«Полезный пар»: Михаил Стависский — об авторской методике от Манфреда Кетс де Вриса
«Свет мой, зеркальце, скажи. Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?». Спору нет. Зеркало – отличный инструмент для визуальной самодиагностики индивида, которое в отличие от селфи-фильтров и фотошопа, отображает действительность как есть. Но есть ли похожий инструмент, чтобы заглянуть внутрь себя и увидеть реалистичную, а не комплиментарную картину? А вот есть!
Михаил Стависский — организационный и психодинамический консультант, ментор, executive-коуч, старший преподаватель и супервизор магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» ВШЭ, фасилитатор, член экспертного совета Национальной федерации менторов и коучей, наш постоянный колумнист и автор рубрики «Полезный пар», рассказывает о методике, которую мы недавно упоминали и о которой обещали рассказать подробнее. Авторство метода принадлежит Манфреду Кетс де Врису, научному руководителю, гуру психоаналитического консультирования, профессору международной школы INSEAD, доктору экономики и менеджмента.
Итак, встречайте: «Автопортрет».
Упражнение «Автопортрет» направлено прежде всего на глубинное исследование личности лидера, его психодинамики, влечений, сопротивлений, ресурсов, деструкторов и барьеров, но в то же время — его сильных сторон, убеждений, ценностей и центров принятия решений. Узнавая себя и других через «Автопортрет», мы получаем возможность узнать о человеке если не все, то очень и очень многое.
Для того, чтобы «Автопортрет» состоялся, важно, чтобы коуч провел с каждым из участников предварительную часовую сессию и объяснил, что с ними будет происходить на группе, правила группы, сеттинг, тайминг, кадр, ответственность, объяснил, как делается рисунок, предварительно порыхлил запрос.
Из каких элементов состоит «Автопортрет»? Он включает в себя работу и не-работу, прошлое и будущее, три центра принятия решений – голову, сердце и желудок. Когда даем задание нарисовать «Автопортрет», минимально объясняем, что надо делать, и максимально предлагаем окунуться в фантазии, ассоциации, метафоры, чтобы отобразить на бумаге все самое важное в жизни, работе, семье. Какие образы приходят в голову, когда думаем о прошлом, о чем мечтаем в будущем, что увлекает на работе, с кем общаемся в семье и вне ее? Есть ли друзья, есть ли команда, как выстроена коммуникация с коллегами и как принимаются решения в этом мире, полном неопределенности, непонятности и неизвестности? С помощью головы — головного мозга, с помощью сердца — эмоционального мозга, с помощью нашего бессознательного —нашей интуиции, нашего дополнительного чувства, которое сложно описать и сложно вербализовать, потому что это то, что приходит к нам из самого нашего нутра, из глубин нашего «Я»? А может быть из «Оно»?
Упражнение происходит следующим образом:
Клиент формулирует запрос на сессию. Это самый важный вопрос, на который он хотел бы ответить с помощью группы и ведущего. Далее создает рисунок, состоящий из обозначенных выше элементов, и дальше в течение короткого времени он формулирует свой запрос и кратко рассказывает о рисунке. Группа задает уточняющие вопросы по тому, что изображено на рисунке, может немного порыхлить запрос, но на эту часть отведено минимум времени, чтобы группа не ушла в рационализацию.
Затем клиент отворачивается и начинается таинство психоаналитического процесса. Группа откладывает в сторону запрос, а в центр внимания помещает рисунок, то есть бессознательное клиента, которое изучается через свободную интерпретацию, метафоры, ассоциации, через эмоциональную связь с рисунком, а точнее — с бессознательным художника. Возникают бессознательные группы, которые подсвечивают автору то, что он, возможно, хотел рассказать словами, но получилось нарисовать. Иногда группа подсвечивает то, что клиент не смог ни нарисовать, ни сказать словами, и это осталось белым пятном на листе, но группа очень чутко видит и слышит бессознательное клиента.
Прекрасно, когда в группе есть психодинамические коучи, которые умеют фантазировать, давать метафоры, давать интересные образы. Но ничего страшного, если таких коучей в группе не окажется. Тогда ведущий помогает группе, и она уходит настолько глубоко, насколько она готова и на сколько ее готов в этом поддержать коуч.
В это время художник слушает и переживает вместе с группой свои чувства и чувства группы. Его работа очень непростая в этот момент! Настолько, что не все с ней справляются. Случаются сильные эмоциональные реакции на происходящее, но эта работа всегда дает результат. Да, художник может не получить прямой ответ на свой запрос, но он совершенно точно расширит свою картину мира за счет работы группы. Почти гарантированно у него начнет формироваться наблюдающее эго или хеликоптер-вью, что позволит на место, где было «Оно», прийти «Я». Конечно, при условии, что группа соблюдает все правила и указания ведущего. И первое правило — это безопасность, конфиденциальность, атмосфера безоценочности, любви и принятия к каждому участнику.
В конце первого этапа работы с рисунком коуч связывает высказывания участников, добавляет свои интерпретации, видения рисунка, возвращает это клиенту. Клиент поворачивается к группе и дает обратную связь.
Во второй части начинается групповой коучинг. К этому времени участники уже познакомились через бессознательное с автором рисунка, прочувствовали его боль, возможно, пропустили через себя то, что чувствовал он. В этот момент важно упаковать клиента, закрыть боли и травмы, которые тот получил, слушая обратную связь. Сделать это нужно через рекомендации, через план действий, через возможность поверить в то, что есть множество решений ситуации, и из них можно выбрать то, которое для клиента действительно важно.
Каждый участник группы — обычно, это четыре человека — аккуратно, с нежностью, любовью и уважением к автору рисунка, дает рекомендации из «Я»-позиции. Коуч записывает рекомендации, добавляет свои, задает клиенту несколько вопросов, и после этого участник поворачивается и возвращает группе обратную связь.
Рекомендую проводить индивидуальную часовую сессию с художником на следующий день после «Автопортрета» для того, чтобы еще раз снять напряжение, попытаться помочь упаковать травмы, закрыть болезненные проявления и перейти к следующему этапу, которое называется «Действие».
«Действие» – переход к индивидуальному коучингу и время проработки запросов, которые мы нарыхлили.
