• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский (свободно)
французский (свободно)
арабский (говорю, читаю рукописи, надписи)
аварский (говорю, читаю рукописи, со словарем)
немецкий (говорю, читаю, со словарем)
греческий (говорю свободно)
латинский (читаю со словарем)
грузинский (говорю, читаю со словарем)
нидерландский (говорю, читаю со словарем)
Контакты
Телефон:
61417
Электронная почта:
Адрес: г. Санкт-Петербург, Промышленная ул., д.17, каб. 109
Время консультаций: 10 - 18
Расписание
Резюме (PDF, 302 Кб)
SPIN РИНЦ: 8050-0314
ORCID: 0000-0002-1444-7722
ResearcherID: P-2891-2016
Scopus AuthorID: 15925168100
Google Scholar
Блоги и соц. сети
ResearchGate
Academia.edu
Руководитель
Семенов А. М. (директор Центра исторических исследований)
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Бобровников Владимир Олегович

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.

Образование, учёные степени

  • 1993

    Кандидат исторических наук: Институт востоковедения РАН, специальность 07.00.03 «Всеобщая история» и 07.00.03 «Всеобщая история», тема диссертации: Традиционное и современное в мировоззрении североафриканского крестьянства в новое время

  • 1987

    Специалитет: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, факультет: Исторический факультет, специальность «История»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

аспирантура: Институт востоковедения Российской наук, окончание 1990.

стажировки: Французский институт анатолийских исследований (IFEA, Стамбул, 1996), Центр по изучению проблем ислама и современности Берлинской научной коллегии (WKB, 2001), Центр турецких, османских, балканских и центральноазиатских исследований при Высшей школе общественных наук (EHESS, Париж, 2006, 2013, 2014), Нидерландский институт высших исследований в области гуманитарных и общественных наук (NIAS - KNAW, 2017–2018).

Выпускные квалификационные работы студентов

Полный список ВКР

Учебные курсы (2016/2017 уч. год)

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Учебные курсы (2013/2014 уч. год)

Ислам в России: история и современность (Магистратура; где читается: Факультет права; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус

Учебные курсы

CAUCASUS IN THE MODERN WORLD:

The vision of Caucasus like the other ex-socialist Eastern borderlands of Russia by most scholars and politicians is still very confused at the moment. It is often thought of as either the realm of an unchanging primitive custom or the berth of Islamist globalization and terrorism opposing all non-Muslim societies. Both images are quite divorced with reality. There are also other numerous myths and fears associated with the post-socialist Caucasus. The proposed interdisciplinary special course aims to dissolve these wrong images of the region and introduce students into Caucasian studies. It includes basic information on regional geography, political organization and economics. The course concentrates on key societal issues of the region including mental, political and economic mapping the North Caucasus and Transcaucasia, invention of local tradition and legacy of the Russian and especially socialist rule, local responses to challenges of post-socialist globalization, the growth of Islamic radicalism and terrorism, issues of common security, etc. Addressing post-graduate students specializing in the field of political science, economics and sociology this short-term special course consists of 6 main thematic units. It is conducted in a lecture/discussion format. The first part of each class will be held as the discussion of the readings. The discussions will also be the place for further inquiry into questions raised in the lectures. The course requires neither academic background in Islamic studies nor knowledge of Russian and Oriental languages. The list of assigned and recommended readings will be delivered to students before the first class in the very beginning of October. Given rapid changes in contemporary Central Asia, some recent new readings on the Islamic globalization of the region might be included into the course.

Unit 1. Mapping the Post-Socialist Caucasus

Topics: i. Caucasus as a Region: its Unity and Diversity

            ii. Aproaches to Frontier Societies and Economics

            iii. From the Empire to Nation-State Building?

            iv. Russia and Newly Independent States in the 'Big Game'

Unit 2. Caucasian Profits and Costs

Topics: i. Projects of Economic and Military Cooperation for the Caucasus

            ii. Rivalry Around the Caspian Oil. Where Do Pipelines Go?

            iii. Land reforms Go On. What to Do with Post-Soviet Collective Farms?

            iv. Russian and American Military Bases

            v. How Much Will the Caucasus Exploitation Cost?

Unit 3. Fears of the Caucasus

Topics: i. Post-Socialist Disintegration and Civil Wars. Comparing Cases of Karabakh, Abkhazia and Chechnia

            ii. Guerilla Warfare in the Mountains

            iii. Violence, Order and Common Security

            iv. Mountaineers in International Terrorist Networks: Myths and Realities

Unit 4. Old and New Myths about the Caucasus

Topics: i. Making Wildness in (Post-)Colonial Ethnography and Politics

            ii. On the Use and Abuse of Local Custom

            iii. Imagined Communities in the Nation-State Building

            iv. Post-Socialist Cases of Hybrid Societies

Unit 5. Islamic Realities at the Age of Post-Socialist Globalization

Topics: i. Rethinking Post-Socialist Islamic Boom of the 1990s

            ii. Colonial Roots of Local Islamic Networks. Official and Parallel Islam.

            iii. Collective Farm as a Keeper of Local Muslim Traditions

            iv. Post-Socialist Forms of Islam: Caycasian Wahhabis

Unit 6. Crossing the Borders Following the 'Cold War' Period

Topics: i. The 'Cold War' Legacy in the Modern Caucasus

            ii. Russian Exile in Mountaineers' Cultural Memory

            iii. Population Movements in the 19th and the 20th Centuries

            iv. Caucasian Diaspora in Russia and Abroad

Участие в редколлегиях научных журналов

  • Член редколлегий журналов: «Восток», «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», «Этнографическое обозрение», «Islamology»

  • С 2017 г.: член редсовета журнала «Islamology».

  • С 2016 г.: член редколлегии журнала «Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность».

  • С 2012 г.: член редколлегии журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом».

  • С 2006 г.: член редколлегии журнала «Этнографическое обозрение».

  • С 2008 по 2014 гг.: член редсовета журнала «Pax Islamica».

  • С 2011 по 2013 гг.: член редколлегии журнала «Tartaria Magna».

Гранты

2017–2018, Netherlands Institute for Advanced Studies in the Humanities and Social Sciences (NIAS - KNAW), индивидуальный грант (стажировка) по проекту: Deconstructing Shari‘a Justice in the Russian North Caucasus, 1860s-1920s: Practices, Networks, Actors from the Post-Colonial Prospective,

2013–2016, Volkswagen Foundation, коллективный исследовательский грант по проекту: Transformations of Sacred Spaces, Pilgrimages and Conceptions of Hybridity in the Post-Soviet Caucasus, член исследовательской группы, руководители проф. К. Тьют, др. Ф. Мюльфрид (Йенский университет),

2009–2012, Volkswagen Foundation, коллективный грант по проекту: The Politicisation of Islam in the Rural Communities of the Former USSR: An Interregional Comparative Study, 1950s2000s, член исследовательской группы, руководители проф. С.А. Дюдуаньон (EHESS, Париж) и др. К. Ноак (Университет Дублина),

2007–2009, Central European University, коллективный грант по проекту: ReSET Seminar on Methodology of History, член группы, руководитель проф. А.И. Миллер (Будапешт, Москва),

2002–2004, Volkswagen Stiftung, коллективный исследовательский грант по проекту: Islamic Education in the Soviet Union and the Commonwealth of Independent States, член исследовательской группы, руководитель проф. Р. Мотика (Гамбургский университет),

1996–1998, Open Society Institute (Budapest), коллективный исследовательский грант по проекту: Customary law Transformation in Collective Farms of the Caucasus, руководитель группы в составе: к.и.н. И.Л. Бабич, к.и.н. Л.К. Гостиева, др. П. Гарб,

1994–1996, Wenner-Gren Foundation for Anthropological Research, индивидуальный исследовательский грант: Muslim Land Tenure and Social Transformation in a Dagestani Collective Farm.

