«После 15 лет даосских практик думала, что полностью себя понимаю, но Программа показала, что это не так»
Слушательница второго курса Ольга Никитина-Кузякова — о том, как в ее жизни и карьере сочетаются юриспруденция, восточная философия и современный психоанализ.
По обширному опыту работы с людьми в адвокатуре я поняла, что 90% всех судебных споров, даже в случае юридических лиц и больших денег, происходит из-за банального непонимания во взаимоотношениях. Действительно несправедливых процессов очень мало — в основном все идет от того, что кто-то с кем-то поругался, был не в настроении, неправильно понял, и так далее.
Этот опыт я решила соединить с восточными техниками, которые практиковала долгое время, чтобы помогать людям — воздействуя больше на причину, чем на следствие. Сделала несколько онлайн-курсов, а затем пришла к выводу, что помимо восточной психологии нужно изучить еще и классическую — где все не так завуалировано и где получится по-настоящему понять, как и почему люди меняются. Так и пришла в Вышку.
Заинтересовалась, в первую очередь, сочетанием психологии и бизнеса — это мое, уходить куда-то глубоко в медицину не хотелось. Когда стартовало обучение, с восхищением обнаружила, как все мои маленькие кусочки паззла складываются воедино. Вспоминала жизненный опыт — свой и других людей — и постоянно говорила: «О, так это же вот почему!». Озарения о том, как работает бессознательное, шли сплошным потоком — а заодно прояснялось очень многое из даосской философии.
Между даосизмом и психоанализом вообще нашлось очень много общего. Я даже решила посвятить этому выпускную работу. Инь и ян — символы категоричных противоположностей, которые в итоге находят баланс. То же самое и с внутренними человеческими конфликтами: «или так, или так». Умение найти свой внутренний баланс — не значит зафиксироваться в одном моменте, и то же самое говорит даосская философия: статика — это смерть, движение — жизнь. Способность балансировать, идти подобно канатоходцу, не заваливаясь ни в одну из сторон, и есть то, к чему учат стремиться обе эти школы — такие далекие друг от друга на первый взгляд.
Есть и прямые параллели между психоаналитическим либидо и даосской энергией цзин — сексуальной, жизненной. Даосизм учит с ней работать, управлять ей, в итоге продлевая жизнь — и то же самое с либидо, влечением к жизни и смерти. В сущности, говорится об одном и том же, просто на разных языках.
В то же время, в восточных практиках очень много архаичного — этим идеям уже более 5000 лет, и с тех пор они почти не изменились. До сих пор учителя говорят: «красный дракон поднимается у тебя по спине», — и попробуй вообще разберись, что это такое. Через точки соприкосновения с современной психологией как раз приходит лучшее понимание этой философии — даосские практики, оказывается, здорово сочетаются с нейропсихоанализом. Внезапно начинаешь понимать, что же это за красный дракон, и почему он ползет по спине.
После 15 лет занятий даосизмом я думала, что вообще все знаю, и самая осознанная на свете. Но Программа открыла мне столько моих же внутренних слоев, устроила неожиданную и очень глубокую самотрансформацию, что стало понятно: у самопознания не может быть завершения, только сам процесс. Не говоря уже об уровне общения, преподавания и объемов информации — по собственному опыту преподавания в университетах могу сказать, что это просто высший пилотаж.
После первого года обучения поняла, что надо существенно переделывать собственную практику — появилось много интересных идей, сейчас работаю над новой программой. Планов очень много, и теперь главный вопрос — хватит ли времени на то, чтобы реализовать их все. Например, готовлю к публикации следующую книгу, в которую частично должен войти материал из магистерской диссертации.
Вступила в Ассоциацию психоаналитического коучинга, с которой связываю множество планов. Словом, вижу перед собой новые цели, понимаю, как к ним двигаться — одновременно жаль, что всего через несколько месяцев обучение закончится. Расставаться с Программой совсем не хочется: наверняка и после окончания буду ходить на лекции, что-то слушать и добирать, но это все же совсем другое, чем находиться внутри процесса и иметь студенческий билет! Уже чувствую, как этого будет не хватать.
Три слова о Программе? Это Мое Озарение!
