«Репетиции, эмоции и le cul du sanglier»
Июнь подкрался незаметно, а вместе с ним и одно из самых волнительных событий Программы – защита магистерских диссертаций. Обычно слушатели МП выбирают тему уже на первом курсе – по крайней мере, к началу второго года обучения у большинства вектор приложения психоаналитической мысли определен. Работа над ВКР занимает весь последующий год, процесс у всех идет по-разному: кто-то четко делит ответственность в группе, проект – на четко отмерянные части и придерживается плана, другие долго запрягают и потом быстро едут.
Написанные работы загружаются в общую систему Вышки, проверяющей тексты на заимствования, а далее авторы диссертаций собираются в начале июня в знаковой 518 аудитории, где в течение четырех дней Государственная комиссия выслушивает их доклады.
Защита – момент чрезвычайно волнительный! Это – и инициация из старой роли слушателя в новую – профессионального психоаналитически ориентированного коуча; и первое публичное представление проекта, которым «беременел» весь год; и выступление перед гигантской аудиторией – на событие традиционно собираются выпускники, первокурсники и преподаватели.
Как пройти через это событие с удовольствием? Мы спросили коллег из выпуска прошлого года и заодно – несколько старейшин из предыдущих годов. Заодно узнали темы их магистерских диссертаций и в очередной раз подивились всеохватности пространства МП:
Александр Фетисов, МП2022
Тема ВКР: «Психоаналитический коучинг в перспективе цифрового будущего»
Зачастую нас беспокоит неизвестность: что будет на защите? Как я справлюсь? Нужно эту неизвестность убрать и мысленно пройтись по всем этапам – нас ведь как раз этому учили! И мы приходим к теме, старой как мир, – репетиции!
Репетиция — ключ к уверенности. Прогон выступления надо сделать раз десять, не меньше! Засечь время и выбрать места, где уместно сделать акценты.
Если защита командная (как было у меня) — рекомендую заранее распределить роли. Кто начинает, кто продолжает, кто завершает. Пусть всё звучит как музыкальное произведение с внятным вступлением, выразительной серединой и сильной концовкой.
Недостаточно написать и знать работу. Нужно смочь понятно, емко и по делу рассказать о ней перед комиссией, уложившись в отведенное время. Главное — говорить не обо всем сразу, а следовать ключевым критериям, которые важны для защиты.
Говорить надо так, чтобы и пятиклассник понял, чем занимался коллектив авторов, почему это показалось интересным и к каким результатам привело.
Презентация — визуальная опора докладчика, но это не значит, что нужно читать текст на слайдах. Туда надо разместить тезисы, цифры и данные, которые «якорят» смысл.
Юрий Сафронов, МП2022
Тема ВКР «Бессознательные конфликты в процессе создания и функционирования команды в организации»
Загрузка ВКР – отличная возможность встать на «паузу» и поразмышлять о динамике группы в процессе совместного написания ВКР. Великолепный психоаналитический опыт и материал, от которого нужно получить удовольствие, вне зависимости от эмоций, или даже возможно желания кого-нибудь убить :)
Как во время написания, так и во время защиты, не надо требовать от всех участников вашей группы равного участия и вложения. Опять-таки, это – отличный способ принять мир во всем разнообразии рациональных и иррациональных психических процессов. Лучшее, что может случиться с группой – участник, который вообще ничего не будет делать.
Наталья Крюкова, МП2022
Тема ВКР: «Психоаналитический взгляд на иммерсивность в театральных постановках»
Как человек из мира мероприятий и постановок, скажу, что важно быть в тайминге. Для этого потребуется много репетиций, секундомер и терпение. В результате технический материал должен отлетать от зубов как «Отче наш» и не мешать сосредотачиваться на эмоциональной составляющей. Лучше заранее максимально продумать все до мелочей – вплоть до того, кто и когда переключает слайды. И это тоже надо отрепетировать! Не стоит бояться вопросов комиссии – обычно они дают возможность блеснуть всему коллективу авторов.
Михаил Яковлев, МП2017
Тема ВКР: «Достаточно хороший лидер. Психоаналитический подход»
Итак, ВКР написан и загружен в систему. Кто-то потратил на эту работу несколько месяцев, кто-то пару недель…
Но у всех случатся те самые семь (!) минут, когда Комиссия будет давать оценку двум годам обучения и усилиям по написанию диплома. Бессознательно мы превращаем эти несколько минут чуть ли не в главные мгновения жизни. Кажется, что никогда раньше мы так драматично не волновались! Даже когда объяснялись в любви, сдавали на права или в первый раз жарили яичницу.
Это волнение – чудесно! Именно этот страх кратно увеличивает для нас самих ценность двухлетнего отречения от личной жизни во имя психоанализа.
Надеюсь, никто не допускает мысль, что несколько минут смогут перечеркнуть двухлетний труд, что кого-то лишат диплома или оставят на второй год. Да, тревога сепарации говорит, что остаться еще на годик было бы очень неплохо, но уверен, что сомнений в получении диплома ни у кого нет! Отчего же докладчики трясутся, принимают кто таблетки, кто – коньяк (и то и другое из жизни, но ни в коем случае не рекомендации)?
Все дело в наших ожиданиях - чего мы хотим от этого публичного выступления? И как привлечь внимание членов Государственной комиссии, перед глазами которых с утра мелькают сотни слайдов?
Мой совет парадоксальный – не стараться это делать.
Главная задача – самому получить удовольствие от выступления! Забудутся цифры и факты, сделанные выводы покажутся спорными, с трудом вспомнится список литературы, подтянутый до «солидного» размера… Но останутся эмоции – яркая финальная виньетка двухлетнего труда.
Поэтому надо решить, что доставит удовольствие докладчику или группе авторов: способ подачи материала, креативное представление команды, яркие метафоры, уместные шутки. Комиссия обязательно ощутит настрой, почувствует профессионализм в представляемой теме, поймет, что докладчик в ней – как рыба в воде.
В худшем случае научный руководитель бросит в эту самую воду спасательный круг.
Олеся Гейгер, МП2020
Тема ВКР: «Эдипов комплекс и уязвимость психоаналитика»
В связи с защитой, вспомнила пять важных тем, на которые ориентировалась сама три года назад, и которые с тех пор никак не изменились:
1. Чем меньше текста на слайде, тем лучше, а шрифт рекомендую не меньше 24-го кегля.
2. Аудитория либо слушает докладчика, либо читает его слайды, на которых, как правило, ничего непонятно. Поэтому, выбирая между двух огней – докладом и презентацией – лучше фокусироваться на первом.
3. В презентации, если тема позволяет, разумнее предпочесть тексту картинки, которые метафорически могут передать мысль, отраженную в устно сказанном.
4. Сначала лучше написать текст, который будет говориться, и под этот текст делать слайды, а не наоборот. Это сэкономит время на подготовку самой презентации.
5. Репетировать! Засекать таймер и следить, на какой слайд уходит сколько секунд. Важно уложиться в отведенное время, поэтому надо «покрутить» речь так, чтобы и не тараторить, и всё успеть.
Елена Сальви, МП2019
Тема ВКР: «Применение психоаналитической техники в индивидуальном психодинамическом коучинге»
Пространство МП тем и прекрасно, что здесь базируются и взрослое Я, которое как раз писало ВКР, и детское Я, к которому возможно обратиться, чтобы найти ответ на вопрос, как же визуальный ряд дополнит и раскроет смысл работы.
Reels – современная форма коммуникации, с которой соприкасается каждый. В формате короткого видео, доносится смысл, дается понимание и транслируется чувство.
К этому чувству и надо обратиться. Что больше всего поразило в теоретической части? В эмпирическом исследовании? Что получится, если соединить ощущения авторов ВКР с анимацией? Или со звуками или вкусами? Или, быть может, запахами?
Творческому Я требуются время и пространство, а авторам – удовольствие, которого они заслужили. Так что надо сфокусироваться на удовольствии и в процессе подготовки презентации, и во время доклада, и помнить о том, что этот процесс будет отличаться от любого предыдущего. Чем? Тем, что это – процесс инициации, переход от одной идентичности к другой. Трансформация, про которую у Андрея Владимировича есть название – «le cul du sanglier». Непонятно как развернется процесс и как будущие выпускники будут через него проходить, но каждый из них точно пройдет! Нет ни одного примера, когда кто-то застрял.
Рекомендую обратить внимание и сохранить воспоминания о том, как будет проходить процесс защиты. Удивиться перехваченному от волнения дыханию, вибрациям в голосе, подкатывающим слезам, отдаться чувству умиления или всеобъемлющего принятия. Прожить этот момент полной грудью.