Конференции

  • 2018

    What's NEW? (Amsterdam). Доклад: Godless Imagination of Islam in the Soviet Interwar Posters, 1918-1940

  • 2017

    The Russian Empire 1790–1830: In Search for Narratives for the Alexandrine Age (Майнц). Доклад: Orientalism and Empire at the Alexandrine Age: the Making of Highlander-Aliens in the Caucasus Frontier Line

  • II Congres international Groupement d'intérêt scientifique (GIS) «Moyen-Orient & monde musulman» (Paris). Доклад: Pèlerinages et processus hagiographique dans les campagnes du Daghestan postsoviétique

  • Europe-Asia Study Table (EAST) (Amsterdam). Доклад: Russia's Caucasus in Historical Narratives and History Politics

Публикации12

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук
  • 1

    Ганич, Анастасия Алексеевна. Черкесская диаспора в Иордании: генезис и современное состояние. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). — М., 2003. 244 с. — Научный руководитель Бобровников В.О. Защищена в совете Д 501.002.04 при МГУ имени М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки.

    Билалова, Асият Мустафаевна. Духовная жизнь мусульман Северо-Восточного Кавказа: X - XV вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). — М., 2005. 238 с. — Научный руководитель Бобровников В.О. Защищена в совете Д 501.002.04 при МГУ имени М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки.

    Якушев, Михаил Михайлович. Эволюция османо-российских отношений и русское православное паломничество на Ближний Восток (1774-1847). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). — М., 2016. 296 с. Приложения: 70 с., илл. — Научный руководитель Бобровников В.О. Защищена в совете Д 501.002.04 при МГУ имени М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки.

    Satzinger, Maria. Spread of Islamic Radicalism in Dagestan. Federal and Regional Policy Applications. MA Thesis. Master Program International Relations in Euroatlantic and Eurasian Societies. University of Kent, National Research University Higher School of Economics. — Moscow, 2011, 51 pp. — Supervisor Dr. Vladimir Bobrovnikov. Defended at Faculty of World Economy and International Affairs in May 2011.

    Rybakov, Konstantin. Islamophobia in Russia. The Case of Orthodox Young People in Moscow. MA Thesis. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. — Moscow, 2012, 57 pp. — Supervisor Dr. Vladimir Bobrovnikov. Defended in School of Social and Economic Sciences in June 2012.

    Frear, Thomas. The Foreign Policy Options of a Small Unrecognised State: The Abkhazian Precedent. MA Dissertation. International Relations. University of Kent, National Research University Higher School of Economics. — Moscow, 2013, 64 pp. — Supervisor Dr. Vladimir Bobrovnikov. Defended at Faculty of World Economy and International Affairs in May, 2013.

  • 2
    Газимзянов М. И. Тема не утверждена (aспирантура: 1-й год обучения)

Curriculum vitae

Владимир Олегович БОБРОВНИКОВ

- к.и.н., профессор Центра международных образовательных программ Школы российских исследований Департамента истории, ведущий научный сотрудник Центра исторических исследований Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге

- fellow, PhD in History and Oriental Studies, Netherlands Institute for Advanced Studies in the Humanities and Social Sciences (NIAS - KNAW), Амстердам, Нидерланды

- старший научный сотрудник, к.и.н. Института востоковедения Российской академии наук, заведующий сектором Кавказа Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья, Москва

контактная информация:

телефоны: +31(6)45306156, +7(909)1532811 (мобильный)

e-mail: vladimir_bobrovn@mail.ru, vladimir.bobrovnikov@nias.knaw.nl

20 июня 1964 г. рождения

образование и аффилиация:

1982–1987, Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

1988–1990, аспирантура Института востоковедения РАН

с 1998, старший научный сотрудник Института востоковедения, Москва

с 2009, заведующий сектором Кавказа Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья

2017–2018, fellow, Netherlands Institute for Advanced Studies in the Humanities and Social Sciences (NIAS - KNAW), Амстердам, Нидерланды

с 2018, профессор Центра международных образовательных программ Школы российских исследований Департамента истории, ведущий научный сотрудник Центра исторических исследований Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге

1994, март, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Традиционное и современное в мировоззрении североафриканского крестьянства в новое время» (Всеобщая история: 07.00.03, Институт востоковедения) (переработана в монографию и издана в 1998 г.).

стажировки:

Французский институт анатолийских исследований (IFEA, Стамбул, 1996), Центр по изучению проблем ислама и современности Берлинской научной коллегии (WKB, 2001), Центр турецких, османских, балканских и центральноазиатских исследований при Высшей школе общественных наук (EHESS, Париж, 2006, 2013, 2014), Нидерландский институт высших исследований в области гуманитарных и общественных наук (NIAS - KNAW, 2017–2018).

владение языками:

французский и английский (свободно); арабский, аварский, немецкий, новогреческий (говорю и читаю, в т.ч. рукописи); латинский, грузинский, нидерландский (читаю со словарем)

научные интересы и тематика исследований:

Новая имперская история, социальная и правовая антропология сельской мусульманской общины на российском Кавказе, в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Арабоязычная и арабографичная палеография и эпиграфика. Преобразование горского общества в контексте реформ на российском и советском Востоке, гибридные религиозные и правовые практики, взаимоотношения востоковедения и ориентализма в России, сравнительный опыт колониальной политики и этнографии на российско-советском (Северный Кавказ) и зарубежном (французский Магриб, голландская Ост-Индия) Востоке. В последнее время все большее внимание уделяет исторической компаративистике и междисциплинарным исследованиям на стыке истории, социальной антропологии и права. Имеется опыт многолетних полевых, архивных и эпиграфических исследований в регионе, преимущественно в Дагестане (с 1992 г. до настоящего времени).

основные проекты:

1994–1996, Wenner-Gren Foundation for Anthropological Research, Muslim Land Tenure and Social Transformation in a Dagestani Collective Farm, individual project

1996–1998, Open Society Institute in Budapest, Customary law Transformation in Collective Farms of the Caucasus, project director

с 1998 по настоящее время, автор, с 1999 научный консультант энциклопедического словаря «Ислам на территории бывшей Российской империи» под ред. проф. С.М. Прозорова

2002–2004, Islamic Education in the Soviet Union and the Commonwealth of Independent States directed by Prof. Dr. Raoul Motika (University of Hamburg) (Volkswagen Foundation), member of the research group

2007–2009, Central European University, ReSET Seminar on Methodology of History directed by Alexei Miller (Kiev), member of the research group

2009–2012, The Politicisation of Islam in the Rural Communities of the Former USSR: An Interregional Comparative Study, 1950s–2000s directed by Dr. S. A. Dudoignon (EHESS, Paris) and Dr. C. Noack (NUI Maynooth, Dublin) (Volkswagen Foundation), member of the research group

2013–2016, Transformations of Sacred Spaces, Pilgrimages and Conceptions of Hybridity in the Post-Soviet Caucasus directed by Prof. Dr. Kevin Tuite, Dr. Florian Mühlfried (Volkswagen Foundation), member of the research group

2017–2018, Netherlands Institute for Advanced Studies in the Humanities and Social Sciences (NIAS - KNAW), Deconstructing Shari‘a Justice in the Russian North Caucasus, 1860s-1920s:
Practices, Networks, Actors from the Post-Colonial Prospective, individual project

Член Европейской ассоциации ближневосточных исследований (EURAMES, Лондон, с 2000), CASCADE Caucasus network (с 2016), Общества востоковедов (Москва, с 2004), Вольного исторического общества (с 2014 г.).

