Антонова Марина Борисовна
- Доцент:Школа иностранных языков
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2010 году.
- Научно-педагогический стаж: 36 лет.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2012Ученое звание: Доцент
- 2006Кандидат филологических наук: Московский государственный лингвистический университет, специальность 10.02.04 «Германские языки», тема диссертации: Лексическая номинация на базе малых словообразовательных моделей в современном английском языке
- 1982
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Русский язык и литература», квалификация «Филолог-русист, преподаватель со знанием иностранного языка»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Основы организации системы управления учебным процессом LMS eFront НИУ-ВШЭ (24ч.), 2011 г.
Стратегии овладения и пользования иностранным языком в поликультурном мире. НИУ ВШЭ (72 часа), июнь 2013 г.
Использование современных интернет-технологий для контроля знаний студентов. РГГУ (16 час.), апрель 2016 г.
Наукометрические и полнотекстовые базы данных (Scopus, Web of Science и др.) в учебном процессе и научной деяетльности преподавателя. РГГУ (24 часа), ноябрь-декабрь 2019 г.
Достижения и поощрения
- Благодарность НИУ ВШЭ (март 2022)
- Благодарность департамента иностранных языков НИУ ВШЭ (декабрь 2019)
Надбавка за академические успехи и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2023-2025)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Academic English Writing (Факультатив; 2, 3 модуль)Анг
- English for Research and Publication Purposes (Специалитет; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
- English for General Academic Purposes. Advanced Course - 3 (Факультатив; 1-3 модуль)Анг
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Academic English Writing (Бакалавриат; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 4-й курс, 2, 3 модуль)Анг
- Academic English Writing (Специалитет; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 5-й курс, 4 модуль)Анг
- English for Research and Publication Purposes (Специалитет; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 4-й курс, 1-3 модуль)Анг
- English for General Academic Purposes. Advanced Course - 3 (Факультатив; 1-3 модуль)Анг
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Академическое письмо на английском языке (Бакалавриат; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Английский язык для профессионального общения (Специалитет; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Foreign Language (English) (Специалитет; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 2-й курс, 1-3 модуль)Анг
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
Академическое письмо на английском языке (Бакалавриат; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; направление "09.03.01. Информатика и вычислительная техника", направление "01.03.04. Прикладная математика"; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Английский язык для профессионального общения (Специалитет; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Академическое письмо на английском языке (Бакалавриат; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Английский язык для профессионального общения (Специалитет; где читается: Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
Участие в конференциях
Международная научная конференция на базе МГЛУ "Актуальные проблемы изучения комплексных языковых знаков", доклад на тему "Категория наименования лица по увлечению (на материале английского языка)". 2009г.
II Всероссийская научно-практическая конференция "Инновационные компетенции и креативность в исследованиии и преподавании языков и культур", доклад на тему "Некоторые особенности категории наименований лица по увлечению в современном английском языке". 2009г.
Всероссийская научно-практическая конференция "Культурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современном полиэтническом ВУЗе", доклад на тему "К вопросу о формировании концептуального основания семантики прилагательных в английском языке". 2010г.
Международная научно-практическая конференция на базе РГГУ "Иностранный язык как гуманитарная дисциплина", доклад на тему "Специфика формирования концептуальных оснований семантики прилагательных в современном английском языке". 2011г.
VI Международная научная конференция "Язык, культура, общество", организаторы: Российская академия наук и Московский институт иностранных языков. Доклад на тему "Роль концептуальных оппозиций в формировании категории английских адъективных имен со значением ментальной характеристики человека". 2011 г.
Современные теории и методы обучения иностранным языкам в вузе, организатор: Академия ФСБ. доклад на тему "О концептуальном основании семантики английских прилагательных-композитов". 2012 г.
Международный конгресс по когнитивной лингвистике 10-12 октября 2012 г., организатор: Российская ассоциация лингвистов-когнитологов, место проведения: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Доклад на тему "К вопросу о формировании концептуального основания семантики английских прилагательных".
VII Международная научная конференция "Язык, культура, общество" 26-29 cентября 2013 г., организаторы: Российская академия наук и Московский институт иностранных языков. Доклад на тему "Концептуальное основание семантики английских прилагательных: роль архетипической оппозиции СВОЙ – ЧУЖОЙ".
Международный конгресс по когнитивной лингвистике 22-24 мая 2014 г., организатор: Российская ассоциация лингвистов-когнитологов. Доклад на тему "К вопросу о моделировании семантики прилагательных».
