• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

«Именно те обещания, о которых мечтал»

Михаил Саввин, слушатель второго курса МП, — о том, как спустя шесть лет поисков найти идеальный вариант. 

Впервые подумал о том, что хочу быть психологом, лет в 13-14. Естественно, это влияние родителей. У мамы психологическое образование, и с 1995 года она работала школьным психологом. С тех пор и тянется интерес. 

Много читал обычную классическую литературу. Кажется, что многое про интерес к внутреннему миру человека началось для меня из классики: из произведений Толстого, Достоевского –которого не очень люблю – Пушкина, Чехова и так далее. Например, у Джона Толкина интересны мотивы действий героев: почему поступают так, а не иначе? У Жюля Верна тоже встречаются странные побуждения героев. Загорелся психологией, пожалуй, именно через беллетристику. 

Если вспоминать самых волнующих, любимых персонажей того времени, назову, конечно, Фродо и Гэндальфа из «Властелина колец». Нравился Дон Румата из романа Стругацких «Трудно быть богом» — необычный образ, отчасти классический герой-любовник, но тем не менее. Из нетривиальных: главный герой «Путешествий и приключений капитана Гаттераса» у Жюля Верна. Мечтал покорить неисследованные просторы Северного полюса, набрал команду, дошел, но сошел с ума — тоже захватывающая история. Из женских персонажей — Екатерина Татаринова из «Двух капитанов» Вениамина Каверина. 

Отец считал, что юриспруденция — отличная работа для молодого, еще ничего не знающего в жизни специалиста. Поэтому, несмотря на другие увлечения, поступил на юрфак. Тогда даже не хватило сил осознать собственное желание. Получал диплом для родителей, для папы. В Современной Гуманитарной Академии был и психфак, но не решился переводиться туда, хотя мог — со второго курса сам оплачивал обучение. Но той возможностью не воспользовался. 

Долго думал о психологическом образовании. Это нелинейная, непростая история. С 2006 года начал периодически работать бизнес-тренером. С 2015-го уже конкретно и постоянно занимаюсь обучением и развитием людей. Разобраться в том, как и что происходит в чужих головах — полезно как для участников процесса, так и для самого тренера. Это меня настигало, чувствовал нужду. Но как классический «серый троечник» побаивался идти за вторым высшим. Заканчивал всякие курсы и тренинги, но именно еще одно высшее никак не мог взять. 

Но очень хотел! При этом считал, что нужно выбрать супер-топовое место для учебы. Оставались определенные комплексы по поводу того, что окончил коммерческий вуз, у которого, к тому же, затем отозвали лицензию. Было стыдно, что образование нельзя назвать блестящим. 

Первая попытка произошла в 2017 году: тогда подал документы в Российский Государственный Гуманитарный Университет. В последний момент дал слабину, решил не поступать. «Второй заход» случился в конце позапрошлого — начале прошлого года. Тогда присматривался к психфаку МГУ. Искал хорошего руководителя, заведующего кафедры. Публикации одного из руководителей кафедры социальной психологии очень откликнулись, но, к сожалению, он не пережил пандемию. 

В конце 2023 и начале 2024 года находился в некой фрустрации: и время поджимало, и хотелось в психологию. Вдруг супруга говорит: «Слушай, знакомый знакомого заканчивает факультет психоанализа и психоаналитического бизнес-консультирования в ВШЭ». Подумал, какая-то ерунда – мол, где Высшая школа экономики, а где психология? Отнесся к этой истории со скептицизмом, но не без интереса – мнению супруги доверяю. Начал почитывать, посматривать. Залез на сайт, изучил, какие вообще есть психологические факультеты. Каким-то все казалось странным: вообще не понимал, что это такое, нравится мне или нет. Потом собрал волю в кулак: надо действовать, иначе не доползу. Напугал коллег на работе, что пойду сейчас получать второе высшее и трогать меня больше нельзя. И с двумя дочерьми – для поддержки – записался на день открытых дверей в Высшую Школу Экономики.

Наверное, это «фатальная ошибка» в хорошем смысле. Сначала вышла Юлия Иванова, и дала именно те обещания, о которых мечтал. Все, что было в голове, вдруг произнес человек, которого не знал, видел впервые в жизни. И про практикоориентированнось, и про возможность найти ответы на глубокие личные вопросы, и про непосредственную связь специалистов с бизнесом. Дочки застали только это выступление – так уж получилось по времени – но дали добро. После появилась архетипическая фигура отца в виде Андрея Владимировича, моментально покорившая тоннами очарования, структурным мышлением и яркой подачей. Вот и всё. С того момента скорее стал наблюдателем всех событий, дальше происходивших. Не ожидал, что так быстро соберу и подам документы. Всё как будто бы само собой организовалось. И это удивительно — шесть лет как-то шло ни шатко ни валко. 

Думал, что 80% обещаний сдержат, а в реальности оказалось гораздо больше. По части встречи с собой — реализовалось на 150 процентов. Не ожидал, что обнаружу то, что открыл в процессе супервизий, на лекциях и во время чтения дополнительной литературы. 