Член редколлегий журналов: «Восток», «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», «Этнографическое обозрение» (из списка ВАКа), «Islamology»

преподавание:

читавшиеся учебные курсы по славистике и востоковедению:

Caucasus in the Modern World (НИУ-ВШЭ, Факультет мировой политики и экономики);

Islam and Globalization in Central Asia (Stanford University);

Islam in Russia: Modern Challenges and Past Experiences (Stanford University);

Muslim Responses to the Postsoviet Transformation in Russia (РАНХиГС);

La Russie face à l’islam et à ses musulmans (Institut des études politiques, Париж);

Ислам в России: история и современность (направление «юриспруденция» для магистерской программы «Исламское право», 1 курс магистратуры НИУ-ВШЭ, Факультет права);

Исламское право, шариат и адат в России: история и современность (направление «юриспруденция» для магистерской программы «Исламское право», 2 курс магистратуры НИУ-ВШЭ, Факультет права);

История исламской цивилизации (НИУ-ВШЭ, Факультет гуманитарных наук)

История культуры ислама в мире и России (направление «культурология», 1 курс бакалавреата, Институт истории культур);

Исламоведение и история ислама в России (направление «востоковедение и африканистика», 1 курс бакалавреата, Отделение регионоведения, ИСАА МГУ);

Как писать историю Востока? Методика исторического востоковедения (направление «историография, источниковедение и методы исторического исследования»; для аспирантов 1 года, Институт востоковедения РАН);

Северный Кавказ в Российской империи (направление «история России», 2 курс бакалавреата, РГГУ);

Этнология изучаемого региона: Арабский Ближний Восток и Северная Африка (направление «этнология», 2 курс бакалавреата, РГГУ)

основные публикации: всего более 400 научных работ.

Монографии, сборники статей, каталоги, издания источников:

Современный мир глазами феллаха (Северная Африка XIX–XX вв.): инд. монография. М.: Институт востоковедения РАН, 1998. 158 с.

Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие (очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана): инд. монография. М.: Восточная литература, 2002, 368 с. Рец.: М.Кемпера (Michael Kemper) в журн. Ab imperio (Казань), 2002, № 4, с. 461–464, его же в Die Welt des Islams (Leiden, Netherlands), 2003, Bd. 43, No. 3, pp. 394–396; А.Франка (A.J.Frank) в Kritika (USA), 2003, № 1, его же в Cahiers du Monde russe, 2004, vol. 45, nos. 3–4, pp. 747–749; W. Sunderland в журн. Kritika. 2006, vol. 7, no. 1, pp. 111-122.

Подвижники ислама (культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе) / Отв. ред. и сост. С.Н. Абашин и В.О. Бобровников. Сб. статей. М.: Восточная литература, 2003, 236 с.

Обычай и закон в письменных памятниках Дагестана V – начала XX в. / Сост. и отв. ред. В.О. Бобровников. Хрестоматия. Т. I. До присоединения к России. Т. II. В царской и ранней советской России. М.: Марджани, 2009, 239 с. + 262 с.

Татарский шамаиль: слово и образ / Отв. ред. И.Л. Алексеев, В.О. Бобровников. Каталог. М.: Марджани, 2009, 112 с.; 2-е изд. М.: Марджани, 2013, 224 с.; 3-е изд. М.: Марджани, 2015, 208 с.

Дагестан и мусульманский Восток / Сост. и отв. ред. А.К. Аликберов и В.О. Бобровников. Сб. статей. М.: Издательский дом Марджани, 2010, 430 с.

Voyage au pays des Avars (Daghestan, Russie, début du XXIe siècle): инд. монография. Paris: Cartouche, 2011, 189 p.

Кавказский словарь: земля и люди. Каталог выставки / Науч. ред. Ю.Ю. Карпов, В.О. Бобровников, О.А. Соснина. М.: ГМЗ Царицыно, 2012, 352 с.

Плакат советского Востока, 1918–1940 / Сост. М. Филатова при участии В. Бобровникова. Отв. ред. С. Архангелов, И. Алексеев. Каталог. М.: Марджани, 2013, 318 с.

Из истории российско-грузинских отношений: К 230-летию заключения Георгиевского трактата / Отв. ред. А.Н. Артизов. Член научного коллектива. Боровск-Москва: Древлехранилище, 2014. 768 с., [72 c.] ил. + карта.

Полвека в Туркестане. В.П. Наливкин: биография, документы, труды / Ред.-сост.: С.Н. Абашин, Д.Ю. Арапов, В.О. Бобровников, Т.В. Котюкова, Е.И. Ларина, Н.С. Терлецкий. Науч. ред. В.О. Бобровников. М.: Марджани, 2015. 688 с.: ил.

Ориентализм vs. ориенталистика: сб. статей / Сост. В.О. Бобровников, С.Дж. Мири. М.: Садра, 2016, 440 с.

Сынтаслар. Намогильные стелы Ногайской степи: каталог / Сост. и ред. В.А. Кореняко и В.О. Бобровников. Фотографии Е.И. Желтова. М.: Марджани, 2016. 672 с., ил.

Мусульмане в новой имперской истории: сб. ст. / Отв. ред. и сост. В.О. Бобровников, И.В. Герасимов, С.В. Глебов, А.П. Каплуновский, М.Б. Могильнер, А.М. Семёнов / Институт востоковедения РАН, Фонд исследований исламской культуры. М.: Садра, 2017. 424 с.

 

Учебные пособия, курсы и иные учебно-методические публикации:

История и этнография мусульман Восточного Кавказа (становление региональных форм ислама в Дагестане, Чечне и Азербайджане): программа спецкурса. М.: ИСАА МГУ, Центр Кавказа и Центральной Азии, 2003, 23 с.

Северный Кавказ в составе Российской империи / Отв. ред. В.О. Бобровников, И.Л. Бабич. Учебник. М.: НЛО, 2007, 460 с.

Частная методика преподавания учебной дисциплины культурная антропология (этнология). ОПД.Ф.08 131401 – Культурология / Сост. Бабич И.Л., Бобровников В.О. М.: МГЛУ, 2007. 40 с.

Ислам в России: история и современность: программа дисциплины для направления 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра для магистерской программы «Исламское право». М.: НИУ-ВШЭ, 2013, 19 с.

Исламское право, шариат и адат в России: история и современность: программа дисциплины для направления 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра для магистерской программы «Исламское право». М.: НИУ-ВШЭ, 2014, 19 с.

Исламское право. Учебно-методический комплекс для слушателей первого и второго курсов магистерской программы / Сост. Сюкияйнен Л.Р., Назмутдинов Б.В., Бобровников В.О., Калимуллина М.Э., Четвернин В.А., Алексеев И.Л., Грачёва Ю.В. М.: НИУ ВШЭ, 2014. – 406 с.

Мусульманское право и обычай в российском Дагестане: источники и исследования. Хрестоматия / Сост. Бобровников В.О., Шехмагомедов М.Г., Шихалиев Ш.Ш. СПб.: Санкт-Петурбургский государственный университет, Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, 2017. 319 с.

 

Статьи и главы коллективных монографий:

Алжирский феллах и политическая культура (1830–1962) // Народы Азии и Африки. 1990, № 5, с. 38–48.

Стратегия социалистической индустриализации и судьба деревни в Алжире и Египте // Крестьянство и индустриальная цивилизация / Под ред. Ю.Г.Александрова и С.А.Панарина. М.: Наука, 1993, с. 248–273.

