• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

«У бизнес-коучинга и фигурного катания очень много общего»

Чемпион России по фигурному катанию, руководитель и главный тренер спортивной школы Наталья Митюшина — о детях, родителях, тренерах и том, почему без психоанализа успех в спорте невозможен.

Руковожу достаточно большой школой — у нас 180 спортсменов самых разных возрастов от 2 до 20 лет — и утверждаю, что знание психологии здесь просто необходимо. И дело не только в работе с учениками: штат тренеров, Федерация фигурного катания, администрация катка —взаимодействовать нужно со всеми.

Многолетний тренерский опыт незаменим, и все же в некоторых моментах недостаточен. Поначалу я искала специалистов, которые могли бы помочь в этой области, но так никого и не нашла. К тому же, внешний консультант — одно, а умение самого руководителя и преподавателя разбираться в психологии зная сферу изнутри — совсем другое. Поэтому решила учиться сама.

Сначала прошла общую подготовку по основам психологии, узнала, какие есть направления и методы, как все работает — и в итоге выбрала психоанализ как самый действенный и интересный. Прошла обучение в МГУ, но столкнулась с тем, что там мало практикоориентированности, несмотря на отличную теоретическую базу. Меня же интересовала в первую очередь прикладная сторона вопроса, то, что можно использовать в профессиональной деятельности. В итоге изучила предложения, почитала отзывы, пришла в Вышку.

Изначально привлекло первое место Программы в рейтингах аналогичных образовательных курсов — плюс, конечно же, личность Андрея Владимировича Россохина, с которого реально хочется брать пример. Когда поступила, была приятно удивлена окружением, коллегами, с которыми начала учиться. Это стало хорошим и важным бонусом.

Направлений и предметов на Программе и правда очень много. Нам так изначально и говорили: охватить все невозможно. Но в итоге выбираешь оптимальный режим обучения, те направления, которые интересны — и процесс структурируется сам собой. Хотя поначалу, конечно, хочется узнать все и вся — уж очень любопытно.

Самое основное и интересное — разумеется, супервизии. Это главный кладезь информации и знаний. Для меня обучение стало еще и формой терапии: в процессе так или иначе начинаешь «рыхлить» свою собственную жизнь, анализировать, открывать новые стороны — в итоге лучше понимаешь и себя, и других. «Лишних» предметов здесь вообще нет: даже если какой-то находится, вроде бы, не в моей стезе, все равно всплывают детали, которые оказываются ресурсными либо для меня лично, либо для моей профессии.

Психология от профессии тренера вообще неотделима. Несмотря на то, что изначальная задача у нас сформулирована как обучение фигурному катанию, фактически речь идет о формировании личности. Начинаем тренировать детей с возраста 2 – 3 лет, проходим вместе с ними все стадии взросления — это требует определенных навыков. Психологическая система работы с ребенком в корне отличается от той, которая требуется для подростка.

Хороший пример — вопросы мотивации в подростковом возрасте. Подчас детям уже сложно объяснить, что нужно заниматься, потому что так захотели родители. Нужно найти индивидуальный подход: проанализировать, что человека интересует, что его волнует, выявить скрытые проблемы — и в итоге прийти к настоящему, искреннему желанию.

Очень распространен синдром выхода на старт. Бывает, что на тренировках спортсмены выполняют все четко, стабильно и результативно, а на соревнованиях не справляются с нервами, теряют концентрацию. Здесь знание психологии оказывается незаменимым: для каждого ребенка найти правильные слова, задать нужный настрой.

У фигурного катания и бизнес-коучинга много общего. Я сознательно выбрала именно эту Программу, потому что в спорте, как и в бизнесе, нужно находить конкретные решения для конкретных запросов. Спорт, как и бизнес, требует высокой скорости принятия решений, экзамены и соревнования похожи на деловые презентации: нужно выйти и показать, что умеешь.

По сути, тренер тоже разрешает реальные психологические кейсы в реальном времени. Учитывая весь тренерский опыт, все знания, полученные в работе с детьми и их родителями, я достаточно легко адаптировала полученные знания к работе. И в этом состоит еще одно удивительное свойство Программы: даже если вы не работаете непосредственно в психоаналитике или бизнесе, все это можно трансформировать в то, что будет полезно лично вам.

Обучение сильно помогло и в нынешних непростых условиях. Имею в виду работу с родителями и тем, как помочь им сохранить правильный «боевой» настрой в эти неопределенные времена, как выдержать накал страстей. То же самое касается и тренерского состава: теперь сама их направляю исходя из полученных знаний. Все это создает в нашей школе комфортную атмосферу, сохраняет уверенность в завтрашнем дне, а с ней — и клиентов.

Первый год на Программе оказался невероятно полезным. Многое узнала о личностях, методах работы с ними — и о том, что бизнес-запросы – или, как мы уже выяснили, запросы спортивные – лишь верхушка айсберга, под которой кроются настоящие глубинные проблемы. От второго года обучения особенно жду работу с группами. Фигурное катание – индивидуальный вид спорта, но не всегда успеваешь плотно поработать с каждым конкретным спортсменом, и новые инструменты наверняка окажутся полезными — для взаимодействия с детьми, родителями, тренерским составом. Да вообще со всеми.

Не исключаю, что в будущем посвящу больше времени работе в психоаналитическом консультировании — применительно к своей профессии. На первом курсе удалось очень плотно поработать в рамках проектов «Доступный коучинг» и «Корпоративный коучинг для бизнеса», пройти супервизии — и это принесло реальную пользу. В первом случае для взаимодействия с учениками и их родителями, во втором — в работе с моими сотрудниками или вышестоящими организациями.

Все это приводит меня к мысли, что программы корпоративной культуры нужно внедрять и в спорте. В нашей стране это направление пока не так развито, крайне мало специалистов — но если адаптировать наработки из бизнес-среды к спортивным школам, если выстроить единую четкую систему и распространить ее на все инстанции, мы можем выйти на совершенно другой уровень. В воплощении этого плана я теперь и вижу свою цель.

Подать заявку на обучение