«Разрешайте себе импровизировать, живите в ритме джаза»
Выпускница Ксения Звонарева — о музыке, сложных клиентах, карьерных успехах и личной истории, достойной экранизации.
С прямолинейного карьерного пути в психологию меня привело несколько моментов — и явных, и неявных. Среди неявных хочу выделить вот какую историю. На одном из предыдущих мест работы нам оплачивали MBA — и у меня была возможность отучиться в Стокгольмской школе экономики. Первый день обучения был очень нестандартным: мы проходили командообразование, а в конце зачитывали декларацию ученика — вслух, перед всей аудиторией.

Декларация была аж на четырех листах, но суть ее сводилась к фразе из лондонского клуба джентльменов: «Я знаю, что ваша точка зрения отличается от моей, и я сделаю все возможное, чтобы она была услышана». То есть вне зависимости от пола, возраста, опыта и всего остального я не имею права вас не слышать — наоборот, прикладываю максимум усилий, чтобы понять точно и достоверно.
Это произвело неизгладимое впечатление — а преподаватели во время командообразования выдали нам несколько мощных упражнений, чтобы показать, насколько люди разные. Случился настоящий шок! В тот момент я впервые задумалась, насколько важно слышать и понимать окружающих.
Второй, более сознательный момент случился, когда я работала руководителем в проектном офисе. Мы были довольно успешны, потому что умели говорить на разных языках: с айтишниками, продавцами, финансистами — везде по-своему. Тогда я поняла, что лучших результатов добивается тот, кто способен работать в разных модальностях и четко переключаться между ними. А дальше — уже совсем сознательно — начала искать курсы, где меня научат слышать всех и каждого.
Первым шагом стал Эриксоновский университет: отучилась, получила сертификат, начала практиковать. И как-то после сессии клиентка, поработавшая со многими коучами, сказала: «Знаете, так классно прошла сессия, не планируете ли учиться дальше? Говорят, в Высшей школе экономики есть такой товарищ Россохин — гроза всех коучей. У него очень интересное образование, посмотрите».
Причем к материалу сессии это никак не относилось, прозвучало будто бы между делом — но мне стало интересно, и тем же вечером я пошла в интернет изучать, что же это за Россохин. Сидела до трех часов ночи — и нет, не отправилась спать, а взялась писать эссе и готовить документы! Вскочила не просто в последний вагон: мест УЖЕ не было, и оставалось надеяться на чудо. Которое в итоге и случилось — набор немного расширили, и моя фамилия оказалась последней в списке зачисленных.
Сейчас, уже будучи выпускником, могу сказать: опыт обучения на Программе раскрывается через долгое послевкусие. Знаете, как с вином — пробуете красное вино, и вас спрашивают, что вы слышите. Люди отвечают: «Ой, тут запах желудя, тут чернозем, там чернослив». Казалось бы, какое отношение ко всему этому имеет виноград? Вот и в Вышке многие вещи напрямую, вроде бы, не говорят — но в послевкусии они точно есть.
Главный момент касается личной динамики: к концу первого курса я впала в депрессию. И вовсе не считаю это негативом — видимо, на лекциях и практиках было затронуто что-то глубокое, что меня туда столкнуло. Но я благополучно выбралась, пересобралась и вышла новым человеком.
Второе — групповая динамика. Здесь случались совсем удивительные ситуации. Например, у одной из одногруппниц было две сестры, сиблинговые отношения у них в семье развивались довольно интересно. И вот на Программе она попадает в проигрывание конфликтной ситуации с двумя другими девушками, которые очень похожи на тех самых сестер, вплоть до имен! Получилась не учебная работа, а настоящий театр действий.
Говоря о преподавателях, хочется отметить всех без исключения — но, чтобы не повторяться, расскажу про Светлану Федорову. Не только потому, что она мой научный руководитель, но и потому, что ее супервизии сильнее всего продвинули в работе. Во время учебной практики попадались очень тяжелые случаи — например, клиентка в серьезной стадии булимии, когда надо было уже просто довести ее до психиатра, несмотря на сопротивление. Или клиентка на четвертой стадии рака. Или те, кто только что потерял близких. Почему-то все они шли ко мне, не было ни одного «легкого».