Традиции в жизни современных горцев: земля и люди // Азия и Африка сегодня. 1993, № 4, с. 39–41.

(соавт. М.Ю.Рощин) Человек, природа и общество в горном дагестанском ауле (арабский документ из села Хуштада, 1904 г.) // Восток. 1994, № 3, с. 33–44.

Ethnic Migration and Common Security in Post-Soviet Daghestan // CSF Newsletter. 1996, p. 4, 14.

The Islamic Revival and the National Question in Post-Soviet Daghestan // Religion, State and Society. 1996, vol. 24, no 2/3, p. 233–238.

Реконструкция этнической истории багулал по данным микротопонимики // Дагестанский лингвистический сборник. Вып. 3. 1996, c. 6–14.

Колхоз как хранитель исламского уклада // Ваш выбор. 1996, № 3, с. 18–23.

Колхозная метаморфоза адата у дагестанских горцев (на примере багулал) // Homo juridicus / Под ред. Н.И. Новиковой, А.Г. Осипова. М., 1997, с. 193–200.

Ислам и советское наследие в колхозах Северо-Западного Дагестана // Этнографическое обозрение. 1997, № 5, c. 132–142.

Этнические миграции и проблемы безопасности в республике Дагестан // Кавказские региональные исследования. Вып. I. Тб., 1997, т. 2, с. 52–64.

Суд по адату в дореволюционном Дагестане (1860–1917) // Этнографическое обозрение. 1999, № 2, с. 31–45.

Государство и адат в советском Дагестане // Человек и право / Отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 1999, с. 165–172.

Islamic studies in post-Soviet Russia: in search of new approaches // ISIM Newsletter. December 1999, No. 4, p. 32.

The Berbers, 19th – early 20th centuries AD // Civilizational Models of Politogenesis. Ed. by D.M. Bondarenko and A.V. Korotaev. Moscow, 2000, pp. 175–190. Рец. на работу: E. Kavalski, Ab imperio. 2004, no. 3, p. 614.

Muslim Nationalism in the Post-Soviet Caucasus: Daghestan // Central Asia and the Caucasus. 2000, no. 1, pp. 93-104. Рец. на работу: L.L. Adams, Research Trends in Modern Central Eurasian Studies (18th-20th Centuries) / Ed. by S.A. Dudoignon, H. Komatsu. Tokyo, 2003, pt. 1, pp. 95, 96.

Абреки и государство: культура насилия на Кавказе // Вестник Евразии. 2000, № 1(8), c. 19–46.

Теория и практика правового плюрализма для Северного Кавказа XIX–XX вв. // Юридическая антропология: закон и жизнь / Отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 2000, с. 128–140. Рец. на работу: A. Kovler, Droit et culture. 2005, vol. 50, no. 2, pp. 13-28.

Mythologizing Sharia Courts in the post-Soviet North Caucasus // ISIM Newsletter. 2000, no. 5, p. 25.

Советские национальные реформы и смена идентичности народов Северо-Западного Дагестана // Расы и народы. Вып. 26. М.: Наука, 2001, с. 68–95.

Иерархия и власть в горной дагестанской общине // Расы и народы. Вып. 26, М., 2001, с. 96–107.

Post-Socialist Forms of Islam: North Caucasian Wahhabis // ISIM Newsletter. 2001, no. 7, p. 29.

Ислам на постсоветском Северном Кавказе (Дагестан): мифы и реалии // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А.В.Малашенко и М.Б.Олкотт. М.: Московский центр Карнеги, 2001, с. 72–99.

Шариатские суды и правовой плюрализм в советском Дагестане // Этнографическое обозрение. 2001, № 3, с. 77–91.

Al-Azhar and Shari‘a Courts in Twentieth-Century Caucasus // Middle Eastern Studies. 2001, vol. 37, no. 4, p. 1–24. Рец. на работу: S.A. Dudoignon, Central Eurasian Reader. B., 2008, vol.1, pp. 372–374.

Военно-народное управление в Дагестане и Чечне: история и современность // Россия и Кавказ сквозь два столетия / Сост. Г.Г. Лисицына, Я.А. Гордин. СПб.: Звезда, 2001, с. 91–107.

Исламофобия и религиозное законодательство в постсоветском Дагестане // Этнический национализм и государственное строительство / Под ред. Ю.Г.Александрова. М., ИВ РАН – Наталис, 2001, с. 232–266. Рец. на работу: D. Budrite, Ab imperio. 2003, № 3, pp. 451, 453, 454.

Ittifaq Agreements in Daghestan in the Eighteenth – Nineteenth Centuries // Manuscripta orientalia. 2002, vol. 8, no. 4, pp. 21–27.

Социально-правовая лексика восточного происхождения из дагестанских рукописей и надписей XIV–XX вв. // Кавказоведение. 2002, № 2, с. 106–119.

Современное дагестанское село // Народы Дагестана / Отв. ред. С.А.Арутюнов, А.И.Османов, Г.А.Сергеева. Сер. «Народы и культуры». М.: Наука, 2002, с. 90–105.

Записка «Об устройстве судебного быта мусульман» (1863–1864 гг.) / Публ. В.О.Бобровникова // Сборник Русского исторического общества. Т. 7. М., 2003. с. 108–140.

Вакф в Дагестане: из вчерашнего дня в завтрашний? // Ислам и право в России / Отв. ред. И.Л.Бабич. Вып. 2. М., 2004, с. 150–165.

Rural Muslim’s Nationalism in the Post-Soviet Caucasus: the Case of Daghestan // The Caspian Region. Vol. II. The Caucasus / Ed. by M. Gammer. L., N.Y.: Routledge, 2004, p. 179–197.

Археология строительства исламских традиций в дагестанском колхозе // Ab imperio. 2004, № 3, с. 563–593.

Аварские нисбы Северного Дагестана XVIII–XX вв. как историко-лингвистический источник // Кавказоведение. 2004, № 4, с. 151–170.

Северный Кавказ и Закавказье в конце XVIII – начале XIX в. Северный Кавказ и Закавказье в 1840–1870-х годах. Культурно-политическое развитие Северного Кавказа и Закавказья. Революция 1905–1907 гг. // История Востока. Т. 4. Восток в новое время (конец XVIII – начало XX в.). Кн. 1. М.: Восточная литература, 2004, ч. I, гл. 6, ч. II, гл. 5, с. 140–149, 412–422. Кн. 2. М., 2005, ч. IV, гл. 5, с. 361–366.

The Beslan Massacre // ISIM Review. 2005, no. 15, p. 13.

Каталог рукописей и старопечатных книг на арабском, персидском и тюркских языках из Кабардино-Балкарии // Письменные памятники Востока. М., 2005, вып. 1(2), c. 239–303.

Verbrechen und Brauchtum zwishen islamischem und imperialem Recht: Zum Entzauberung des işkîl im Daghestan des 17. bis 19. Jahrhunderts // Rechtspluralismus in der Islamischen Welt / Hrsg. von M.Kemper, M.Reinkowski. Berlin-New York: Walter de Gruyter, 2005, S. 297–315. Рец. на работу: 1) A. Papas, Abstracta iranica. 2005, vol. 28; 2) I. Schneider, Der Islam. 2009, vol. 85, issue 1, S. 250, 254, 255.

Ориентализм в литературе и политике на российском Кавказе XIX в. // Азиатская Россия: люди и структуры империи. К 50-летию профессора А.В. Ремнева. Омск, 2005, с. 23–42. Рец. на работу: S. Bailey, Ab imperio. 2007, no. 2, p. 455.

