«Ключевое, чему научился за два года, — выдерживать: напряжение, конфликт, амбивалентность, неидеальность»
Максим Мышкин, выпускник МП2023, — о том, как побороть перфекционизм и научиться выдерживать сложные процессы.
Профессиональный путь начинал с творческих профессий: с двенадцати лет занимался фотографией и дизайном. Во время получения первого высшего был опыт работы в найме — единственный за все время. В найме себя в принципе никогда не видел, но как-то, что называется, затянуло — интересный опыт. Прошел в EdTech-компании путь от менеджера по продажам до директора по маркетингу. Однако чувствовал, что находился не на своем месте, хотелось чего-то другого, но чего конкретно — оставалось неясным. Начался долгий путь поисков себя.
В 2021 году впервые пошел к психологу. Сначала в индивидуальную работу, потом параллельно к другому специалисту в групповую терапию. Шел с запросами про самооценку: был реализован профессионально, но боялся реализовываться личностно, боялся, что подумают другие. Хотел вести блог, но было страшно выкладывать даже «говорящую голову». Сейчас аудитория в блоге любит мой контент именно за искренность, открытость, на которую мало кто способен. Так и влюбился в психологию и коучинг — через личный опыт, через то, что это сильно помогло мне. И продолжает помогать: чем больше иду в исследование себя, тем глубже становятся отношения с другими.
Начал с коучинга, потому что вход в эту профессию быстрее, нежели в психотерапию. В 2022 ушел из найма, переехал в Москву, начал реализовываться в новой сфере. Вместе с переездом сменил психолога: порекомендовали выпускницу одного из первых потоков нашей Магистратуры. Сначала пошел к ней в терапию, но с околобизнесовыми запросами, и в какой-то момент стало интересно перейти в коучинговый формат. Работая с ней, заинтересовался: где она училась? Что это за подход? Так и узнал о Программе.
В 2023 почитал информацию, пошел на день открытых дверей, почувствовал: «Да, моё, откликается!» До этого думал, что в российскую систему образования больше ни ногой. Несмотря на то, что первое образование было довольно практикоориентированным, теоретическая часть местами оказалась устаревшей. Я практик, и учиться мне нравится именно у практиков, от чисто теоретически-академической среды меня бы вывернуло.
МП — именно про практику. Все преподаватели — действующие специалисты, а огромная часть обучения — работа с клиентами и супервизии. Был студентом, максимально вовлеченным в учебный процесс. Это помогало качественнее погрузиться в учебу, но требовало много энергии. На работу времени оставалось в разы меньше. Благо, мог позволить себе хотя бы поначалу сосредоточиться только на учебе. Совмещать и то и другое не так уж и просто. Тем, у кого свободный, самозанятый график, такая нагрузка, наверное, дается легче.
В конце 2022 года создал свою программу «Искусство аутентичности» и начал работать с группами. Провел первые четыре потока, один из которых шел параллельно с учебой. Во время учебы МП стал реже запускать продукты, с головой ушел в учебу. Сейчас понимаю, что даже по завершении Программы необходимо выделить время, чтобы отойти, отдохнуть, все осознать. Только после этого планирую полноценно возвращаться в практику.
Многие курсы перекликались с профессиональными интересами. Первым предметом, который заинтересовал здесь, был короткий, но очень емкий курс Шираза Мамедова. Настоящая диковинка! Говорили и про мистику, и про Юнга. Сходил бы еще раз. Также увлекали курсы по работе с группами, в том числе занятия Екатерины Шаповаловой. Наверное, из-за личных интересов – мне нравится работать с группами.
Магистерскую диссертацию по теме «Аутентичность сквозь призму философии психоанализа» писал под чутким руководством Анны Сергеевны Кан, чей курс о призвании тоже хотел бы отметить. Это созвучно тому, о чем говорили на ее парах: про поиск себя, аутентичности и идентичности в профессиональном плане. Под конец обучения, мне на радость, Екатерина Кашубская рассказывала о системах и вертикальном развитии. Это еще один большой профессиональный интерес: как развивается человек по стадиям эго, по логикам мышления. Важный кусочек опыта.
