• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Суфизм и культ святых в исламе: история, общество, политика

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Мусульманские миры в России (История и культура)
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Объектом изучения дисциплины является история и историография исламского мистицизма (суфизм) и связанного с ним культа святых в исторической перспективе, представляющих собой спорные и гибридные, но при этом популярные неискоренимые составляющие социальных сетей и обрядовых практик мусульман. На территории России и бывшей Российской империи они получили развитие во всех регионах, население которых традиционно исповедует ислам: в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму, Волго-Уральском регионе, Западной Сибири. Культ мусульманских святых получил наибольшее распространение в Средней Азии и на Восточном Кавказе. Суфизм в России имел свои организационные и доктринальные особенности, в частности в ХХ в. на Кавказе складываются суфийские общины, не имеющие живого наставника (муршид), практики которых были связаны с местом погребения последнего шейха. В постсоветское время получает развитие практика духовной связи с наставником (рабита) с использованием его изображений, развиваются суфийские сети через Интернет. Задачей курса является познакомить студентов с современными исследованиями в этой области в мире и в России, помочь им разобраться в политической и социокультурной составляющих суфизма и культа святых. В результате студенты смогут самостоятельно работать со специальной исламоведческой, исторической и этнологической, литературой по проблематике курса на территории России и его трансрегиональным связям как в России, так и за рубежом, в локальной, региональный и глобальной исторической перспективе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студенты должны самостоятельно ориентироваться и уметь работать со специализированной исламоведческой литературой
  • Студенты должны иметь представление о разности подходов к изучению суфийского наследия и современных суфийских практик
  • Студенты должны понимать природу трансрегиональных связей суфизма
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты должны владеть основной терминологией суфизма
  • Студенты должны знать основные интерпретации культа святых в исламе
  • Студенты должны знать основных представителей суфизма в классическую и постклассическую эпохи
  • Студенты должны иметь представление об основных концепциях интерпретации суфизма в современной науке
  • Студенты должны иметь представление об основных концепциях суфизма в ориенталистике, а также их критику
  • Студенты должны иметь устоявшееся представление о феномене раннемусульманского аскетизма
  • Студенты должны иметь широкое представление об особенностях культа святых в отдельных регионах мусульманского мира
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эпистемология и формирование исламского мистицизма и культа святых
  • Переосмысливая наследие классики
  • Суфизм и культ святых в дискурсах, практиках и сетях ислама
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарские занятия
    На семинарских занятиях проводятся дискуссии по прочитанным источникам и литературе согласно имеющимся у студентов спискам. На занятии оценивается активность студента, его умение ориентироваться в источниках и литературе, развернуто, аргументированно, стилистически и риторически верно излагать свое мнение. Оценка выставляется за каждый семинар. Итоговой оценкой является среднее арифметическое оценок за все семинарские занятия. Максимальная оценка (10 баллов) выставляется в том случае, если студент продемонстрировал обширные знания, выходящие за пределы списка источников и литературы как к семинару, так и к курсу в целом, проявил исключительные способности к аргументированному изложению своей позиции с соблюдением всех норм научного высказывания и правил русского языка. Оценка снижается при несоответствии критериям.
  • неблокирующий Презентации
    На последнем занятии студенты делают презентации по темам, которые были заранее согласованы с преподавателями курса. Презентации основываются на источниках и научной литературе. Оценивается структура презентации, ее соответствие критериям научного знания, аргументированность положений и выводов, соответствие содержания правилам научного изложения текста и нормам русского языка. Максимальная оценка (10 баллов) выставляется в том случае, если презентация соответствует всем вышеописанным критериям и представляет собой самостоятельное научное исследование, фактически являясь черновой версией научной публикации. За несоответствие каждому из критериев оценка снижается на 1 балл.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится по всем темам, изученным на курсе. Методом слепого выбора студент выбирает билет с двумя вопросами. На подготовку к ответу дается 15 минут. Во время подготовки нельзя пользоваться никакими вспомогательными материалами. Оценивается структура ответа знания, аргументированность положений и выводов, соответствие содержания правилам научного изложения текста и нормам русского языка. Максимальная оценка (10 баллов) выставляется в том случае, если ответ соответствует всем указанным критериям и демонстрирует широту познаний студента, выходящую за пределы программы курса. За несоответствие каждому из критериев оценка снижается на 1 балл.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Презентации + 0.35 * Семинарские занятия + 0.35 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alexander Knysh. (2017). Sufism : A New History of Islamic Mysticism. Princeton University Press.
  • Karamustafa, A. T. (2007). Sufism : The Formative Period. Edinburgh University Press.
  • The Cambridge companion to Sufism ed. by Lloyd Ridgeon. (2015).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Christopher Melchert. (2020). Before Sufism : Early Islamic Renunciant Piety. De Gruyter.
  • Jawid A. Mojaddedi. (2001). The Biographical Tradition in Sufism : The Tabaqat Genre From Al-Sulami to Jami. Routledge.
  • Сергей Николаевич Абашин. (2016). Молитва о дожде в советской Средней Азии (мусульманские практики в атеистическом государстве). Антропологический Форум, 28.