Этноцентризм социального законодательства в постсоветском Дагестане // Страны СНГ: социальная политика государства и ее результаты / Отв. ред. А.Р. Вяткин. М.: Наталис, 2005, с. 86–117.

Обычай как юридическая фикция: «традиционный ислам» в современном дагестанском законодательстве // Исторические записки. Вып. 8. М.: Наука, 2005, с. 238–252.

К чему пришла Россия в Дагестане? // Аналитические записки. Вып. 15, 2005, с. 15–24.

Les lieux saints des clans routouls: pratiques religieuses hybrides chez les musulmans daghestanais // Revue d’études comparatives Est-Ouest. 2005, vol. 36, no. 4, p. 157–183. Рец. на работу: Cahiers du monde russe. 2006, vol. 46, nos. 3, p. 665.

Родовые святилища рутульцев: гибридная религиозность у мусульман Дагестана // Религиозные практики в современной России. Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. Сер. «Новые материалы и исследования по истории русской культуры». 03. М.: Новое издательство, 2006, с.236–253.

«Горское хищничество» в теории и практике российского ориентализма на Северном Кавказе XIX в. // Меняющаяся Европа: проблемы этнокультурного взаимодействия / Отв. ред. М.Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2006, с. 367–383.

Программа государственных экзаменов для «мусульманского духовенства» Закавказья (1873 г.) / Публ. В.О.Бобровникова, Д.Ю.Арапова // Кавказский сборник. Т. 3. М., 2006, с. 186–202.

Этнография ислама на Кавказе // Этнографическое обозрение. 2006, № 2, с. 3–9.

Islam in the Russian Empire // The Cambridge History of Russia. Vol. II. Imperial Russia, 1689–1917 / Ed. by D. Lieven. Cambridge: Cambridge University Press, 2006, p. 202–223. Рец. на работу: 1) Annales. Histoire, sciences sociales. 2009, no. 3, p. 86; 2) A.A. Federov, The Slavonic and East European Review. 2009, vol. 87, no 2, pp. 359–362.

Religion und Kultur in Dagestan: von der sozialistischen zur islamischen Revolution? // Kultura. Rußland-Kulturanalysen. 2006, no. 9, S. 14–20.

Die Wahhabiten im Nordkaukasus: Ängste und Realitäten // Kultura. Rußland-Kulturanalysen. Bremen. no. 9, S. 21–23.

Ишкиль в Дагестане XVII–XIX вв.: обычай или преступление на южных границах Российской империи? // Восток, 2006, № 2, с. 5–17.

«С того, кто взял ишкиль...» Документы рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН о кавказском адате: ишкиль в Дагестане XVII–XIX вв. // Отечественные архивы. 2006, № 5, с. 85–99.

Abu Muslim in Islamic History and Mythology of the Northern Caucasus // Daghestan and the World of Islam / Ed. by M.Gammer and D.J.Wasserstein. Helsinki: Finnish Academy of Science and Letters, 2006, p. 23–44. Рец. на работу: M. Atkin, Central Asian Survey. 2008, vol. 27, no. 1, pp. 95-109.

‘Traditionalist’ Versus ‘Islamist’ Identities in a Daghestani Collective Farm // Central Asian Survey. 2006, vol. 25, no. 3, p. 287–302.

Преступность и власть в этнополитическом контексте российского фронтира (Дагестан) // Этнокультурное взаимодействие в Евразии / Под ред. А.П.Деревянко, В.И.Молодина, В.А.Тишкова. Кн. 2. М.: Наука, 2006, c. 238–245.

(соавт. В.А. Дмитриев, Ю.Ю. Карпов) Деревянная утварь аваро-андо-цезских народов Дагестана: поставцы, сосуды, мерки // Культурное наследие народов Центральной Азии, Казахстана и Кавказа. Сборник МАЭ. Т. LII. СПБ.: Наука, 2006, с. 5–51.

«Малый Дагестан» под Стамбулом: дагестанские суфии и святые места в Турции // Turcica et ottomanica. Сборник статей к 70-летию професора М.С.Мейера. М.: Восточная литература, 2006, с. 150–163.

The “Islamic Revival” in Daghestan Twenty Years Later // Central Asia and the Caucasus. 2007, No. 2 (44), p. 142–152.

The Islamic Revival in a Daghestani Kolkhoz: between local Traditions and external Influences // Religion et politique dans le Caucase post-soviétique. Sous la direction de Bayram Balci et Raoul Motika. Paris: Maisonneuve & Larose, 2007. pp. 163–182. Рец. на работу: 1) Central Eurasian Studies Review. 2007, vol. 6, no. 1/2, p. 32; 2) F. Longuet-Marx, Revue des mondes musulmans et de la Méditerranée. 2008, nos. 121–122, pp. 270–272.

Bandits and the State: Designing a “Traditional” Culture of Violence in the Russian Caucasus // Russian Empire: Space, People, Power, 1700–1930 / Ed. by Jane Burbank, Mark von Hagen, and Anatolyi Remnev. Bloomington, Indiana University Press, 2007, p. 239–267. Рец. на работу: 1) The Russian Review. 2008, vol. 67, pp. 159, 706; 2) J. Staples, Itinerario. 2009, vol. 32, issue 2, pp. 153–154; 3) J. Sahadeo, Kritika. 2010, vol. 11, no. 2, pp. 381–409.

Soveticum vs. islamicum? некоторые итоги и перспективы изучения ислама в современной России // Вестник Евразии. 2007, № 3, с.8–21.

Арабская эпиграфика XVI–XX вв. об исламизации горцев Северного Дагестана // Вопросы эпиграфики. Вып. II, 2008, с. 44–67.

Российские мусульмане после архивной революции: взгляд с Кавказа и из Болгарии // Ab imperio. 2008, № 4, с. 313–333.

«Исламское возрождение» в Дагестане пятнадцать лет спустя // Дагестанский востоковедческий сборник. Вып. 1. Махачкала, 2008, с. 49–60.

Muslim Custom versus Socialist Law: Discourse on Shari‘a Courts in Postrevolutionary Daghestan: // Islam and Sufism in Daghestan / Ed. by Moshe Gammer. Helsinki: Finnish Academy of Science and Letters, 2009, p. 101–129.

(coauthors Amir Navruzov and Shamil Shikhaliev) Islamic Education in Soviet and post-Soviet Daghestan // Islamic Education in the Soviet Union and its Successor States / Ed. by Michael Kemper, Raoul Motika and Stefan Reichmuth. L., N.Y.: Routledge, 2010, p. 107–167.

Мухаджирство в «демографических войнах» России и Турции // Восток. 2010, № 2, с. 67–78.

Русский Кавказ и французский Алжир: случайное сходство или обмен опытом колониального строительства? // Imperium inter pares. Роль трансферов и истории Российской империи (1700–1917) / Под ред. Мартин Ауст, Рикарда Вульпиус, Алексей Миллер. М.: Новое литературное обозрение, 2010, с. 182–209.

Историк джихада Хаджи-‘Али Чохский: опыт критической биографии // Ученые записки Института истории культур. Вып. 1. М., 2010, с. 71–93.

(соавт. И.В. Зайцев) Потомки Пророка и воители за веру в политической истории Дагестана XVIII – первой трети XIX века // Традиции народов Кавказа в меняющемся мире: преемственность и разрывы в социокультурных практиках: сборник статей к 100-летию со дня рождения Леонида Ивановича Лаврова / Сост. и отв. ред. Ю.Ю. Карпов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2010, с. 76–90.

(соавт. И.В. Зайцев) Письмо чеченцев Льву Толстому (1905 г.) Четки. 2010, № 3, с. 103–110.