Супервизии после этих сессий делились на две категории. Если их вела не Светлана Михайловна, мне говорили: «Ксения, мы с этим вообще не работаем». Светлана Михайловна же подбадривала: «Клиент же все равно уже пришел, у вас три сессии, позади только одна — попробуйте, вдруг что получится?». Акцент Программы все же лежит в бизнес-пространстве, и таких случаев может и не случаться вовсе — но тогда они мне очень помогли в психоаналитическом развитии.
Консультирование пока не стало основной профессией — совмещаю его с корпоративной работой. Но полученные знания очень помогают и там: могу похвастаться, что подчиненные получают все возможные бенефиты от того, что их руководитель мало того что коуч, так еще и на Программе два года отучился. Пять руководителей в моем подчинении сейчас — выращены мной с обычных должностей до позиций глав департаментов.
Ведь чем руководитель нового времени отличается от того, который был раньше? Раньше главной мотивацией было делегировать полномочия, чтобы не заниматься всякой неинтересной работой самому. А современный руководитель видит сотрудника практически на 360 градусов и помогает ему раскрыть все таланты — в результате чего преображается работа всей компании.
Преображение случилось и в персональном плане. Так получилось, что родители развелись, когда мне было шесть лет — и с отцом после этого мы фактически не общались. Он очень любил музыку, и вся квартира была буквально заставлена пластинками, которые долго не выкидывались — хотя я их никогда не переслушивала. Если честно, даже не помню их судьбу.
Потом я писала дипломную работу вместе со Светланой Михайловной, и тема была связана с ритмом жизни человека. Было много метафор, переплетенных с музыкой, а заканчивалась работа вот какой мыслью: в целом есть два ритма. Один — опертуарный, когда человек просто «играет по нотам», механистически нажимает клавиши и получает какую-то музыку и какую-то жизнь. Второй же — спонтанный, джазовый, когда жизнь бьет ключом. Вроде и ноты есть, и музыкальную грамоту все знают, но при этом и очень много импровизации — причем групповой, когда один начинает, а другие подхватывают. Финальный вывод работы был о том, что это и есть та жизнь, к которой нужно стремиться.
Представляете, так вышло, что на следующий день после защиты диплома мне позвонил отец — а через неделю специально прилетел в Москву, и мы встретились впервые за 30 лет. Провели вместе весь день: понятно, что довольно странный, ведь просто невозможно за один день что-то проговорить. Но по дороге обратно в аэропорт у таксиста заиграло радио «Джаз», отец попросил сделать погромче — и дальше мы просто вместе напевали знакомые композиции. Которые он, оказывается, слушал на пластинках в моем детстве.
Так и связались я шестилетняя и уже взрослый человек, который только что защитил магистерский диплом в Вышке. Даже не представляю, как это могло бы случиться без Программы.
В целом, поменялось само поле общения: со мной и раньше люди заговаривали просто так, а недавно в самолете я случайно встретила будущего клиента — SEO одной очень крупной компании. Совершенно внезапно сидели рядом в «экономе»: он вез коллег на командообразование и не хотел от них отрываться. В итоге проговорил со мной без умолку весь рейс, сам этому удивился, спросил, чем я вообще занимаюсь — и вскоре пришел на сессию.
Делать консультирование основной профессией пока не спешу: как будто бы еще не написана нужная партитура. Хочется сделать что-то особенное, внутри вызревают некоторые проекты, есть определенные клиенты — чувствую, что пока не время. Хотя, возможно, я просто плыву в большом море, держась за спасательный круг корпоративной работы, и боюсь его отпустить — зная при этом, что плавать уже на самом деле могу?
Поэтому дам совет и будущим первокурсникам, и самой себе: не бойтесь разрешать себе импровизировать, живите и учитесь в ритме джаза! Не стоит создавать себе искусственных ограничений, потому что какие-то рамки все равно будут — придется писать эссе, выполнять шаги для доступа к практике, готовить дипломную работу, и так далее. Но внутри этих рамок еще одни рамки не нужны.
Если после какой-то лекции хочется пропустить следующую — пропускайте. Захотелось всплакнуть — поплачьте. Потянуло позвонить кому-то из одногруппников — звоните. Все, что происходит, должно быть максимально наполнено вами и вашими чувствами.
Три слова о Программе? Джаз, Жизнь, Импровизация!
