• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

«Зачем рациональному инженеру-предпринимателю укладывать фаундеров на кушетку»

Ольга Парахина, слушательница второго курса МПБК, — о том, как Программа помогла осознать силу, которая мощнее любого KPI, или история о том, как рациональный предприниматель и бауманский технарь, проникся уважением к хаотичным бессознательным процессам. 

Я – технарь, который пришел в психоанализ. Первое образование получила в МГТУ им. Н.Э. Баумана по специальности «Экономика и организация производства» – после школы мечтала стать директором завода. В Бауманке училась шесть лет, так что прошла через сопромат, квантовую физику, тер вер, тер мех и прочие технические развлечения. Это порой вызывало сопротивление, но спустя годы осознала, что именно имел в виду наш декан, когда говорил, что все это обязательно для формирования технического мышления.

После университета ушла в инвестиции — «Тройка Диалог», Deutsche UFG, потом получила степень MBA в Высшей школе бизнеса МГУ и вскоре запустила первый собственный бизнес: транспортно-логистическую компанию, официального железнодорожного перевозчика крупных карьеров Украины и Карелии. Потом были образовательные стартапы, производство черной икры в Армении, венчурные инвестиции. Уже тогда наблюдала, как одни команды растут, а другие рушатся без видимых причин.

Именно это чувство — что-то невидимое ломает бизнес, даже если все идеально рассчитано — привело в психоанализ.

Однажды жаловалась подруге, руководительнице private banking в нескольких ведущих российских банках, с которой учились в Стэнфордской школе бизнеса на курсе по венчуру, что два портфельных стартапа закрылись «по глупой причине»: рынок был, продукт – тоже, и отличный! — но фаундеры выгорели. Она ответила: «Иди в Вышку, на психоаналитическое бизнес-консультирование. Найдешь ответы».

Целью было понять, как психика фаундера влияет на бизнес, чтобы предсказывать сбои и управлять ими прежде, чем они станут кризисом.

Посмотрела сайт, подала документы, впервые за много лет обновила резюме, нашла приложение к диплому, и тут раз – попадаю в лист ожидания. Помню, это ужасно возмутило: столько документов подготовила, и все напрасно? Но, к счастью, спустя две недели пришло сообщение от Юлии Ивановой о том, что есть два место на собеседование. 

Поступила, оплатила и отвлеклась на деловую и личную жизнь. И вот наступает середина сентября, получаю расписание и не верю глазам: занятия пять вечеров в неделю и полная суббота! А у меня миллион дел и трехлетний малыш, которого как раз в это время нужно укладывать спать. Нашла себя с мыслями: «Во что я вообще вписалась?» Спустя время отошла от шока, решила, что по чуть-чуть буду смотреть в прямом эфире, остальное «когда-нибудь» в записи. Но одно занятие, второе, третье — поняла, насколько высоко качество преподавания и полностью перекроила график, чтобы не пропускать занятия. 

Оказалось, что все возможно, главное – желание. Вечерами теперь ухожу в офис или в кафе учиться – дома невозможно сконцентрироваться, постоянно отвлекают, а хочется полного погружения в материал. Семья поддерживает, есть и помощники по хозяйству. 

Летом во время каникул, анализируя первый учебный год, задумалась: был ли хоть один преподаватель, который не понравился, не оказался полезным? По предыдущему опыту в каждом ВУЗе попадалось хоть пара «проходных» педагогов. Здесь — нет. За целый год не встретила ни одного такого «для галочки». Каждый — профессионал, сочетающий богатейшую теоретическую базу, невероятный практический опыт и впечатляющие презентационные навыки.

Еще одним открытием для меня стала практика. Никаким коучем становиться не собиралась. Но от привычки учиться на «отлично» так просто не избавиться. В первых рядах сдала необходимый минимум для допуска к практике, и вот мой первый клиент. Надо сказать, так, как перед этой первой сессией, я не волновалась очень давно. Но все прошло классно и случилось неожиданное – мне понравилось практиковать. 

Сейчас работаю с клиентами, но пока активно это не афиширую. За полгода набралось сотни часов супервизий, уже девятнадцать клиентов в работе: часть пришла из «Доступного коучинга», часть — самостоятельно. Начала вести группы. Практикую психоаналитически ориентированный коучинг и пребываю в полном восторге от метода. На мой взгляд, обычный коучинг с его стандартными вопросами часто бесполезен, а порой и вреден. Здесь же идет глубокая и очень индивидуальная работа.