Catalogue of Manuscripts and Old Printed Books in Arabic, Persian and Turkic Languages from Kabardino-Balkaria // Manuscripta orientalia. 2010, vol. 16, no. 1, pp. 13–64.

Waqf Endowments in Daghestani Village Communities From the 1917 Revolution to the Collectivization. // Die Welt des Islams. 2010, vol. 50, nrs. 3–4. p. 477–502.

The Contribution of Oriental Scholarship to the Soviet Anti-Islamic Discourse: From the Militant Godless to the Knowledge Society // The Heritage of Soviet Oriental Studies / Ed. by Michael Kemper and Stephan Conermann. London, New York: Routledge: Central Asian Series, 2011, p. 66–85.

Насилие и власть в исторической памяти мусульманского пограничья (к новой интерпретации «Песни о Хочбаре» // Империя в зеркале исторической памяти / Ред.-сост. И. Герасимов, М. Могильнер, А. Семенов. М.: Новое издательство, 2011, с. 297–327.

“Ordinary Wahhabism” vs. “Ordinary Sufism”? Filming Islam for Post-Soviet Muslim Young People // Religion, State and Society, 2011, Vol. 39, Nos. 2/3, p. 281–301.

Исламский призыв (да‘ва) на Кавказе XXI в. средствами кино: попытка дискурсивного анализа // Восток, 2011, № 4, с. 46–64.

Крымская война на русском Кавказе: идеология фронтира и дискурс мусульманского сопротивления // The Crimean War, 1853–1856. Colonial Skirmish or Rehearsal for World War? Empires, Nations, and Individuals / Ed. by J. W. Borejsza. Warsaw: Wydawnictwo Neriton, Instytut Historii PAN, 2011, p. 299–332.

Создание мусульманского духовенства в России (кавказско-поволжские параллели) // Pax islamica. 2011, № 2, с. 108–125.

Шариат и адат в российском нормативном пространстве // Государственная служба. 2011, № 5. С. 90–94.

From Collective Farm to Islamic Museum? Deconstructing the Narrative of Highlander Traditions in Dagestan // Exploring the Edge of Empire. Socialist Era Anthropology in the Caucasus and Central Asia / Ed. by Florian Mühlfried and Sergei Sokolovsky. Berlin, Münster, Wien, Zürich. London: LIT. Halle Studies in the Anthropology of Eurasia. Vol. 25. Ch. 6, 2012, p. 99–117.

Что вышло из проектов создания в России инородцев? (Ответ Джону Слокуму из мусульманских окраин России) // «Понятия о России». К исторической семантике имперского периода / Отв. ред. Д. Сдвижков, И. Ширле. Т. II. М.: НЛО, 2012, с. 259–291.

Ислам, власть и общество в бывшем колхозе: дагестанский случай // Общество как объект и субъект власти. Очерки политической антропологии Кавказа / Под ред. Ю.Ю. Карпова. СПб.: МАЭ РАН, Петербургское востоковедение, 2012, с. 9–31.

Islamische Rechtspraxis in Dagestan im 20. Jahrhundert // Repression, Anpassung, Neuorientierung: Studien zum Islam in der Sowjetunion und dem postsowjetischen Raum / Hrsg. von Raoul Motika, Michael Kemper, Anke von Kügelgen. Wiesbaden: Reichert, 2013. S. 103–139.

(соавт. А.А. Ярлыкапов) Реституция шариата на российском Кавказе: проблемы и перспективы // Pax islamica. 2013. № 2, с. 61–92.

На путях к федеративным Георгиевским договорам 1783 и 1802 гг.: мусульманские общества и владения Дагестана в арабоязычной дипломатической переписке и соглашениях с Картли-Кахети и Российской империей XVIII в. (Из частных и государственных архивных собраний. Введ., публ., комм. В.О. Бобровникова при участии И.А. Каяева. Пер. В.О. Бобровникова, К.Г. Халикова, Ф. Бадерхана) // Pax islamica. 2013. № 2. С. 175–208.

Withering Heights. The Re-Islamization of a Kolkhoz Village in Dagestan: a Micro-History // Allah’s Kolkhozes. Migration, De-Stalinisation, Privatisation, and the New Muslim Congregations in the Soviet Realm (1950s–2000s) / Ed. by Stéphane A. Dudoignon, Christian Noack. (Islamkundliche Untersuchungen. Bd. 314). Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2014. P. 367–397.

We Have Done Away with the Tsars of this World, Now Let Us Attack the Heavenly Ones”: Religious Intolerance in the Soviet Scholarship of Islam // Wiek nienawiści: Księga dedykowana Prof. Jerzemu W. Borejszy [A Century of Hate. Collected papers in Honor of Professor Jerzy W. Borejsza] / red. Edmund Dmitrów, Jerzy Eisler, Mirosław Filipowicz, Mariusz Wołos, Grzegorz P. Bąbiak. Warsaw: Instytut Historii Polskiej Akademii Nauk, Instytut Pamięci Narodowej, Komisja Ścigania Zbrodni przeciwko Narodowi Polskiemu, Warszawa, 2014. P. 35–52.

Мусульманские традиции, право и общество на российском Кавказе // Вестник российской нации. 2014. № 4. С. 66–79.

Гибридная религиозность в культе святых у мусульман Южного Дагестана: рутульский случай // Востоковедческие исследования на постсоветском пространстве. Сборник научных статей памяти профессора Сергея Петровича Полякова / Отв. ред.-сост. Е.И. Ларина. (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 67. Сер. 2. исторические исследования. Т. 28). М.: Издательство Московского университета, 2014. С. 122–135.

Кавказский адат // ПостНаука, 13.02.2015, http://postnauka.ru/faq/40740

Арабская эпиграфика об ополчениях гази из Северного Дагестана в Кавказской войне // Кавказский сборник. Т. 9 (41) / Под ред. В.В. Дегоева. М., 2015. С. 28–38.

К эпистемологии восточной археографии в Дагестане: от мусульманского краеведения к источниковедению // Тюрко-мусульманский мир: идентичность, наследие, перспективы изучения (К 80-летию профессора М.А. Усманова) / Сост. и науч. ред. Д.М. Усманова, Д.М. Мустафина, М. Кемпер: сб. статей. Казань: Изд-во Казанского университета, 2015. С. 101–113.

Юг России в проектах имперской интеграции: военно-народное управление на Кавказе (1860–1917) // Историко-культурное наследие Юга России. (Научно-практическая конференция. Г. Ставрополь, 9 февраля 2015 г.). М.: Книжный мир, 2015. С.114–139.

Crime or Custom between Islamic and Imperial Laws: Demystifying ishkil in 17th -19th Centuries Dagestan // Ars Islamica. В честь Станислава Михайловича Прозорова / Под ред. М.Б. Пиотровского и А.К. Аликберова. М.: Восточная литература, 2016. С. 620–645.

Историческая память горского «хищничества» в аварской «Песне о Хочбаре» // Историческая экспертиза. 2016. № 1. С. 3–33.

К истории (меж)имперских трансферов XIX–ХХ вв.: инородцы/туземцы Кавказа и Алжира // Азиатская Россия: люди и структуры империи. Сборник нацучных трудов. Омск: Полиграфический центр КАН, 2016. С. 43–54.

Власть и насилие в песне о Хочбаре // Мавраевъ. 2016. № 3–4 (8–9). С. 43–56.

Shari‘a vs. ‘Adat in Post-Imperial Lawmaking: Political Discourse on Shari‘a Courts in Dagestan, 1917-1927 // Annals of Japan Association for Middle Eastern Studies (AJAMES). 2016. Vol. 32. No. 2. P. 33–67.