Всероссийская научная конференция с международным участием "Проблемы современной лингвистики: на стыке когниции и коммуникации" 25-26 июня 2015 г., организатор: Российская ассоциация лингвистов-когнитологов. Доклад на тему "Типы концептуальных оппозиций, формирующих концептуальное основание категории английских прилагательных".
Международный конгресс по когнитивной лингвистике 30 сентября-2 октября 2015г., организатор: Санкт-Петербургский государственный университет, Российская ассоциация лингвистов-когнитологов. Доклад на тему "Когнитивная модель как способ организации лексической категории (на примере английских прилагательных)"
Круглый стол «Антропоцентрический подход в когнитивной лингвистике" 8 ноября 2016г., организатор: Институт языкознания РАН. Доклад на тему «Антропоцентризм в формировании концептуальных оснований категории прилагательных в английском языке (на материале прилагательных, обозначающих ментальные характеристики и внешность человека)»
Международный конгресс по когнитивной лингвистике 10-12 октября 2018 г, организатор: МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт языкознания РАН, Российская ассоциация лингвистов-когнитологов: Доклад на тему «Формирование оценочности прилагательных в английском языке: концептуальное основание семантики». 2018 г.
Публикации34
- Статья Антонова М. Б. Английские прилагательные со значением размера: Когнитивные модели формирования словосочетаний // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 488. С. 91-100.
- Книга Барановская Т. А., Антонова М. Б., Захарова А. В., Ли С. И. Языковая картина мира: от теории к практике. М. : Флинта, 2023.
- Статья Antonova M., Baranovskaya T., Anna Zakharova, Stanislav Li. Modelling the Linguistic Worldview: Subject Field Scoping Review // Journal of Language and Education. 2022. Vol. 8. No. 3. P. 150-166. doi
- Статья Антонова М. Б. Полисемия английских прилагательных в когнитивном аспекте // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. Т. 19. № 1. С. 15-29. doi
- Книга Антонова М. Б. Рождение смысла: концептуальные основания семантики английских прилагательных. М. : Изд-во РГГУ, 2021.
- Статья Antonova M. The Container Image Schema as the Conceptual Basis of English Adjectives’ Semantics // Journal of Language and Education. 2020. Vol. 6. No. 1. P. 8-17. doi
- Статья Антонова М. Б. Когнитивный аспект формирования оценочного значения английских прилагательных, обозначающих моральные качества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2019. Т. 16. № 3. С. 367-380.
- Глава книги Антонова М. Б. Формирование оценочности прилагательных в английском языке: концептуальное основание семантики. // В кн.: Когнитивные исследования языка. Cognitio и communicatio в современном глобальном мире / Сост.: Л. А. Манерко; науч. ред.: Н. Болдырев, В. Демьянков. Вып. 34. М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2018. С. 81-84.
- Статья Антонова М. Б. О концептуальных основаниях семантики английских прилагательных, обозначающих ментальные характеристики человека // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. Т. 15. № 1. С. 54-61.
- Глава книги Антонова М. Б. Антропоцентризм в формировании концептуальных оснований категории прилагательных в английском языке (на материале прилагательных, обозначающих ментальные характеристики и внешность человека) // В кн.: Когнитивные исследования языка: Антропоцентрический подход в когнитивной лингвистике / Отв. ред.: В. Демьянков. Вып. XXVII: Антропоцентрический подход в когнитивной лингвистике. М. : Институт языкознания РАН; Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 91-98.
- Глава книги Антонова М. Б. Вербализация ментальных характеристик человека (на материале английских сложных адъективов) // В кн.: Коммуникация в современном поликультурном мире: национально-культурная специфика построения дискурса / Отв. ред.: Т. А. Барановская. Вып. 4. М. : Pearson Education Limited (российское представительство), 2016. С. 141-147.
- Статья Антонова М. Б. О роли концептуальных оппозиций в формировании лексико-семантических категорий английских адъективных имен // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № №2 (28). С. 144-149.
- Статья Antonova M. On the Conceptual Basis of the English Adjectival Category // Journal of Language and Education. 2015. Vol. 1. No. 1. P. 46-51.
- Глава книги Антонова М. Б. Концептуальная метафора как основа семантики прилагательных // В кн.: Проблемы коммуникации в современном поликультурном мире: прагматика лингвистического знака / Отв. ред.: Т. А. Барановская. Вып. 3: прагматика лингвистического знака. М. : Pearson Education Limited (российское представительство), 2015. С. 43-51.