МП повлияла на работу с моими тренинговыми группами. Стал легче и лучше взаимодействовать со сложными участниками, которые требуют внимания или конфронтируют с тренером или группой. Раньше испытывал раздражение, гнев, злость — сейчас понимаю, что есть определенные внутренние мотивы, которые движут человеком. Пробую разговаривать, задавать вопросы, увлекать диалогом. Одна сторона медали — стало проще работать с необычными, яркими, умными, «зубастыми» участниками. Но есть и другая: теперь больше обращаю внимание на тех, кто на тренинге отсиживается, отмалчивается, не вступает в деловые игры. Эти участники боятся проявляться, брать инициативу и ответственность. Таким тоже нужно помогать, давать поддержку, вовлекать. 

Еще одно сдержанное общение: голова действительно начала работать по-другому. Это очень здорово. Не страшно встречаться с системой высшего образования — менее карательной, чем раньше, с большей свободой и творчеством. Таким образом все три обещания сработали, первый элемент — самоизучение, второй — практическое применение, и третий — обучение по-новому. 

На программе попадаются книги, которые в обычной жизни вряд ли бы прочел, но они чрезвычайно полезны, помогают все разложить по полочкам. Даже в отпуск взял с собой чтение. Конечно же, Фрейда, его «Толкование сновидений», лекции 1915-1917 годов, «Психопатологию обыденной жизни» — феноменальные, фундаментальные труды. Две рекомендации от Михаила Стависского — книга Марка Розина «Как спасти или погубить компанию за один день», и книга Марка Хоровица «Танец по имени МЫ». Отличные книги для работы с топами, расширяют мышление. Почти дочитал Томаса Огдена «Матрица психики. Объектные отношения и психоаналитический диалог». Эту книжку второкурсники подарили. Автор сложно пишет, но интересно. Увязывает Биона, Кляйн, Винникотта, пробует про них поговорить системно, сравнивая и изучая их подходы. 

Если перечислять всё, что так или иначе попало на мои книжные полки в процессе обучения — будет совсем долго. Например, по курсу Екатерины Шаповаловой попалась совершенно замечательная книга про сны Антонио Задра и Роберта Стикголда «Когда мозг спит: Сновидения с точки зрения науки». Потрясающая вещь о том, как работает мозг, погружая нас в сон и показывая сновидения. На ум сейчас пришла еще чудесная статья Екатерины Викторовны про ОРА, организационно-ролевой анализ. Зоя Иванова советовала «Психосоматику» Марка Сандомирского — тоже невероятный труд. Еще, наверное, с десяток того, что читал и покупал, но эти работы вспомнились первыми. 

Продолжать можно бесконечно. Конечно же, Манфред Кетс де Врис. «Лидер на кушетке» — фантастическая книга, которую «проглотил» за пять минут. Естественно, литература Андрея Владимировича Россохина. Оставил на десерт две его свежие книги. 

Все преподаватели просто великолепны. Нет ни одного, кто не коснулся бы чего-то важного и отзывающегося внутри. Хожу на все лекции, хотя не всегда это просто дается. Если вдруг с чем-то не согласен, или внутренне спорю, или скучаю — все это тоже благотворно.  В таком случае возвращаюсь к материалу попозже, понимаю, почему реакция была такова, и добираю то, что упустил. 

Курс Зои Ивановой про психосоматику мне близок. Истории с телом очень откликаются. Это и в работе часто встречается. Например, провожу тренинги по переговорам, по влиянию, что тесно связано с эмоциональным фоном. Поскольку записываю участников на видео, в смоделированных кейсах видно, как реагирует тело: подгибаются ноги под стулом, появляются маленькие эмблематические оговорки в виде постукивания ручкой по столу, непроизвольно изменяется поза или проявляются другие жесты в особенно нервные моменты. На лекции Зои это очень хорошо накладывается, всегда понимаю, о чем идет речь. Очень нравятся Екатерина Джабар-Заде и Екатерина Шаповалова. Видно, что за спинами очень большой багаж. В глазах легко заметить охотничий азарт, они словно две пантеры МП. «Вовлекают собственной вовлеченностью» открывать новые горизонты. 

Анна Кан — еще один супер-увлеченный человек, просто с фантастической самоотдачей. Все секреты, все тонкие моменты, связанные с практической работой, с персональным коучингом — Анна Сергеевна невероятно щедро всем этим делится в лекционном материале. Думаю: «Это же такое сокровище, и как же бескорыстно его отдают». Вызывает невероятное восхищение, даже восторг. Вишня на торте – это Андрей Владимирович. Формат, где руководитель практики самораскрывается, фактически делает самосупервизию на глазах слушателей, отмечая собственные ошибки, помогая принимать себя — никто ведь не идеален — это нереально поддерживающая история. Потрясающее сочетание бережности к себе, и к аудитории, и вместе с тем, строгости и дисциплины. 

Если бы попросили дать совет будущим слушателям Программы, воспользовался бы цитатой Марины Ивановны Мелия. Однажды ее спросили: «Какое напутствие вы бы дали себе 30-летней?» — Она ответила: «Рискуй!». 

О Программе в трех словах? — Дар, Сомнение, Путь!

Подать заявку на обучение