В этом году планирую больше сфокусироваться на работе с командами, потому что вижу одно и тоже: часто причина провалов не в стратегии, не в деньгах и не в продукте, а во внутренних процессах, которые остаются без внимания. Это, кстати то, почему порой созданное на стратегических сессиях не реализуется. Вся энергия уходит в красивые ритуалы: команда собирается, генерирует идеи, рисует вдохновляющие картинки на флипчартах, фотографирует их, а потом расходится. И ничего не меняется. То, что происходит между ежегодными сессиями, остается в слепой зоне — не проговоренным, не охваченным. Почему сотрудники бессознательно тормозят, не верят в грандиозные цели и умные слова? Эти процессы очень интересны, разобраться в причинах — полезно. 

Венчур, как и весь бизнес сегодня, находится в постоянном стрессе, неопределенности, и в такие времена как раз обостряются, используя терминологию Биона, базовые допущения, с которыми важно работать, чтобы команда успешно двигалась к цели.

Тему будущей магистерской диссертации предварительно сформулировала как «Коллапс фаундер: психодинамика успеха и разрушения в стартапах» – про психику фаундера и ее влияние на бизнес – чтобы предсказать сбои и управлять ими прежде, чем они станут кризисом.

В технологических стартапах бессознательные драйверы и защитные механизмы фаундеров – нарциссическая защита, проективная идентификация, страх зависимости – влияют на качество лидерских решений, командную динамику и толерантность к неопределенности. Эти факторы увеличивают вероятность управленческих ошибок и стратегического коллапса компании.

Включение психодинамической диагностики фаундеров в процесс венчурного due diligence позволяет выявить рисковые паттерны до инвестиций, тем самым повышая выживаемость портфеля.

Психоаналитический коучинг должен стать частью due diligence, чтобы инвесторы понимали, что устойчивость компании начинается с устойчивости фаундера, чтобы на питчах присутствовал психоаналитически ориентированный специалист, который давал бы инвесторам обратную связь: потянут ли нагрузку. У нас почему-то сложился стереотип, что основатель стартапа – молодой человек, создавший чудо техники где-то в гараже и в два счета ставший миллиардером. На самом деле фаундер-единорог — часто уже человек за сорок, запоровший огромное количество проектов. Стартап — это марафон, где важно понимать, бежать или нет, осознавать истинную мотивацию и оценивать устойчивость.

На втором курсе появилась грусть от предстоящего выпуска. Нравится сам процесс учебы: каждый слушатель точно чувствует себя вовлеченным. Началось все с Дня посвящения в студенты. Присутствовала онлайн, думала, немного посмотрю и отключусь. Но чудесным образом удалось точно передать то самое погружение и единение для тех, кто не смог присутствовать очно – и это действительно потрясает, очень неожиданно! Кстати, сейчас задумалась, что в этом году я уже сама стала модератором Посвящения для первокурсников. Вообще, все праздники Вышки — это что-то абсолютно неповторимое, творческое, искреннее и феерическое.

И да, оказывается, наслаждаться студенческой жизнью онлайн возможно: многочисленные чатики, где жизнь, любопытство, настоящее бурление. За год настолько сблизились с одногруппниками, что теперь отношения теплее, чем со многими оффлайн-знакомыми. Обсуждаем очень глубокие, личные темы, которые раньше ни с кем не поднимала. Удивительно, что так крепко подружиться онлайн — возможно. 

Этим летом на празднике встретились с одногруппницами, начали общаться, как будто сто лет друг друга знаем и вдруг одна из них говорит: «А я вообще-то впервые в жизни тебя вижу!». Вероятно, дело в том, что во многих кейсах мы сами выступаем в роли клиентов, часто раскрываемся на занятиях, делимся чем-то сокровенным. Это невероятно сближает. 

Важное про учебу: поначалу хотелось все разложить по полочкам, придумать универсальные инструкции и чек-листы. Сложно было принять, что бессознательное не поддается схемам, не вмещается в экселевские таблички. Будущим слушателям, как технарь, посоветовала бы выключить рацио, оставить попытки структурировать материал. Просто принимайте то, что вам дают, будьте в процессе и обязательно практикуйте. 

О Программе в трех словах? — Бесконечность, Мастерство, Уважение к индивидуальности!

Подать заявку на обучение