программе — она работала со мной как коуч. На первой же сессии встал вопрос самоопределения, поиска места в мире. Коуч подсказала, что после коронавируса появилось дистанционное образование, конкретно — МП, и предложила изучить вопрос, если хочу развиваться в этой сфере.
Сначала пошел в Московский институт психоанализа на трехмесячный курс общей психологии, чтобы хоть как-то разобраться, ведь магистратура — это усиление полученных ранее знаний, а они полностью отсутствовали. По окончании думал поступать туда же, в МИП, так как Вышка сильно отличалась по цене, но что-то остановило — решил пойти на День открытых дверей и, если что, как-нибудь найти деньги – всегда можно взять образовательный кредит.
И вот, по пути в командировку, заехал — и словно попал домой. Ощутил что-то теплое, хорошее, родное. Получил четкие, развернутые ответы на вопрос, адекватный отклик. Помню, спросил: «Как военнослужащий сможет учиться и применять знания?» Началась активная дискуссия, человек пять сразу же среагировали и приступили к объяснениям и обсуждению. Один из слушателей раньше тоже носил погоны, и сказал: «Посмотри, я жив, здоров, не голодаю, не бедствую, все отлично».
Звезды сошлись: подал заявление, написал эссе, побеседовал с Юлией Ивановой — и здравствуйте, я слушатель МПБК2024!
Психоаналитические знания помогают везде: легче разговаривать с людьми, выдерживать агрессию или – прекрасное слово – «контейнировать». Лучше понимаю мотивы поступков, становится проще направить чужие действия в нужное русло. Порой чувствую себя Мэлом Гибсоном из фильма «Чего хотят женщины»: хожу и читаю мысли, обладаю этим секретным оружием. Могу очень аккуратно лавировать между острыми углами, на которые раньше напарывался.
Не всегда на все хватает сил и ресурсов. Ресурс — великое слово, это понимание того, что брать паузы и расслабляться очень важно. На службе нет нормированного графика: нужно выносить все трудности и невзгоды, выполнять задачу несмотря ни на что. Сейчас отношение к этому постулату изменилось — считаю, что терпеть не нужно. Дела можно откладывать. И так же важно спокойно болеть, спать, отдыхать.
Легко говорить про спокойный отдых! Но на самом деле, жизнь стала тяжелее.
В психоанализе я пока только год, и постоянно все задают один и тот же вопрос: «Как ты там столько учишься?». График и вправду плотнейший, учимся шесть дней в неделю. Привожу банальный, но очень понятный пример: когда научились варить пельмени, можете и без этого прожить. Если готовить не каждый день, ничего не произойдет, мир не изменился. Когда изучаешь психологию, ежедневно мир полностью переворачивается, появляется осознание, почему и как люди что-то делают. Не просто знакомые, родные и близкие, а вообще все — кассир в магазине, уборщик на улице, коллега, да кто угодно! Каждое утро встаешь с глазами по пять копеек и пытаешься успеть подготовить мозг к этим изменениям. Успеваешь не всегда! :)
Одиннадцать лет учился в кадетской школе МЧС — оттуда первоначально и синдром спасателя, и постоянное желание помогать людям. На МПБК узнал классную фразу «причинять добро». Хорошее может делать больно! На Программе узнаем, что, если человек не пришел в работу — видеть и слышать советы он попросту не готов. Важно не «причинять добро» — не нарушать и не разрушать то, что уже есть. Так что, когда друзья обращаются за советом: «Ты психолог, точно поможешь», лучше бы уметь отключать психологическую часть и выдавать максимально нейтральную рекомендацию. Ловлю себя на том, как начинаю вроде бы погружаться, пытаюсь, что-то объяснить человеку — но такой анализ не принесет ничего и на самом деле не нужен.
Благодаря Программе колоссально меняется мое мироустройство. Прежде всего – и это отдельный пункт для военных, таких как я – привычные, строгие и четкие порядки полярно противоположны здешним. Когда приезжаешь в один из самых буржуазных вузов свободомыслия и встречаешь людей из бизнеса, понимаешь: тут живут по-другому. И это наблюдение – не про открытие чего-то совсем нового, а про расширение видения: если раньше замечал одну-единственную узкую линию горизонта, то теперь как будто бы смотрю из космоса на целую планету.
Еще один важный вопрос, который постоянно задают: как понять, что нужно идти к коучу или терапевту? Отвечаю: одного критерия нет, но условный маркер — осознание проблемы, ее повторение и неспособность справиться самостоятельно. То есть «готовности к терапии» вообще не существует — есть именно решимость пойти в свой страх, в проблему, в себя.
Отдельно скажу о тех, кто придумывает встречи, организует мероприятия – и делает это не за деньги, а из интереса. Такого опыта у меня никогда не было — и это дарит незабываемые впечатления. И даже не сами события, а именно люди, в них участвующие!
Среди прекрасных преподавателей особый восторг вызывает Екатерина Джабар-Заде, ее бешеный темп, интереснейший курс. Все это чем-то напоминает цитату из фильма «Джентльмены», где главный герой говорил: «Нельзя сомневаться, сомнения порождают хаос. Недостаточно лишь выглядеть царственно, нужно обладать настоящей властью и уверенностью». Так вот, Екатерина Викторовна обладает. И подача долгоиграющая: порой не сразу доходит, но, когда это случается — эмоций не передать. И в параллели, как некое «уравнобешевание» – мягкий, обволакивающий, приятный курс Михаила Стависского.
Психоанализ — это жестко и сложно, даже просто выдержать теорию не всегда просто. Лекции Виталины Олеговны Чибис приходится слушать много раз! Придумал методику: слушаю по 15-20 минут, возвращаюсь к началу и слушаю заново. Опять же, в параллели, — Ольга Валентиновна Чекункова. Восхитительное уравновешивание!
Супервизии — это три часа, которые всегда с удовольствием провожу после работы, после службы. Не надо вообще никакого быстрого дофамина. Шучу, что супервизии вызывают привыкание. Голова взрывается, полна инсайтов, мыслей, и хочется еще и еще.
Я – староста условно прозванной нами палаты номер 6 — шестой группы. Когда взаимодействую с людьми на МП, одногруппниками, однокурсниками, другими старостами, понимаю, что это общение уже само по себе — большое открытие. Эти контакты становятся вечным спутником, второй Луной, никуда не исчезают. Например, сейчас, во время студенческих каникул, мы на связи, постоянно что-то делаем вместе. Всегда повторяю: выбирайте людей, а не место! И я рад тем, кто оказался рядом. Динамика ли это с психологической точки зрения? Шанс? Или судьба, как говорят обычные люди в реальной жизни? Именно окружение дает невероятно много. Это потрясающие женщины и мужчины с колоссальным жизненным опытом за плечами.
О Программе в трех словах? — Новый космос, Марианская впадина, а третье — целое предложение: «Ох, этот чертов дивный мир»!