- Глава книги Антонова М. Б. О концептуальном основании категории английских прилагательных «Ментальные характеристики человека» // В кн.: Когнитивные исследования языка. Сборник научных трудов / Под общ. ред.: Н. Болдырев. Вып. ХХ: От когнитивной лингвистики к когнитивному терминоведению. М. : Институт языкознания РАН; Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015. С. 741-748.
- Глава книги Антонова М. Б. К вопросу об актуализации универсальных концептуальных оппозиций в семантике английских адъективов // В кн.: Коммуникация в современном поликультурном мире: диалог культур: Сборник научно-практических трудов / Отв. ред.: Т. А. Барановская. Вып. 2. М. : Pearson Education Limited (российское представительство), 2014. С. 171-177.
- Статья Антонова М. Б. Архетипическая оппозиция СВОЙ – ЧУЖОЙ как концептуальное основание семантики английских прилагательных // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 2. С. 66-72.
- Глава книги Антонова М. Б. К вопросу о формировании концептуального основания категории английских адъективных имен // В кн.: Коммуникация в современном поликультурном мире: этнопсихолингвистический анализ / Отв. ред.: Т. А. Барановская. Вып. 1. М. : Pearson Education Limited (российское представительство), 2013. С. 28-38.
- Статья Антонова М. Б. Метафорический концепт «КОНТЕЙНЕР» как концептуальное основание семантики английских прилагательных // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 4. С. 226-233.
- Глава книги Антонова М. Б. Некоторые особенности формирования концептуального основания семантики прилагательных в английском языке // В кн.: Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетия: Материалы IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Москва, 17 апреля 2012 г.). М. : Российский государственный социальный университет, 2012. С. 221-226.
- Глава книги Антонова М. Б. Архетипические представления в семантике английских прилагательных со значением ментальной характеристики // В кн.: Современные модели в преподавании иностранных языков и культур в контексте менеджмента качества образования: Сборник материалов V Всероссийской научно-методической конференции (20 апреля 2011 г.). М. : Российский государственный социальный университет, 2011. С. 195-201.
- Глава книги Антонова М. Б. К вопросу о принципах формирования семантики прилагательных в английском языке // В кн.: Инновационные компетенции и креативность в исследовании и преподавании языков и культур: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции 22 ноября 2011 г. М. : Российский государственный социальный университет, 2011. С. 190-196.
- Глава книги Антонова М. Б. Концепт "Разделение" как основа формирования семантики прилагательных английского языка // В кн.: Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетия: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции (5 мая 20011 г.). М. : Российский государственный социальный университет, 2011. С. 220-226.
- Статья Антонова М. Б. Концептуальные оппозиции в семантике английских прилагательных, обозначающих ментальные характеристики человека // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 10. С. 176-181.
- Статья Антонова М. Б. Роль концептуальных оппозиций в формировании категории имен прилагательных со значением ментальной характеристики (на материале английского языка) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2011. № 3. С. 42-49.
- Глава книги Антонова М. Б. Специфика формирования концептуальных оснований прилагательных в английском языке // В кн.: Иностранный язык как гуманитарная дисциплина: Международная научно-практическая конференция. М. : Российский государственный социальный университет, 2011. С. 101-104.
- Глава книги Антонова М. Б. К вопросу о формировании концептуального основания семантики прилагательных в английском языке // В кн.: Культурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современном полиэтническом вузе: Сборник статей по материалам I Всероссийской конференции 29 окт. 2010 г. / Под общ. ред.: Г. Бакулев, Л. Короткова, К. Солодовник, Е. А. Голубовская. М. : Российский государственный социальный университет, 2010. С. 312-318.
- Книга Антонова М. Б. Практические задания по лексикологии английского языка: Учебное пособие для студентов II-III курсов. М. : Российский государственный социальный университет, 2010.
- Книга Antonova M. Helen Fielding “Bridget Jones’s Diary“: Учебное пособие по аспекту «Чтение художественной литературы» для студентов 3 курса. M. : RGSU, 2009.
- Книга Антонова М. Б. “Let’s speak about art and architecture“: Учебное пособие для студентов-искусствоведов. М. : Издательство РГСУ, 2009.
- Книга Антонова М. Б. Практикум по английской лексикологии: Методическая разработка. М. : Издательство РГСУ, 2008.
Информация*
- Общий стаж: 38 лет
- Научно-педагогический стаж: 36 лет
- Преподавательский стаж: 35 лет
Юбилей Марины Борисовны Антоновой
15 октября юбилей Марины Антоновой, доцента кафедры английского языка для экономических и математических дисциплин.