«Это совершенно другой уровень любви к людям»
Директор Магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» Юлия Иванова — о том, как после 20 лет строительства успешных бизнесов пришла в Вышку, получила ответы на все вопросы и нашла призвание.
У меня два высших управленческих образования и степень MBA по направлению менеджмента. Больше 20 лет я была в корпоративном секторе, а вообще деловой путь начался на втором курсе Историко-архивного института. Мы с подружкой решили замутить бизнес: тогда царили такие времена, что деньги «лежали на земле», и надо было их просто поднять. Открыли салон красоты, заняли у инвесторов денег на год — и целиком «отбились» уже через 8 месяцев.
Я полностью рулила всем управлением, закупками, персоналом — а на четвертом курсе, когда мы уже практически выпускались, встал вопрос: куда двигаться дальше? Была возможность развиваться, открывать сеть, имелись деньги и инвесторы, но ведь это и риски — две молодые девчонки, большой бизнес… На этом этапе мы с подругой и разошлись: ей было комфортно сидеть на своем маленьком кусочке, а я осталась одна со своими большими амбициями.
Но ненадолго! Сразу после института меня позвали в Межбанковский финансовый дом заниматься консалтингом, и с этого момента жизнь оказалась тесно связана с корпоративным бизнесом. Пробовала разные направления: страховой бизнес, туристический, работала директором по маркетингу, а в последние 10 лет до Вышки занимала позиции коммерческого директора, заместителя генерального — была правой рукой руководителей.
Отвечала за всю коммерцию, маркетинг, аналитику, HR, закупки, то есть развитие бизнеса было целиком на мне. Сферы оказывались самые разные — федеральная розница, сотовая связь, ресторанное дело, масложировой сектор. Был проект, когда мы за три года «подняли» завод и вывели его в топ-3 по отрасли. То есть я развивала активы, акционеры довольно потирали руки, продавали замечательный красивый бизнес — все счастливы.
Как-то, после завершения очередного успешного проекта, у меня случился экзистенциальный кризис. Поняла, что устала от постоянной гонки, в процессе которой часто терялся смысл. Вроде бы бизнес работает, все окей — но это бизнес ради бизнеса, денег, активов. И никого не интересует, что мы делаем для людей, что приносим в этот мир. Да и на спорные методы достижения целей приходилось слишком часто закрывать глаза.
К тому моменту у меня было все хорошо с финансами: могла себе позволить уйти «в никуда» и пару лет вообще ничего не делать, потому что полжизни работала на такую возможность. И тут начала задаваться совершенно новыми вопросами — где я в этой жизни, с кем, чего хочу? Не «чего хочет очередной акционер», а «чего хочет Юлия Иванова». И вообще — что хорошего и доброго мы оставим после себя? В итоге поняла, что больше так просто не могу, надо нажать на паузу.
Год целиком прожила для себя — догоняла все то, что неминуемо упускается при работе 24/7, когда, помимо мужчины, спишь с ноутбуком и телефоном. Начала ходить в театры и на выставки, занялась танцами, рисованием — в общем, просто кайфовала и восполняла саму себя. И когда восполнила, совершенно другими глазами начала смотреть на то, кто я и чего хочу.
Села и поговорила с собой: «Юль, ты классный управленец, у тебя обалденный бэкграунд. Ты хочешь работать не на стороне бизнеса, а вне его, помогать снаружи. Значит, это бизнес-консультирование — но при этом должен быть глубинный смысл, а не просто разработка стратегий, оптимизация процессов и так далее». И вот тут в жизни появилась Вышка.
Не помню, как нашла Программу, но случилось это за две минуты. Что-то гуглила, увидела первую ссылку, зашла на сайт — и уже на следующий день пошла подавать документы. Все произошло в моменте: я точно знала, что мне сюда надо, доверяла интуиции и не хотела ничего выбирать.
Когда меня спрашивали, зачем я пришла на Программу, честно отвечала: не знаю, пришла для себя. Какой смысл я вкладывала в эти слова, тогда даже не понимала — все сложилось в последующие два года. Это оказалась терапевтическая история, которая позволила проработать вопросы, копившиеся внутри всю жизнь: про себя, бизнес, акционеров, про мой путь во всем этом. И когда я наконец получила ответы, стало невероятно легко и свободно.