Супервизии воспринимаются как отдельный, полноценный курс — даже больше. Это важнейший элемент обретения профессиональной идентичности. Есть любимые супервизоры, к кому больше всего ходил: Светлана Михайловна Федорова, Ирен Изотова, ну и конечно, Андрей Владимирович. Для себя даже вел табличку – всего за Программу получилось сходить на 83 супервизии, из которых 50 – мои кейсами. Считаю, что это колоссальный опыт научения именно через практику, через живую работу, живые эмоции и процессы, через общение с более опытными коллегами и однокурсниками.
Программа меняет отношение к достигаторству. Если сначала хотелось максимально посещать все, быть лучшим студентом и получать высшие оценки, то потом просто переключился на то, чтобы быть «достаточно хорошим» — это на нашем «птичьем». Стало сильно легче. Даже магистерскую диссертацию не старался сделать идеальной, писал так, как получалось, насколько хватало внутренних ресурсов. Была возможность защититься на максимальный балл, но для этого требовалось написать статью в журнал.
Обсуждал это с одногруппниками, и все удивлялись: «Как так? Ты не пошел писать статью? Не пошел на десятку?» Осознанно решил, что достаточно балла пониже, то есть 9 — не идеально, но тоже отлично. Это колоссально влияет на отношения с собой, на отношения с другими.
Наверное, это про какое-то большее принятие. Тут собрались люди с разными бэкграундами и характерами, с которыми и об которых можно лучше узнавать себя. Это живой процесс, где есть какие-то стычки, выяснения отношений, споры. Что-то такое эмоционально заряженное, горячее, но в то же время — про поддержку. Про понимание того, что есть пространство, в котором можно разговаривать на одном языке, исследовать, получать удовольствие, в том числе через совместные активности, праздники. Можно выпустить, наверное, такое что-то более экстравагантное, смелое, детское, даже неприличное — раскрепоститься в профессиональном сообществе. Здесь начинает работать принцип «достаточно хорошо», а не быстрее, лучше, сильнее.
Сам процесс взаимодействия с разными преподавателями и одногруппниками, в том числе с клиентами в рамках доступного коучинга, — все это расширяет палитру того, какие могут быть люди, прокачивает принятие и других, и себя. Отдельное спасибо, кстати, Александру Сергеевичу Евдокименко за курс по диагностике.
Ключевое, чему научился за два года, — выдерживать: будь то напряжение, конфликт, амбивалентность, неидеальность, собственную и чужую инаковость. Проживать и справляться, а не сбегать и разрушаться. Наблюдать и осмыслять, а не отыгрывать и реагировать. Именно за это и хотел бы сказать спасибо. Не за кусок картона, а за живой опыт, который расширяет внутреннюю ёмкость и способность выдерживать.
Будущим слушателям пожелал бы, с одной стороны, максимально вовлекаться, с другой — не терять себя. Всё как завещали преподаватели: не уходить в крайности, а находить решения в живом пространстве вариантов. МП огромная: много интересного, многое затягивает. Легко раствориться в общем «мы», потому что оно дает готовые ответы и идентичность. Но если слишком-слишком погружаться, есть большой шанс потерять что-то важное. Сверяйтесь со своими ценностями.
Помните о многообразии подходов и взглядов, о том, что нет правильного и неправильного. У каждого есть что-то уникальное. В рамках Программы можно найти своих преподавателей, своих супервизоров, тех, кто больше откликается, тех, с кем на одной волне. Помимо МП, внутри у каждого есть что-то, на что можно и нужно опираться, о чем не стоит забывать.
О Программе в трех словах? — Пространство, Процесс, Практика!
