«Полезный пар»: последняя парта — пространство свободы или иллюзия внутренней безопасности
1. "Сидишь на последней парте — значит, хулиган и двоечник"
2. "Отличники не приспособлены к жизни"
Отношение общества к учебе меняется — и, если поколение Х слышало в основном первое высказывание, то зумеры придерживаются второго и совсем не настроены тратить время на получение бессмысленных с их точки зрения знаний и оценок.
Михаил Стависский, преподаватель МП, отмечает вместе с рубрикой "Полезный пар" начало учебного года и размышляет о том, чем является последняя парта — пространством свободы или иллюзией внутренней безопасности.
Я просидел практически всю школу на последней или предпоследней парте.
В детстве школа занимает большую часть жизни. Определяет первые представления о взаимодействии с миром, формирует самооценку и подталкивает к поиску своего места. Пространственное расположение ученика в классе тоже играет важную роль в восприятии внешней среды и развитии внутренних процессов. Например, привычка сидеть на задней парте может свидетельствовать о некоем внутреннем конфликте или стратегии адаптации, формирующейся у ребёнка.
Психологически, позиция последнего ряда создает своеобразную зону безопасного наблюдения, позволяющую ребёнку дистанцироваться от давления коллектива и влияния авторитета взрослых. Так образуется особое личное пространство, обеспечивающее условия для формирования как бы я сейчас сказал, наблюдающего эго и анализа собственных мыслей и чувств, ухода от внешнего контроля и навязываемых стандартов поведения. Именно отсюда есть возможность погружаться во внутренний мир, фантазировать, творчески развивать мышление и формировать собственное мнение — максимально возможно независимое.
Однако подобная изоляция может привести и к трудностям в социализации. Ребенок, предпочитающий последнюю парту, часто испытывает трудности в установлении контактов, активном участии в учебе и публичном высказывании собственного мнения. Такая ситуация может закрепляться как устойчивая поведенческая установка, затрудняющая дальнейшую адаптацию в социуме.
Таким образом, выбор расположения в классе не случаен и свидетельствует о глубоких индивидуальных процессах формирования личности. Поддержка ребенка родителями и учителями, принятие его особенностей и создание условий для постепенной интеграции позволяют минимизировать негативные последствия пребывания на периферии учебного пространства и способствовать формированию здоровой самостоятельности и открытости новому опыту.
Выбор последней парты — символический жест отделения от внешней среды, попытка создать собственную территорию свободы и устойчивости. Взгляд со стороны взрослой жизни показывает, что подобная практика может сформировать уникальный взгляд на мир, научить самостоятельно мыслить и прислушиваться к внутреннему голосу. При этом важно научиться видеть границы подобного способа защиты и вовремя преодолевать препятствия, мешающие развитию нормальной коммуникации и полноценной реализации потенциала.
Иллюстрация:
Ангелочков с полотна Рафаэля «Сикстинская мадонна» до сих пор используют в школах как пример нерадивого ученика с последней парты.