The Islamic Discourse of Visual Propaganda in the Soviet East Between the Two World Wars (19181940) // Russian Perspectives on Islam, http://chnmdev.gmu.edu/rpi/exhibits/show/one/introduction, 10.09.2016

Российский ислам в гуманитарных исследованиях: подходы и проблемы // Мусульмане в новой имперской истории: сб. ст. / Сост. В.О. Бобровников, И.В. Герасимов, С.В. Глебов, А.П. Каплуновский, М.Б. Могильнер, А.М. Семёнов. М.: ИВ РАН, Фонд исследований исламской культуры, Садра, 2017. С. 8–22.

Российские мусульмане после архивной революции: взгляд с Кавказа и из Болгарии // Мусульмане в новой имперской истории: сб. ст. / Сост. В.О. Бобровников, И.В. Герасимов, С.В. Глебов, А.П. Каплуновский, М.Б. Могильнер, А.М. Семёнов. М.: ИВ РАН, Фонд исследований исламской культуры, Садра, 2017. С. 80–103.

Археология строительства исламских традиций в дагестанском колхозе // Мусульмане в новой имперской истории: сб. ст. / Сост. В.О. Бобровников, И.В. Герасимов, С.В. Глебов, А.П. Каплуновский, М.Б. Могильнер, А.М. Семёнов. М.: ИВ РАН, Фонд исследований исламской культуры, Садра, 2017. С. 390–422.

Женщина в шариате и горских адатах // Женщина и ислам. Сб. ст. под ред. А.К. Бустанова. М.: Дизарт Тим, 2017. С. 10–18.

Колхоз как основа исламского подъема // Ислам в современном мире. 2017. Т. 13. № 2. С. 106–121.

Микроистория реисламизации в бывшем колхозе // Ислам в современном мире. 2017. Т. 13. № 3. С. 139–158.

Форум: антропология религии // Антропологический форум. 2017. № 34. С. 34–43.

«Исламское возрождение» в Дагестане: 25 лет спустя // Islamology. 2017. Т. 7. № 1. С. 106–121.

Islamic Discourse of Visual Propaganda in the Interwar Soviet Orient, 1918–1940 // Islamology. 2017. Т. 7. № 2. С. 53–73.

 

Энциклопедические и словарные статьи:

Гамзат-бек // Ислам на территории бывшей Российской империи: энц. словарь / Под ред. С.М. Прозорова. Вып. 4. М.: Восточная литература, 2003, с. 23–25.

Низам // Ислам на территории бывшей Российской империи. Вып. 4. М., 2003, с. 60–63.

(соавт. А.В.Журавский) Ислам // Большая российская энциклопедия (далее: БРЭ). Т. Россия. М.: БРЭ, 2004, с. 233–237.

Абу Муслим // БРЭ. Т. 1. М., 2005, с. 47

Ага-хан // БРЭ. Т. 1. М.,  2005, с. 179.

Адат // БРЭ. Т. 1. М., 2005, с. 214.

Арабская Алхимия // БРЭ. Т. 1. М.:  2005, с. 542.

Ахун(д) // БРЭ. Т. 2. М.: 2005, с. 580.

Брак в исламе // БРЭ. Т. 4. М.: 2006, с. 159.

Вакф // БРЭ. Т. 4. М.: 2006, с. 522.

Абу Муслим // Ислам на территории бывшей Российской империи: энц. словарь / Под ред. С.М. Прозорова. Т. I. М.: Восточная литература, 2006, c. 15–19.

Адат (на Кавказе) // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 22–26.

(соавт. А.А.Ярлыкапов) Ваххабиты Северного Кавказа // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 84–91.

Гази-Мухаммад // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 104–108.

Дагестан // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 120–125.

Каяев, Али // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 192–194.

Ал-Кикуни // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 194–197.

Махкама шар‘ийа // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 263–265.

Уджагъабыр // Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. I. М., 2006, с. 394–396.

Хуштада // Ислам на территории бывшей Российской империи. 2-е доп. и испр. изд. Т. I. М., 2006, с. 432–435.

(соавт. К.М. Ханбабаев) Дагестан: религия // Православная энциклопедия. Т. XIII. М.: ЦГЦ Православная энциклопедия, 2006, с. 615–630.

Мюридизм // Религиоведение: энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красильникова, Е.С. Элбакян. М.: Академический проект, 2006, с. 668.

(соавт. Н.А. Михалёва, А.И.Османов, М.А. Петрушина и др.) Дагестан // БРЭ. Т. 8. М.: БРЭ, 2007, с. 227–237.

Джамаат // БРЭ. Т. 8. М., 2007, с. 631.

Джинн // БРЭ. Т. 8. М.: 2007, с. 662.

Дият // БРЭ. Т. 9. М.: 2007, с. 117.

Abrek // Encyclopaedy of Islam / Ed. by G. Krämer, D. Matringe, J. Nawas and E. Rowson. Pt. 1. Leiden: Brill, 2008, p. 29–30.

Зиммии // БРЭ. Т. 10. М.: 2008, с. 486.

Иджма // БРЭ. Т. 10. М.: 2008, с. 699.

Иджтихад // БРЭ. Т. 10. М.: 2008, с. 700.

(соавт. И.Л. Алексеев, Д.Ю. Арапов, Т.К. Ибрагим, Т.Х. Стародуб) Ислам // БРЭ. Т. 11. М.: БРЭ, 2008, с. 741–754.

Кади // БРЭ. Т. 12. М.: 2008, с. 377.

(соавт. Ю.А. Шичалин, В.Г. Лысенко) Комментарий // БРЭ. Т. 14. М., 2009, с. 647.

Кремер // БРЭ. Т. 15. Т. М., 2010, с. 681.

Крымский // БРЭ. Т. 16. М., 2010, с. 159.

Кяфир // БРЭ. Т. 16. М., 2010, с. 534.

(соавт. Д.Ю. Араповым, А.К. Аликберовым, Т.К. Ибрагимом, А.Н. Смирновым, А.Н Старостиным, др.) Ислам // Православная энциклопедия. Т. XXVII. М.: Церковно-научный центр Православная энциклопедия, 2011, с. 328–373

Мавлид // БРЭ. Т. 18. М.: БРЭ, 2011, с. 301–302.

Малик // БРЭ. Т. 18. М., 2011, с. 654.

(соавт. С.Н.Абашин, А.Дж.Франк). Ахунд // Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь / Сост.. и отв. Ред. С.М. Прозоров. Вып. 5. М.: Восточная литература, 2012, с. 33–36.

(соавт. М.Кемпер) Мюридизм // Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 5. М., 2012, с. 98–99.

Хаджжи-‘Али // Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 5. М., 2012, с. 138–141.

Махр и калым // БРЭ. Т. 19. М., 2012, с. 416.

(соавт. Т.Х. Стародуб) Медресе // БРЭ. Т. 19. М., 2012, с. 519–520.

Михна // БРЭ. Т. 20. М., 2012, с. 506.

(соавт. М.Н. Фархшатов) Мусульманское духовенство // БРЭ. Т. 21. М., 2013, с. 515–516.

Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб // БРЭ. Т. 21. М., 2013, с. 531.

Мюридизм // БРЭ. Т. 21. М., 2013, с. 615.

(соавт. К.Ю. Бурмистров, О.С. Воскобойников) Нумерология // БРЭ. Т. 23. М., 2013, с. 387–389.

(соавт. Е. Шилов) Откровение // БРЭ. Т. 24. М., 2014, с. 652–653.

Панарабизм // БРЭ. Т. 25 М., 2014, с. 220.

Петрушевский Илья Павлович // БРЭ. Т. 26. М., 2014, с. 134.

