«Говорите все, что приходит в голову» — о чем говорят клиенты в 2023 году
– Говорите все, что приходит в голову.
– Господин Фройд, у меня – синдром самозванца. И выгорание.
Искушенный в психотерапии читатель заподозрит в диалоге неладное, и будет прав: во времена Фрейда самозванцев еще не изобрели, как и синдром, с ними связанный, а мода на выгорание все еще не охватила вселенную. Явись пациенты из знаменитых кейсов Фрейда — Анна О. или Дора — на консультацию в 70-е годы прошлого века, психоаналитик наверняка работал с их оператуарностью.
Самозванцы и связанный с ними тренд появился лишь в 80-е годы прошлого века, когда Роуз Клэнс и Сюзан Аймс описали неуверенность женщин в научной среде, и тем самым добавили новых запросов практикующим психологам. В начале 2000-х пришла мода на нарциссические расстройства. В пандемию — а это уже четыре года назад! — обострилась ипохондрия и все виды тревожных расстройств.
Какой тренд превалировал в 2023 году и чем отличается современный клиент от Анны О. и Доры? Мы задали этот вопрос преподавателям и практикующим экспертам Программы, собрали их мнения и узнали много интересного! Сегодня публикуем мнение Михаила Стависского, преподавателя МП, executive-коуча INSEAD, организационного клинического консультанта и психотерапевта:
Во внешнюю систему человека входят семья, коллектив, в котором он работает, страна, в которой он живет. Внутренняя система включает роли, которые играются в жизни, представленность и выраженность в отношениях и бизнесе. Во времена локаута неопределенность и неизвестность протестировали внутренние и внешние установки. Мир вдруг стал хрупким и расщепленным, планирование и прогнозирование — невозможными, прежние способы справляться с рабочими и любыми другими ситуациями — нерабочими.
Сегодня то, что казалось некомфортным в своей хрупкости, упало и разбилось, как елочная игрушка, а склеить ее или хотя бы собрать осколки предлагается в условиях темной комнаты — окна зашторены, двери закрыты, свет выключен. Мы становимся свидетелями, наверное, самой мощной энтропии со времен наблюдения человечества, и это приводит к психологам клиентов новой формации — без запроса вообще. То есть современный диалог выглядел бы как:
— Говорите все, что приходит в голову.
— А что сказать? Пойди туда — не знаю куда, сделай то — не знаю что, найди то — не знаю зачем.
Запрос становится поисковым, часто опирается на результаты и привычки из старого измерения и полное непонимание того, как обходиться с их помощью в новой реальности. Денег, здоровья и благ по-прежнему хочется, при этом возникает понимание упущенности момента и безвозвратной потерянности. Между тем, вокруг изменилось все! Это все равно что приехать в Китай: люди там выглядят так же, но их язык непонятен, в метро и магазине никто не говорит по-английски, и смысла тыкать пальцем или делать привычные действия нет никакого. Новый мир — другой!
Что конкретно изменилось во вселенной конкретного клиента, не знает ни коуч, ни сам клиент, так что работа заключается в исследовании происходящего и попытке разобраться в новых закономерностях и причинно-следственных связях.
Второй возможный диалог между коучем и клиентом такой:
— Говорите все, что приходит в голову.
— У меня все плохо. Везде. Плохо в семье, плохо на работе, плохо в отношениях, плохо в интимной жизни. До вас я ходил к семи психоаналитикам, посетил трех психотерапевтов, 15 коучей разнообразных вероисповеданий — не помогает ничего. Жить в этом больше не могу, помогите!
Люди с колоссальным неудачным опытом — еще один тренд. Раньше приходили клиенты и говорили: «Не знаю, что такое эти ваш коучинг и психотерапия, хочу попробовать». Сейчас приходят те, кто занимались с классическими коучами из ICF, гештальтистами, КПТ-специалистами — но к искомому результату так и не приблизились. В запросах «опытных» клиентов — новый формат работы с коучем и ожидание не только улучшения состояния, но и развитие новых навыков.
Возможно, для ответов на подобные запросы психологам придется модифицировать методы, и мы сейчас стоим в самом начале этого пути.
