• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар №14 Железнодорожные тарифы: кампанейщина или договоры должны соблюдаться?

26 марта 2019 г. прошло очередное, четырнадцатоезаседание научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта». На семинаре выступил экономист, независимый эксперт Игорь Петрович Ильинс докладом: «Железнодорожные тарифы: кампанейщина или договоры должны соблюдаться?».
Доклад был посвящён анализу роли тарифов в экономической теории и практике государственного регулирования. В докладе были затронуты следующие аспекты регулирования тарифов:

  • дифференциация тарифов в зависимости от платежеспособности грузов;
  • экономическая обоснованность тарифов ОАО «РЖД» (операционная эффективность и аудит);
  • инвестиционная составляющая тарифа (источники финансирования капитальных вложений);
  • экспертная оценка тарифной политики регулятора.

В своём докладе И.П. Ильин, отметил, что негативно относится к идее долгосрочной тарифной формулы «инфляция-минус» и обосновал этот свой тезис тем, что в большинстве стран мира, темпы роста железнодорожных тарифов не отстают от темпов роста, а опережают. И сделал вывод, что тарифы ЖД нужно повышать более высокими темпами. Так же докладчик выступил с критикой тех неназванных авторов, которые называют инвестпрограмму РЖД «раздутой». Докладчик считает, что она не раздута, а наоборот, недостаточна.

И.П. Ильин предложил дерегулировать железнодорожные тарифы РЖД для грузов 3-го тарифного класса. Так же Ильин выступил против изменений Прейскуранта № 10-01. «Я к Прейскуранту отношусь трепетно»- сказал он. Так же И.П. Ильин отметил, что незыблемым должен оставаться «принцип сходимости», согласно которому, если в одном месте какой-то тариф или сбор уменьшился, то в другом месте он должен быть на столько же повышен.
На вопрос из зала от проф. Д.Ю. Левина, И.П. Ильин отметил, что оптимальной для рЖД он считает формулу «инфляция плюс 3 %».

Презентация доклада 
Выступление содокладчика/оппонента - председателя Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖТ) Павла Иванкина было посвящено проблемам существующего Прейскуранта № 10-01. 

П.А Иванкин рассказал, что после того, как «Г.М.Фадеев выбрал И.С.Беседина», который был назначен руководить в ФЭК процессом разработки м внедрения нового Прейскуранта, Беседин, в новой должности в ФЭК «в принципе проводит аккуратно все решения, которые в тот момент были необходимы министерству путей сообщения»- подчеркнул Иванкин. «И, несмотря на сопротивление транспортной общественности, был узаконен принцип финансовой сходимости. (…) Получалось, что фактического снижения транспортных издержек не происходило».

Так как сам П.А.Иванкин был участником процесса принятия Прейскуранта № 10-01, он поделился воспоминаниями об этом: «Иван Сергеевич [Беседин], нужно отдать ему должное, очень умело модерировал дискуссии в рамках и рабочей группы и комиссии у Христенко в результате, можно сказать,  манипулирования оппонентами добился того, что они сами предлагали те решения, за которые билось министерство путей сообщения. Даже размер вагонной составляющей в 15,4 % в принципе отвечал тем пожеланиям МПС, которые были сформулированы в начале».

«В основу Прейскуранта – подчеркнул Иванкин - легли данные о себестоимости за 2001 год.» Здесь докладчик подробно остановился на ситуации в 2001 году и проанализировал, как изменение показателей работы, которое произошло впоследствии отразилось на системе тарифов, в основу которой были положены параметры, которые быстро устарели.

Презентация доклада

Так же с докладом выступил член правления и член комитета по транспорту «Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРА России», генеральный директор «Промнерудтранс» Андрей Громовой. В докладе А.А. Громового содержались предложения по изменению тарифов на перевозуи щебня, которые бы позволили эффективнее использовать такой инструмент как ступенчатые маршруты в распыление, при которых из вагонов нескольких отправителей на нескольких станциях формируется поезд, который затем проследует на станцию распыления по технологии перевозки маршрута, а затем, без «перелома тарифа» распределяется по отдельным строям назначений на различные станции небольшими группами вагонов.

Презентация доклада

В дискуссии приняли активное участие представитель консалтинговой компании «ATKearny» Е.В. Богданов, зам руководителя ЦЭКР РЖД Н.Б.Михайлова, проф. РУТ-МИИТ Д.Ю. Левин, презмдент Национальной ассациации транспортников Г.Е. Давыдов и другие.

В конце семинара, по сложившейся традиции Ф.И.Хусаинов от имени организаторов вручил докладчику- И.П. Ильину сборник работ проф. А.И. Чупрова - отечественного экономиста XIX века, профессора МГУ, которого называют основателем экономики транспорта как научной дисциплины. Так же участникам, задавшим самые интересные вопросы были вручены экземпляры книги Р.Мёрфи "Уроки для молодого экономиста" (издательство "Социум").

Текст: Фарид Хусаинов
Также дополнительные материалы семинара доступны по ссылке.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.