«Фразы Андрея Владимировича до сих пор звучат в голове важными словами поддержки»
Выпускник МП-2018 Станислав Андрияхин — о том, как благодаря Программе превратился из айтишника в коуча.
Путь на Программу был извилистый и неожиданно начался в 2016 году, в «Сбере». На рабочую почту пришла внутренняя рассылка — искали человека на роль Agile-коуча. Письмо содержало сплошные лозунги и мало конкретики, но все написанное попало в актуальную систему ценностей, в голове закрутилась мысль: «Кажется, это моё».
Правда, результат как первого, так и нескольких последующих собеседований был один: меня не брали. Одна из знакомых, Agile-коуч, рассказала, что нужно уметь и знать для этой профессии, а внутри компании как раз открывался набор в школу Agile-коучинга. Это был шанс пройти обучение по желанной специальности — и, естественно, я решил его использовать.
Собеседование в школу проходило в формате коучинговой сессии. Оттуда вынес два важных ответа: во-первых, при наличии бесконечного количества времени и денег хотел бы заниматься исследовательской деятельностью в области точных наук и, во-вторых, изучать психологию, чтобы лучше чувствовать окружающих людей.
Окрыленный находками, зашел вечером в почту – там меня поджидало письмо с очередным отказом! В расстроенных чувствах переключился на всплывшую в ту же секунду, как будто специально, контекстную рекламу с запоминающимся слоганом: «Люди ищут смыслы». Это была реклама МП.
Получение второго образования в планы не входило — тем более психологического. Я – инженер-айтишник и рационально мыслящий человек, всегда под рукой держал план развития, в котором был четко прописан список компетенций для работы в обозримом будущем. А тут – такой диссонанс — ну где IT и где психология!
Однако после изучения сайта МП сомнения исчезли, стало понятно, что иду учиться. Первое впечатление о Программе быстро «купило», в голове случился match между ролью Agile-коуча и психологией.
Учеба была интенсивная, в основном по вечерам. Чтобы совмещать Программу, работу и семейную жизнь, приходилось много договариваться, более четко выстраивать график. Поначалу яркие впечатления были абсолютно от всего: например, от первого же занятия, которое оказалось супервизией. Тогда мы сидели с уже набравшимися опыта второкурсниками и внимательно слушали, с какими запросами приходят клиенты и что с этим делает коуч. Поразило отсутствие внутреннего давления: на МП нет академического подхода с зубрежкой, тестами и экзаменами — но есть свобода, творчество и поддерживающая обстановка.
Первый год, по большей части, ничего не понятно — но обучение построено так, чтобы это давление выдержать. Инженерное образование не помешало наравне с остальными одногруппниками вникать в детали психологии. На первом курсе базовую психологию преподавал Владимир Владимирович Умрихин: он сумел донести знания так, чтобы они хорошо ложились на неподготовленный ум начинающего студента. Андрей Владимирович Россохин всю дорогу заряжал энергией, его фразы до сих пор звучат в голове важными словами поддержки: «Не все, не сразу, не в одиночку». Это то, что позволяет выдерживать неизвестность, не опускать руки и двигаться дальше.
Перечислять можно долго: ценен был каждый преподаватель, каждая лекция и семинар несли новые открытия. Ко второму курсу знания, полученные на первом году обучения, уложились в более-менее четкую структуру, и кумирами второго курса стали Екатерина Стрижова и Александр Евдокименко, которые помогли эффективно применять осознанное на практике. Контакт с Екатериной и Александром поддерживаю до сих пор – это взаимодействие очень полезно для многих рабочих моментов.
Главный навык, приобретенный на МП — выдерживать негатив и неизвестность. После обучения в Вышке решил снова пройти собеседование на Agile-коуча, получил привычный отказ, но с новой формулировкой: «Нет, психоанализ нам не нужен». При этом стажировку все же предложили – надо было показать результат в трансформации команд. Способность выдерживать эмоциональный фон и неизвестность тогда очень помогла задавать вопросы, справляться с ролью «не эксперта» и вместе с командой искать ответы на их запросы.
После стажировки принял решение развиваться внутри компании и переместиться между отделами «Сбера». Это заняло примерно три месяца — сначала нужно было совмещать основную деятельность и стажироваться на Agile-коуча в другой команде. Чтобы все успеть, договаривался с руководством, ставил в приоритет новую специальность.
И все, наконец, получилось!
После Программы психологическое образование поддерживало, в первую очередь, меня самого. Нужно было принять изменения собственной идентичности и рода деятельности. Уверенно присвоить новую профессию получилось лишь в нынешнем году, ведь коучинг — это комплексная работа: ты и ментор, и психолог, и должен разбираться в специфике запроса команды. Сочетание психологического и технического опыта очень хорошо легло на эту почву.
Программа в трех словах? Энергия, Принятие, Поддержка!
