«Практика в Вышке — это технологии обучения XXI века»
Слушатель второго курса Роман Бобров — о глубоком и сложном методе, которому учат на Программе, и опасности завышенных ожиданий.
На протяжении всей карьеры мне очень помогали мои soft skills и умение работать с людьми. В продажах зачастую не так важен сам продукт и баланс цены-качества, как человеческий контакт. Потому что покупают, так или иначе, у людей — даже на уровне крупных компаний и государственных программ. Все это неразрывно связано с психологией, особенно с практической ее частью — а этой темой я интересовался лет с пятнадцати.
Три года назад, пройдя череду событий, которая случается в жизни любого человека и условно называется кризисом среднего возраста, решил пересмотреть свой опыт — и понять, чем хочу заниматься следующие 20 лет. В идеале хотел найти работу, которая позволяла бы не так сильно выгорать, на которой я продолжал бы работать с людьми и — самое главное — которая имела бы смысл, выраженный не только в денежных знаках.
Это моя глубинная мотивация, поиск которой лежал через работу с психологом, собственные кризисы и рефлексии «середины пути», тестирования на предмет сильных профессиональных сторон. Выяснилось, что идеальное для меня направление — работа с людьми и командами с точки зрения психологии и взаимодействия. Собственно, в эту сторону и начал двигаться.
Сперва поступил на «классический» коучинг, закончил Эриксоновский университет, начал практиковать, совмещая это с текущей корпоративной занятостью, но достаточно быстро понял, что мне не хватает глубины — того, ради чего я в принципе хотел сменить направление. Там все достаточно краткосрочно и поверхностно, а мне хотелось видеть в фокусе человека. Не манифестную часть про цели и достижения, а то, что скрыто — сопротивления и все остальное.
Выход нашелся благодаря знакомой, которая рассказала, что коучинг, вообще-то, бывает разным — в частности, психоаналитический и психодинамический. Она как раз заканчивала Вышку, дала ссылку, я сходил на День открытых дверей — и услышал Россохина, риторику и доводы, которые полностью ложились на картину того, чего я хотел.
Дальше уже не было никаких сомнений, что стоит поступать на Программу и выбирать именно этот метод. Решение принял то ли в тот же день, то ли на следующий — и переживал только о том, подхожу ли Программе сам, возьмут ли меня сюда.
Впечатлений, конечно, было очень много — ведь всерьез, с полным погружением, последний раз учился 20 лет назад. Должен сказать, что недооценил количество ресурсов, которые здесь нужны, чтобы учиться хорошо — не смотреть в записи на перемотке, а полноценно быть в процессе. Вовлеченность шесть дней в неделю требует много ментальных ресурсов, создает много вызовов, приходится много читать.
Вся эта история невероятно крутая — но метод, которому мы учимся, очень трудный. Он сложный, глубокий, требует от человека детальной проработки. Пройти обучение на Программе — одно, а вот остаться в профессии и в этом методе совсем другое. Это вызов, ведь нужно правильно спозиционировать самого себя, найти своих клиентов, которые понимают и ценят необходимую глубину. Так что впечатления самые положительные. Программа превосходит ожидания, но требует полной отдачи.
Именно поэтому не могу сказать, что за год моя профессиональная деятельность перевернулась с ног на голову. Если у самой Программы есть формальное окончание, то путь, на который ты встаешь, практически бесконечен. Нам сразу сказали, что для достижения полноценного эффекта — практического и экономического — нужно лет пять. И похоже, что так оно и есть. Здорово меняется мышление, взаимодействие с людьми, какие-то бытовые моменты, но именно с профессиональной точки зрения это все же долгий путь.
Я с самого начала понимал, что в этой области очень сложно зарабатывать — в том смысле, чтобы выйти на уровень корпоративного дохода. Если, конечно, не уходить в инфоцыганство, продавать курсы и так далее, а заниматься именно полноценной коучинговой работой. Я к этому подготовился, организовал собственный бизнес, никак не связанный с психологией, так что могу «затянуть пояса» и вдумчиво работать на перспективу.
Если кто-то думает, что через два года он будет иметь много денег, много клиентов и больше ничего не придется делать — это самое мощное заблуждение, которое можно принести на Программу. Такие ожидания могут просто испортить все впечатление.
При этом само обучение на Программе очень крутое — главным образом, благодаря супервизорам. Я считаю, что привычный университетский формат, которому сотни лет, сейчас если не умирает, то серьезно трансформируется. Традиционные лекции — уже прошлый век, это просто материал, и без разницы, кто его начитывает. А технологии XXI века — это как раз практика, на которой построено обучение в Вышке.
На любой супервизии видишь что-то невероятно трансформирующее, потому что это не какая-то отвлеченная философия, а работа напрямую с человеком. На реальных кейсах подсвечиваются трудности, методы работы с ними, и сразу понятно, как надо учиться. И здесь я говорю не только про уникальный курс Россохина, а про супервизии в целом.
Все лекторы на Программе — невероятно крутые профессионалы, но по сути их можно попросить один раз записать материал на видео, а потом раздавать студентам. Для меня же самое главное, что почти с каждым из этих людей получается поработать на супервизии и получить реальный, бесценный опыт. Теоретиков тут нет — все сплошь практики высочайшего уровня, и такого обучения нет больше нигде.
От второго курса ожидаю в первую очередь работу с командами — ведь это и есть бизнес. Если первый год мы учились работать с людьми, то теперь будем осваивать группы. То есть в названии «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» акцент сместится на слово «бизнес» — и это ровно то, к чему я стремлюсь. Без такого опыта очень сложно выйти на новый уровень — как профессиональный, так и материальный.
Три слова о Программе? Весело, Глубоко, Трансформационно!