Пир // БРЭ. Т. 26. М., 2014, с. 237.

(соавт. М.А. Членов) Погребение // БРЭ. Т. 26. М., 2014, с. 520–521.

(соавт. Е.А. Пилипенко) Покаяние // БРЭ. Т. 26. М., 2014, с. 599–600.

Рамадан // БРЭ. Т. 28. М., 2015, с. 205.

Садака // БРЭ. Т. 29. М., 2015, с. 200–201.

Святых культ // БРЭ. Т. 29. М., 2015, с. 580.

(совм. с M. Кемпером и др.). Customary law // Encyclopaedia of Islam. 3rd ed. by Kate van Fleet, Gudrun Krämer, Denis Matringe, John Nawas and Everett Rowson. Leiden: Brill (в печати).

(совм. с M. Кемпером и др.). Muridism // Encyclopaedia of Islam. 3rd ed. by Kate van Fleet, Gudrun Krämer, Denis Matringe, John Nawas and Everett Rowson. Leiden: Brill (в печати).

 

Историография, рецензии, in memoriam:

Сельская традиционность на советском Востоке (по антрополог. исслед. К.Хэмфри и Т.Драгадзе) // Восток. 1992, № 3, с. 182–191.

Два исторических этюда о мусульманах империи (Рец. на: Allen J. Frank. Muslim Religious Institutions in Imperial Russia: The Islamic World of Novouzensk District and the Kazakh Inner Horde, 1780–1910; Paul W. Werth. At the Margins of Orthodoxy. Mission, Governance and Confessional Politics in Russia’s Volga-Kama Region, 1827–1905.) // Вестник Евразии. 2003, № 1(20), c. 196–203.

А.Н. Генко как востоковед // Восток, 2004, № 4, с. 131–135.

Рец. на: Handschriften der Max Freiherr von Oppenheim Stiftung (Koeln) beschrieben von Beate Wiesmueller. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2005. 430 C. + 15 Farbtab. (Verzeichnis der orientalischer Handschriften in Deutschland: Islamische Handschriften. Bd. XXXVII, Tl. 4.) // Восток, 2006, № 4, c. 199–202.

Два письма об абреках: письмо второе // Вестник Евразии, 2006, № 3. С. 185–189. 
Рец. на: Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве.  Казань: 2005 // Восток, 2007, № 1, с. 207–211.

Кембриджская история России и борьба историографий империи (Рец. на: The Cambridge History of Russia.Cambridge, Cambridge University Press, 2006. Vol. I. From Early Rus to 1689. Ed. by Maureen Perrie; Vol. II. Imperial Russia, 1689–1917; Vol. III. The Twentieth Century. Ed. by Ronald Grigor Suni.) //Вестник Евразии, 2007, № 1, c. 190–197.

Рец. на: Ислам, идентичность и политика в постсоветском пространстве. Под ред. Р. Мухаметшина. Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 2005 // Восток, 2007, № 1, с. 207–211

Рец. на: Detmering Christian, “Reassessing Chechen and Ingush (Vainakh) Clan Structures ibn the 19th Century”, Central Asian Survey 24/4 (2005): 469–489 // Central Eurasian Reader. A Biennial Journal of Critical Bibliography and Epistemology of Central Eurasian Studies. Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2008, vol. 1, p. 197 (No. 231).

Что получилось из “Северного Кавказа в Российской империи”: послесловие редактора несколько лет спустя // Ab imperio, 2008, № 4, с. 501–519.

Почему мы маргиналы? Заметки на полях русского перевода «Ориентализма» Эдварда Саида // Ab imperio. 2008, № 2, с. 325–344.

О ремесле историка в стихах и прозе // Шумовский Т.А. Арабы и море: по страницам рукописей и книг / 2-е исправленное изд. Отв. ред. В.О. Бобровников. М.: Издательский дом Марджани, 2010, 6–13.

Новая книга Веры Тольц: комментарий востоковеда // Ab imperio, 2011, № 3, с. 393–402.

Анатолий Ремнев как историк имперского Востока России // Ab imperio, 2012, № 1, с. 151–159.

Российский постсоветский ислам в востоковедении и этнографии: подходы и проблемы // Ислам в мультикультурном мире. 1-й Казанский международный научный форум. Казань: КПФУ, 2012, с. 156–168.

Предисловие // Тахнаева П.И. Аргвани: мир ушедших столетий (Исторический портрет сельской общины Нагорного Дагестана). М.: Восточная литература, 2012, с. 3–9.

Этнографы пишут о российском Востоке. Ю.Ю.Карпов. Взгляд на горцев. Взгляд с гор. Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев Дагестана. СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. 656 с.; B. Grant. The Captive and the Gift: Cultural Histories of Sovereignty in Russia and the Caucasus. Ithaca, London: Cornell University Press, 2009. XVIII, 188 p. // Восток, 2012, № 3, с. 175–180.

Что Вы хотели знать о Кавказе, но стеснялись спросить // Сокращенная версия публичной лекции на Полит.ру в Москве 15.11.2012, размещена 23.11.2012 на Openspace, http://www.openspace.ru/article/633

Рец. на кн.: V. Tolz. Russia's Own Orient: The Politics of Identity and Oriental Studies in the Late Imperial and Early Soviet Russia. Oxford: Oxford Univ. Press, 2011; В. Тольц «Собственный Восток России»: Политика идентичности и востоковедение в позднеимперский и раннесоветский период. М.: НЛО, 2013 // Pax islamica. 2013. № 2, с. 217–224.

(соавт. П.В. Башарин) In memoriam: Теодор Адамович Шумовский // Восток, 2013, № 4. С. 217–220.

(соавт. М. Вачагаев) In memoriam: Мария Беннигсен-Броксап // Восток, 2014, № 1, с. 205–207.

Из ориенталистики в кавказоведение (интервью) // Мавраевъ (Махачкала), 2014, № 1, с. 5–12.

Новая книга дагестанского краеведа // Мавраевъ, 2014, № 4, с. 61–64.

Кавказская война с обеих сторон велась с особой жестокостью (интервью к 150-летию Кавказской войны 1817–1864 гг.) // Кавказский узел, 21.05.2014, http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/242940/

(соавт. И.Л. Алексеев, А.К. Бустанов, М. Кемпер). Obituary. Dmitryi Yur’evich Arapov (1943–2015) // Caucasus Survey. 2016. Vol. 4, no. 1, p. 112–113.

(соавт. С.А. Панарин, А.Ю. Скаков, А.А. Ярлыкапов). In memoriam: Владимир Александрович Кореняко // Этнографическое обозрение, 2016. № 4. С. 182–184.

(соавт. А.Д. Васильев, Т.В. Кютюкова, А.С. Орлов). In memoriam: Дмитрий Юрьевич Арапов // Восток, 2016, № 4. С. 222–224.

«Восток – дело тонкое». (Пост)имперские нарративы и практики в среднеазиатском кишлаке // Ab imperio. 2016. № 1. C. 389–407.

Muslims in Imperial Russia. Featured Review on: Elena I. Campbell. The Muslim Question and Russian Imperial Governance. Bloomington: Indiana University Press, 2015; Agnès Nilüfer Kefeli. Becoming Muslim in Imperial Russia: Conversion, Apostasy, and Literacy. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 2014; Mustafa Tuna. Imperial Russia’s Muslims: Islam, Empire, and European Modernity, 1788–1914. New York: Cambridge University Press, 2015  // American Historical Review. 2017. Vol. 122. No. 1. P. 127–131.


Основное место работы

Институт востоковедения Российской академии наук, Москва

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание