• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

Екатерина Кашубская: как связаны Эллиотт Жак, requisite organizations и уровень мудрости

Новая рубрика – всегда волнительно! Особенно когда и если в этой премьере, как в матрешке, кроется сразу несколько новостей. Во-первых, впервые на нашем канале – масштабное интервью с преподавателем Программы, Екатериной Кашубской. Во-вторых, это самое интервью – предвестник апрельской серии лекций, в рамках которой Екатерина возможно перевернет корпоративный мир некоторых второкурсников с головы на ноги, а другим уж точно подсветит неожиданный взгляд на существующее положение вещей. В-третьих, Екатерина по нашей просьбе выбрала и ответила на десять вопросов из анкеты Марселя Пруста – в том самом формате, который долгие годы используют коллеги из Vanity Fair – и это тоже впервые!

Итак: рассказывает Екатерина Кашубская-Кимпеляйнен — кандидат психологических наук, преподаватель МП «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» с самого первого года. Окончила Ленинградский государственный университет, там же защитила диссертацию, но научной работе всегда предпочитала практическую психологию. Основную часть карьеры — более 25 лет — провела в качестве партнера международной компании Amrop, которая занимается поиском и подбором персонала высшего звена:

Эллиотт Жак, requisite organizations и уровень мудрости
Мой курс посвящен двум очень большим концепциям, которые я сама активно использовала в профессиональной практике. Они не очень широко известны, и первая даже не имеет устойчивого перевода на русский язык — это requisite organization, придуманная Эллиоттом Жаком. Он был заметен в психоаналитических кругах, работал с Мелани Кляйн — затем ушел из психоанализа в организационную психологию, применив там все свои знания, чтобы через понимание людей позволить им максимально проявляться на работе.

Вторая концепция, очень сильно связанная с первой, — это концепция личностной зрелости. Она известна чуть шире и изучает развитие Эго, его механизмов и того, как взрослые люди различаются между собой по степени развития своей личности. Проще говоря, насколько они мудреют — или не мудреют — в процессе жизни. У обеих этих концепций внутри очень сложные механизмы, дающие большую, широкую картинку и сильно меняющие мировоззрение — так произошло и со мной. Теперь я вижу мир совсем иначе, чем десять лет назад.

Мой курс идет в самом конце двухлетнего обучения на Программе — и это не случайно: здесь знания и жизненный опыт слушателей сливаются с тем, что они получили на МП. Все это ложится друг на друга, находит свое место — и получается масштабный, системообразующий фреймворк.

Организация и генеральный директор
Если совсем упрощать — можно сказать, что организации надо выстраивать на основе понимания уровня сложности задач. Начинается всегда сверху — с генерального директора, который решает Самую Сложную Задачу. Дальше она транслируется на несколько уровней вниз, поэтапно упрощаясь. 

При этом никакая организация не может быть больше своего генерального директора. Допустим, уже существует и функционирует какая-то крупная компания, и в нее приходит новый директор — они же периодически меняются. При нем и интеллект, и навыки, и способность решать очень масштабные задачи — и за следующие пять – семь лет вся организация вырастает, добиваясь больших результатов. Затем директор куда-то уходит, приходит новый, куда «меньше» предыдущего — и компания тоже начинает уменьшаться.

Сколько ступеней в лестнице наверх
Существует определенная, заранее известная система уровней сложности, на которые можно декомпозировать задачу компании в зависимости от масштаба ее директора. На этом и основана система requisite organization: где-то в иерархии нужно три организационных уровня, а где-то — пять, если директор «большой». Никогда не нужно, например, двеннадцать: такая частая нарезка свидетельствует не о сложности общей задачи, а о неумелости менеджмента. Подобные системы перегружены бюрократией, делают невозможным творчество, люди попросту задыхаются. Если уровни расставлены верно, и на каждом из них подобраны и адекватно распределены правильные люди — в компании появляются свобода, инициатива и инновации, ведущие к куда более высоким результатам.

О профессиональном пути
Университет я закончила 40 лет назад, и на первом этапе карьеры успела немного попреподавать в паре ленинградских, а потом и питерских вузов. Было интересно: начало девяностых, рыночная экономика, все нужно делать по-новому! Мы летали в Штаты, в Массачусетский технологический институт, где было сильное направление организационной психологии. Брали прогрессивные методики и применяли в нашем Политехе, обучая людей новым формам общения в организациях — чистая авторитарно-приказная система уже не работала.

Жить на деньги, которые платили вузовским преподавателям в то время, было трудно — поэтому ушла в бизнес, не бросая психологические знания. Поработала в маркетинге, перешла в HR, и 25 лет была партнером глобальной компании Amrop, где занималась оценкой и подбором top и high-middle менеджеров для крупных международных российских организаций. Так или иначе мы поработали со всеми большими именами — за такой срок это неизбежно.

Новая жизнь – новый формат
В 2020 году решила, что enough is enough — и этот этап нужно завершать. Занялась неожиданной даже для себя самой активностью: веду собственную групповую медитативную программу, которая родилась из 20 лет практики йоги и поездок в Индию. Но медитации, которые я пишу, тоже находятся в психоаналитическом фрейминге: работаю с разными структурами Эго и супер-Эго, с детским периодом, много использую концепцию Винникотта — потому что это очень глубоко.

Во многом эта активность простимулирована Вышкой — читая лекции на Программе – а здесь я уже 11 лет, с самого начала! – глубже ушла в психоанализ. До этого больше интересовалась юнгианским направлением, а тут появились и Фрейд, и Винникотт, и многие другие.

Про искусство в себе и себя в искусстве
Помимо бизнеса, психоанализа и преподавания увлекаюсь классической культурой, в особенности — оперой. Много лет ездила на Зальцбургский фестиваль, а теперь просто-таки влюбилась в Большой театр. Хожу туда каждый месяц, и могу сказать, что он сейчас просто фантастический — точно один из лучших в мире.

Это просто роскошь, не берусь даже выделять какие-то постановки — идти можно на любую, и точно не промахнетесь! Например, сейчас идет «Адриана Лекуврёр» Франческо Челиа: я не слышала ни этого названия, ни имени композитора, как, наверное, и большинство. Изящнейшая постановка, божественная, легкая, мелодичная музыка — чистое эстетическое удовольствие! Уже дважды сходила на «Лоэнгрин», а скоро пойду на «Хованщину» спустя 20 лет после того, как впервые смотрела ее в Мариинке. Тогда было тяжело — опера мрачная, музыка у Мусоргского соответствующая, — но уверена, что услышу все по-новому.

Раз в пять лет перечитываю Толстого — это классика, в которой каждый раз открываешь что-то новое — но в основном уделяю время специализированной литературе. Это и Фрейд, которого раньше так глубоко не понимала, и Винникотт, который сейчас вообще моя любовь. Он позволял себе высказывать мысли, но не прорабатывать их до конца, допуская бесконечное множество интерпретаций. Это просто россыпь жемчуга, бери любую мысль и изучай, исследуй! Например, одна из таких цитат-жемчужин, в которой открывается целая вселенная: «Агрессия — это часть примитивного выражения любви».

Десять вопросов от Пруста
Какие добродетели вы цените больше всего?
Честность с собой и другими; юмор и доброжелательность. Ваша идея о счастье? Мне хорошо – и людям вокруг хорошо,  и есть разделяемое многими чувство, что есть куда стремиться, и обстоятельства вокруг этому благоприятствуют. Где вам хотелось бы жить? Там где я живу. Ваши любимые художники и композиторы? Среди художников есть любимчики – Модильяни и Матисс, а вот композиторов и писателей люблю великое множество, не буду выделять. К каким порокам вы чувствуете наибольшее снисхождение? К тем, которые мне не свойственны. Как вы хотели бы умереть? Со всеми близкими попрощаться и умереть во сне. Реформа, которую вы цените особенно высоко? Отмена крепостного права. Ваше состояние духа в настоящий момент? Много любопытства и вдохновения. Ваше любимое занятие? Любила и люблю летать: в воображении, на самолетах, во сне. Люблю птиц, поэтому же. Люблю летать мыслью за Фрейдом, Винникоттом, Юнгом и многими другими, гениальными. Фантазия всегда была одним из моих доминирующих защитных механизмов.

Подать заявку на обучение