• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»

«Спасибо, Татьяна!» — или размышления коуча со стажем о нюансах профессии

Подходит к завершению начальный семестр обучения слушателей первого курса МП, вхождение в практику – всё ближе. Как и предрекали преподаватели Программы в начале обучения, вопросов меньше не становится! Более того, к ним добавляются новые! Размышлениями о пути, работе и жизни коуча мы попросили поделиться Татьяну Дремлюгу, старшего преподавателя МП, практикующего executive коуча с 6000+ часами международной практики в таких компаниях-гигантах как Мегафон, Альфа-Групп, РЖД, Газпром, Raiffeisen bank, Michelin, Auchan, Danon, и супервизора Oxford Brookes University.

Люди помогающих профессий обладают особой энергией. Считаю, что коучу, по крайней мере, на начальных этапах, стоит транслировать теплоту, к которой клиенту легко присоединиться. Безусловно, можно уйти в цифры и опираться на рацио. Для конкурентной борьбы понадобится еще и способность постоять за себя –но тут важно понимать «какого волка вы кормите». Можно подойти к вопросу агрессивно, выиграть тендер и получить нового клиента, при этом потеряв контакт с собой и людьми, которые выбирали коуча до сих пор. Одни руководители компаний, особенно те, что «застегнуты на все пуговицы», склоняются к антиподам – коучам «помягче», другие даже не смогут объяснить принцип выбора – понравился, и всё! Однозначно то, что у каждого коуча есть свои клиенты

Человеку нужен человек, и моя рекомендация – рассказывая клиенту о себе, помимо выхолощенной бизнес-информации транслировать то, что интересно для вас. Может быть, это альпинизм или регулярные посещения филармонии? Вот об этом можно говорить, а разговоры про то, что такое коучинг временно отставить в сторону. И потом, клиент всё равно реально поймёт что это такое только в процессе работы.  

Работа коуча – про множество первых свиданий! Вас опять не выбрали, предпочли другого – с этим надо научиться жить. В первые годы работы коуч получает около 30% клиентов от всех тех, кому предложил услуги, далее – может дойти и до 60%. Важно понимать, что не всё зависит от самого коуча. Профессиональные регалии, обширный опыт работы, «богатое» резюме – ничего это без «химии» между клиентом и коучем не будет иметь значение.

Искусственный интеллект внедряется в жизнь, люди уже на бытовом уровне испытывают эмоции в связи с ним: я недавно ругалась с ChatGPT – зачем он мне врет? При этом поймала себя на том, что строю разговор, как если бы говорила с мужчиной. А как прохожие умиляются, когда видят роботов-доставщиков на улицах – уж очень они милые! На этом фоне кажется, что замещение коучей искусственным интеллектом – лишь вопрос времени. Но вспомните: когда-то говорили о том, что театра и книг не будет – все подомнет под себя телевидение и интернет. Но в Москве сегодня невозможно попасть в театр – все билеты раскуплены! Запрос на человеческие эмоции никуда не уходит, человеку нужен человек.

Демонстрируя сопротивление, некоторые сотрудники начинают отвергать коучей – мол, вы хотели, чтобы я занимался с коучем – ок! Вот вам: перепробовал с десяток, ни одного «нормального» не нашел! Нет в мире тех, кто со мной справится! Что делать? Как говорит Андрей Владимирович, «соблазнять личностью». А я добавлю: к этому неплохо подсветить клиенту интересность его самого как личности и создать комфортное для работы пространство.  

Корпорация нанимает коуча. Далее предполагается, что с ним сотрудник раскроется, сможет поделиться «уязвимостями», проработать их – но человек видит коуча в первый раз! Как ему обрести уверенность в специалисте? Здесь важна «коучинговая мышца», включающая в себя любовь к глубокому общению с людьми, способность создавать и выдерживать близость, зрелость, уверенность, толерантность к неопределенности – качества, которые нарабатывается годами. Пожалуй, уверенность – самое простое из перечисленного, можно ее сформировать с опорой на предыдущий опыт, но при этом спросить себя: «И что с того? Что клиент получает, работая с коучем из бывших управленцев топ-уровня?».

Иногда организации приходят с противоречивыми запросами, например, о том, как взрастить предпринимательскую жилку в пассивных сотрудниках. Важно помнить, что человека невозможно мотивировать на изменения без запроса. Коуч может поддержать, быть рядом, но по «щучьему велению» сформировать иное мышление не получится. Мотивация на изменения – это больше задача компании. При этом, неплохо бы подсветить то, что при наличии предпринимательской жилки сотрудник вряд ли бы оказался в недрах корпорации.

Иногда приходят запросы от международных компаний, где сессии надо вести на английском языке. Лингвистический аспект, как бы прекрасно коуч ни владел иностранным языком, придется учитывать. Носители языка – «крепкие орешки», их быструю речь бывает сложно понять, не говоря уже о сленге и культурных нюансах. Но пробовать можно и нужно, особенно если есть возможность поработать с клиентами, у которых английский язык – тоже не родной

«Спасибо, Татьяна, только благодаря вам я всего этого достиг» – фраза, которую ужасно не хочу когда-либо услышать, по крайней мере, ее вторую часть. Значит, как коуч я сработала посредственно – клиент не присвоил результаты себе. Правильная коучинговая работа – когда человек чувствует себя молодцом: всего, чего захотел, добился. Да, помогал ему в этом коуч, и мы оба это понимаем. Но сделал это он сам! И вот тут слова «спасибо, Татьяна!» звучат уместно.

Подать заявку на обучение