• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как трансформировалась магистерская программа «Управление пространственным развитием городов». Интервью с академическим руководителем

В преддверии презентации обновленной магистерской программы «Управление пространственным развитием городов», которая состоится 19 декабря в 12:00, ее академический руководитель Руслан Гончаров рассказал о принципиальных изменениях и о том, какие возможности они открывают будущим студентам.

Руслан Гончаров, академический руководитель образовательной программы «Управление пространственным развитием городов»

Руслан Гончаров, академический руководитель образовательной программы «Управление пространственным развитием городов»

Зарегистрироваться на презентацию

В чем заключаются изменения и что ждет будущих студентов в рамках обновленной программы?

Программа объединит существующие в Высшей школе урбанистики программы «Управление пространственным развитием городов» и «Транспортное планирование». Взамен отдельным магистерским программам появятся три тематических учебных трека: «Городские исследования», «Городское планирование» и «Транспортное планирование». Таким образом, транспортное направление никуда не пропадает (о чем нас уже спрашивают абитуриенты), но будет реализовано в рамках общей программы. 

Эти изменения направлены на повышение вариативности образовательных траекторий студентов и стали возможны благодаря недавно принятому новому образовательному стандарту магистратуры НИУ ВШЭ, который по праву можно назвать инновационным. Если раньше из-за организационных ограничений мы были вынуждены открывать дополнительные программы, то сейчас имеем возможности для реализации всех наших замыслов и идей в рамках одной программы. Это удобнее для всех участников процесса, в первую очередь — для студентов. Суть стандарта в том, что учебный план магистерских программ будет включать в себя несколько блоков: набор обязательных курсов по направлению (в нашем случае «Градостроительство»), обязательных курсов конкретного трека и широкий спектр дисциплин по выбору. К последней категории относятся как дисциплины других треков программы, так и курсы других факультетов университета. Учебный план конкретного студента наконец становится полноценным конструктором, который он сможет «настраивать» исходя из своих исследовательских или профессиональных интересов.

В чем состоит принципиальная инновационность учебных треков? Как в каждом из них будут соотноситься проектное и научно-исследовательское направления?

Трек — это отдельное тематическое направление в рамках программы. Это не только «свой» набор обязательных дисциплин, но и специально подобранные стажировки, практики, проекты (в том числе и исследовательские!), особый формат курсовых работ и магистерских диссертаций. У каждого трека свой куратор, который будет обеспечивать достижение образовательных результатов.

Руководителем каждого трека выступает специалист в этой области. Так, «Городское планирование» будет курировать Марина Сапунова — практикующий планировщик с огромным портфолио в этой области; «Транспортное планирование» — Андрей Борисов, эксперт Центра транпортного моделирования. Курировать трек «Городские исследования» буду я. Системообразующим элементом каждого трека станет ключевой семинар, в рамках которого студенты вместе с куратором и другими преподавателями будут подробнее погружаться в методологию выбранного направления, разбирать кейсы, знакомиться с приглашенными экспертами и исследователями. 

Рынок крайне динамичен, требования к выпускникам изменяются — поэтому в рамках объединенной программы мы планируем изначально фокусировать интересы наших студентов либо на исследовательской, либо на проектной составляющей. Это не означает, что «исследователи» не будут вовлечены в проекты, а «практики» — в исследования. Вопрос  в расстановке акцентов. Трек «Городские исследования», как следует из названия, носит исследовательский характер и будет ассоциирован с аспирантской школой ГМУ. «Транспортное планирование» и «Городское планирование» —  прикладные треки с акцентом именно на проектную составляющую. Учебный план будет построен вокруг проектных семинаров и стажировок в компаниях и организациях. Защита магистерских диссертаций тоже будет подчинена проектной логике.

Какие академические и профессиональные возможности обновленная программа дает студентам?

У студентов будет больше вариативности не только в плане выбора дисциплин, но и расширения числа профессиональных контактов. Многие наши преподаватели — практики, представители крупных компаний и организаций, а также известные ученые. Полноценная настройка своей образовательной траектории — это прекрасная возможность для расширения, что называется, профессиональной записной книжки, получения полезных контактов в интересующей области уже на этапе обучения.

Студенты каких специализаций могут поступать на программу?

Наши двери открыты для всех, кто хочет заниматься городами и урбанизированными территориями во всех их аспектах. Идея всего факультета и программы в том, что нас — представителей разных специальностей —объединяет общий объект исследования. Поэтому мы ждем на программе самых разных специалистов: географов, социологов, экономистов, архитекторов, градостроителей, культурологов, инженеров, математиков, специалистов в сфере ГМУ — всех, кому интересно изучать город в рамках знакомой методологии. Для иллюстрации — на нынешнем первом курсе программ «Управление пространственным развитием городов» и «Транспортное планирование» обучаются представители почти двух десятков направлений.

Кем могут работать ваши выпускники?

Каждый год на июньском выпускном мы устраиваем традиционный опрос — спрашиваем наших новоиспеченных выпускников, кто уже трудоустроился. Обычно число ответивших утвердительно превышает 80%. Спектр профессиональных треков очень широк. Это и сфера государственного и муниципального управления, и частный бизнес: проектные и архитектурные бюро, технологические компании, некоммерческие ассоциации, консалтинговые фирмы и так далее. Часть выпускников предпочитает образовательные и научно-исследовательские организации, в том числе зарубежные. При этом 9 из 10 наших выпускников  работают по специальности — в нашей сфере отмечается серьезный кадровый дефицит при возрастающем интересе к задачам преобразования и развития городского пространства.