Первые впечатления от Программы были очень разными — от восторга до жуткого сопротивления, невозможности слушать определенные темы. Меня просто «выносило», я отключалась, была не готова к ним, потому что они резонировали с моими внутренними конфликтами. Но ничего, перерабатывала полученные знания, укладывала в голове, возвращалась к этим темам — вот так, шаг за шагом.
Всегда очень любила супервизии. Поначалу это было каким-то таинством, и первое время в голове крутился вопрос: «А что, так можно было, так делают?». А потом супервизионные группы превратились в самый кайф: бывало, ходила на них и два, и три раза в неделю. Разбирая кейсы клиентов, включаешь себя, учишься чувствовать и анализировать человека, слышать то, что не сказано. Через сотни часов супервизий прошло столько судеб людей, столько радости и горя, трагедии, тупики, сценарии, паттерны… Каждый кейс — это новая книга, удивительный роман.
Именно тут иногда и «выносило». Я понимала, что это про меня: закручивало, как в центрифуге, рвало напополам, не могла слушать, хотела закрыть уши — но не потому что сама история была ужасная, а потому, что она откликалась во мне.
Программа научила очень ценной вещи — принятию неопределенности. Я выдохнула и «замедлилась». У нас есть такая популярная фраза: «Не все, не сразу и не в одиночку». Это — про каждого, кто здесь учится. Бизнесовым ребятам бывает тяжело в начале, потому что мы же все очень системные, структурные, алгоритмичные — а здесь система вроде и есть, но как бы и нет. Самое сложное — находиться в этой неопределенности, принимать ее и проживать. Этому как раз учат на Программе, и потом на всю жизнь смотришь под совершенно другим углом.
Естественно, трансформация влияет и на окружение, на семью. Когда я только пришла в Вышку, дочери было 15 лет — тот жуткий возраст, когда от гормонов сносит голову. У нас всегда был общий язык — но знания, полученные на Программе, позволили очень круто вырулить через этот период, пройти его на одном дыхании и сильно улучшить отношения. И родителей теперь тоже понимаю несравнимо лучше.
Да и сама я изменилась: стала понимающей, терпеливой, менее категоричной. Куда спокойнее воспринимаю разных людей, говорю себе: «Да, так тоже бывает, так тоже делают, мы все разные». Если раньше я при знакомстве с человеком давала ему внутреннюю оценку, то сейчас спрашиваю у себя, правильно ли все поняла и восприняла.
Не могу сказать, что в кругу общения что-то круто изменилось, но стали подсвечиваться те моменты, о которых я раньше даже не подозревала. Это спасает от опрометчивых шагов, вспыльчивых сиюминутных решений — потому что всегда можешь «замедлиться». Это совершенно другой уровень восприятия, другой уровень любви к людям!
В процессе учебы я поняла, что без ума от этой среды — полуакадемической, где есть спикеры и преподаватели, наука и книги, развитие и вложения в человека. Очень круто видеть, как люди развиваются и понимают что-то для себя. Захотелось здесь остаться — поговорили с Андреем Владимировичем Россохиным и решили посотрудничать. Так до сих пор и сотрудничаем!
Тут для меня сошлось все и сразу. Увидела возможность развить это направление и оставить себя в нем — ведь любой психоаналитик учится всю свою жизнь, нельзя просто выпуститься, получить диплом и сказать, что ты специалист. Этот процесс бесконечного познания притянул меня, как магнит: новые программы, темы, учебные планы, мастер-классы, спикеры — по сути, я формирую знания, которые потом отдаю слушателям. Невероятно круто! Программа развивается вместе со слушателями: ты помогаешь им, а они помогают тебе, это такой постоянный обмен.
При этом я достаточно рано поняла, что на сто процентов уходить в коучинг не хочу. Есть клиенты, с которыми работаю уже давно — в основном это топ-менеджеры и владельцы бизнесов. Но свой день вокруг консультирования не строю, главным направлением остается развитие Программы. Это тот самый смысл, то самое созидание, которого мне не хватало всю жизнь: с одной стороны, это бизнес, но мы не продаем товары на полках, а помогаем людям развиваться и совершенствоваться.
Всем, кто собирается поступать на Программу — да и вообще всем — хочу сказать: слушайте свое сердце. Может быть, это звучит не очень рационально, вроде бы нужно включать голову, но мой опыт говорит: сердце никогда не врет. Что скажет, то и делайте!
