Лытаева Мария Александровна
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Научный сотрудник:Институт образования / Лаборатория проектирования содержания образования
- Академический руководитель образовательной программы:Педагогическое образование
- Член Ученого совета НИУ ВШЭ
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2007 году.
- Научно-педагогический стаж: 23 года.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2009Ученое звание: Доцент
- 2003Кандидат педагогических наук: Российская академия образования, специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания», тема диссертации: Управление процессом порождения устноречевого произведения на основе текста для чтения (немецкий язык, старший этап)
- 1999
Специалитет: Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина, специальность «Иностранный язык»
- 1999
Специалитет: Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина, специальность «Иностранный язык», квалификация «учитель английского и немецкого языков»
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо проректора НИУ ВШЭ (ноябрь 2021)
- Благодарность первого проректора НИУ ВШЭ (апрель 2021)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (апрель 2019)
- Почетная грамота Высшей школы экономики (март 2019)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (август 2017)
- Персональная надбавка ректора (2017-2018)
Надбавка за академические достижения и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2020-2022)
Надбавка за академические успехи и вклад в научную репутацию НИУ ВШЭ (2018-2020)
Надбавка за академические успехи и вклад в репутацию НИУ ВШЭ (2014-2016)
Надбавка за академическую работу (2016-2017, 2013-2014, 2012-2013, 2011-2012, 2010-2011, 2009-2010, 2008-2009)

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Будущие профессора" (2011-2012)
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Анализ и проектирование учебных материалов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Проектная деятельность в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
Семинар наставника (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "44.04.01. Педагогическое образование", направление "44.04.01. Педагогическое образование"; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Авторские школы (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Анализ и разработка учебных материалов (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 3 модуль)Рус
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Методология исследований в образовании" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Педагогика и психология высшей школы (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Иностранный язык (немецкий) (Дисциплина общефакультетского пула; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
Иностранный язык (немецкий) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; направление "38.03.01. Экономика", направление "41.03.05. Международные отношения"; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Foreign Language (German) (Бакалавриат; где читается: Факультет мировой экономики и мировой политики; 2-й курс, 1-4 модуль)Анг
Участие в редколлегиях научных журналов
С 2014 г.: член редколлегии журнала «Просвещение. Иностранные языки».
Конференции
- 2018Internationale Konferenz "Bildungsbotschafter: Brückenbauer zwischen Ländern" (Тбилиси). Доклад: Kompetenzprofil "Bildungsbotschafter"
- Образовательная конференция-мастерская "Немецкий язык как второй иностранный в российских школах: мотивация, квалификация, реализация" (Тюмень). Доклад: «Преподавание немецкого языка как второго иностранного в различных образовательных условиях»
- Форум учителей и преподавателей немецкого языка (Москва). Доклад: Учебник иностранного языка как модель учебного процесса
- ФОРУМ ПЕДАГОГОВ Г. МОСКВЫ - 2018 "НАДЕЖНЫЙ УЧИТЕЛЬ – НАДЕЖНАЯ ШКОЛА – НАДЕЖНЫЙ ВУЗ". Доклад: Подготовка учащихся к устной части олимпиады по немецкому языку с УМК "Вундеркинды Плюс"
- Всероссийский педагогический марафон учебных предметов. День немецкого языка (Москва). Доклад: Подготовка к написанию эссе на примере УМК «Вундеркинды Плюс» для старшей школы.
- 2017Всероссийский педагогический марафон учебных предметов. День немецкого языка (Москва). Доклад: Немецкий язык как второй иностранный: ключ к успеху найден! Серия «Горизонты» издательства «Просвещение» – самый надежный и простой навигатор для учителя немецкого языка
- Международный образовательный форум "Языковая политика и лингвистическая безопасность" (Нижний Новгород). Доклад: Второй иностранный язык в школе: осознанная необходимость
- 2016Всероссийский съезд представителей ассоциаций немецкого языка (Москва). Доклад: Современные подходы к успешному овладению немецким языком как вторым иностранным
- II Международная научно-практическая конференция «Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: культура, образование, политика» (Москва). Доклад: Способы формирования читательской грамотности у студентов при обучении иностранному языку
- Всероссийский образовательный форум "Многоязычие в образовании: немецкий - первый второй иностранный" (Москва). Доклад: Открываем "Горизонты": реализация ФГОС в учебниках издательства "Просвещение" по немецкому языку как второму иностранному
- V Форум педагогов города Москвы "Миссия педагога в междисциплинарной образовательной среде: профессионализм и компетентность" (Москва). Доклад: Подготовка к ОГЭ: учитель, ученик, учебник.
- Фестиваль "Учительская книга-2016" (Москва). Доклад: Что дает второй иностранный язык ученику? Возможности и перспективы
- Всероссийский педагогический марафон учебных предметов. День немецкого языка (Москва). Доклад: Немецкий язык как второй иностранный: Как сдать экзамен по второму языку лучше, чем по первому?
- 2015Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания (Москва). Доклад: Система упражнений для реализации профессионально-ориентированного обучения в учебнике ИЯ для неязыкового вуза
- III научно-практическая конференция учителей немецкого языка "Теория и практика обучения немецкому языку" памяти академика РАО И.Л. Бим (Москва). Доклад: Роль и место немецкого языка в образовательном пространстве неязыкового вуза
- Профессиональный стандарт педагога (Москва). Доклад: Не для ЕГЭ, а для жизни мы учимся: готовимся к государственным экзаменам с учебниками издательства "Просвещение"
- 2014Научно-практическая конференция памяти академика РАО Инессы Львовны Бим (Москва). Доклад: Формирование универсальных учебных действий при обучении чтению
- 2013Международная научно-практическая конференция «Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации», посвященная памяти академика РАО И.Л. Бим. (Москва). Доклад: Профессия – язык – коммуникация: учебник иностранного языка для неязыкового вуза
- XV. Internationale Tagung der Deutschlehrerinnen und Deutschlehrer (Боцен / Больцано). Доклад: Wissen – sprechen – handeln oder das Lehrbuch für den Bachelorstudiengang BWL
- 2012Internationale Konferenz: Sprachenpolitik und Sprachlehre "Mehrsprachigkeit in Gesellschaft, Arbeitswelt und Politik: Neue Herausforderungen an die universitäre Lehre" (Freiburg). Доклад: Fachkompetenz – Fachsprache – Sprachkompetenz im DaF-Unterricht
- Межфакультетская научно-методическая конференция "Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах" (Москва). Доклад: Повышение автономии студента при взаимосвязанном обучении чтению и говорению
- Четвёртая Международная научная конференция "Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков" (Санкт-Петербург). Доклад: Роль коммуникативных ситуаций при обучении рецептивным видам речевой деятельности
Публикации49
- Книга Лытаева М. А., Люкина Е. В. Вундеркинды. Немецкий язык. 8 класс. Контрольные задания. М. : Просвещение, 2021.
- Книга Бим И. Л., Лытаева М. А. Немецкий язык. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2021.
- Книга Лытаева М. А., Базина Н. В. Немецкий язык. 5 класс. Лексика и грамматика. Сборник упражнений. М. : Просвещение, 2021.
- Книга Лытаева М. А., Базина Н. В. Немецкий язык. 6 класс. Лексика и грамматика. Сборник упражнений. М. : Просвещение, 2021.
- Статья Люкина Е. В., Лытаева М. А. Инкрементальное предсказание морфологической парадигмы неизвестных слов русского языка // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 68. С. 27-41. doi
- Книга Лытаева М. А., Радченко О. А., Гутброд О. Немецкий язык. 11 класс. Серия "Мой чудесный город". М. : Просвещение, 2020.
- Книга Лытаева М. А., Бакирова И. Б. Немецкий язык. Грамматический тренажер. 5-6 классы. М. : Просвещение, 2020.
- Книга Лытаева М. А., Радченко О. А., Гутброд О. Немецкий язык: 10 класс. Серия "Мой чудесный город". М. : Просвещение, 2020.
- Книга Лытаева М. А., Люкина Е. В., Гутброд О. Всероссийские проверочные работы. Немецкий язык. 10 типовых вариантов. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Люкина Е. В. Вундеркинды. Немецкий язык. 7 класс. Контрольные задания. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Ионова А. М. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Лексика и грамматика. Сборник упражнений. 5 класс. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Ионова А. М. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Лексика и грамматика. Сборник упражнений. 6 класс. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Базина Н. В. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Лексика и грамматика. Сборник упражнений. 7 класс. Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Базина Н. В. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Лексика и грамматика. Сборник упражнений. 8 класс. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Аверин М. М., Гуцалюк Е. Ю., Харченко Е. Р. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии "Горизонты" 5-11 классы. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Сергеева В. С. Немецкий язык. Единый государственный экзамен. Письменная часть. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Аверин М. М. Немецкий язык. Книга для учителя 10 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений. Серия "Горизонты". М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А. Немецкий язык. Книга для учителя. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый и углубл. уровни. М. : Просвещение, 2019.
- Книга Лытаева М. А., Бим И. Л., Садомова Л. В., Рыжова Л. И. Немецкий язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии учебников И.Л. Бим. 2-11 классы. Просвещение, 2019.
- Статья Лытаева М. А., Смирнова Н. В., Нужа И. В. Исследование читательской грамотности студентов в условиях билингвального высшего образования // Педагогика. 2018. № 11. С. 74-86.
- Книга Лытаева М. А., Радченко О. А., Гутброд О. Немецкий язык. 11 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый и углубленный уровни. М. : Просвещение, 2018.
- Книга Лытаева М. А., Ульянова Е. С. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ. 9 класс. М. : Просвещение, 2018.
- Книга Лытаева М. А., Базина Н. В. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. М. : Просвещение, 2018.
- Книга Лытаева М. А., Ионова А. М. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 11 класс. Базовый и углубленный уровни. М. : Просвещение, 2018.
- Книга Лытаева М. А., Радченко О. А., Гутброд О. Немецкий язык. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый и углубленный уровни. М. : Просвещение, 2017.
- Статья Ульянова Е. С., Лытаева М. А. Роль коммуникативных ситуаций при обучении аудированию // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 1. С. 147-152.
- Книга Лытаева М. А. Вундеркинды. Немецкий язык. 6 класс. Контрольные задания. М. : Просвещение, 2016.
- Книга Лытаева М. А., Ульянова Е. С. Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 9 класс. Контрольные задания для подготовки к ОГЭ. М. : Просвещение, 2016.
- Глава книги Лытаева М. А. Методика формирования читательской грамотности: взаимосвязанное обучение чтению и говорению в неязыковом вузе // В кн.: Обучение чтению на иностранном языке в современном университете: теория и практика / Под общ. ред.: Н. В. Баграмова, Н. В. Смирнова, И. Ю. Щемелева. СПб. : Златоуст, 2016. Гл. 4. С. 61-76.
- Книга Бим И. Л., Лытаева М. А. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л. Бим. 10-11 классы. М. : Просвещение, 2016.
- Глава книги Лытаева М. А. Введение (стр. 4-19, 35-37) // В кн.: Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 9 класс: пособие для общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2015. С. 4-37.
- Книга Лытаева М. А., Ульянова Е. С., Аверин М. М. Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 9 класс: пособие для общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2015.
- Глава книги Лытаева М. А. Календарное планирование Тематическое планирование Развернутое содержание // В кн.: Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 9 класс: пособие для общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2015. С. 37-48.
- Статья Лытаева М. А., Нуждин А. А. Развитие читательской грамотности у студентов юридических вузов // Евразийский юридический журнал. 2015. № 12. С. 303-308.
- Глава книги Лытаева М. А. Рекомендации к проведению уроков // В кн.: Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 9 класс: пособие для общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2015. С. 48-89.
- Статья Lytaeva M. A. Das Verhältnis zwischen Fach- und Sprachkompetenz im DaF-Unterricht für nichtlinguistische Fachrichtungen in Russland // Deutsch als Fremdsprache. 2014. No. 4. P. 224-233.
- Книга Ульянова Екатерина Сергеевна, Лытаева Мария Александровна. Wirtschaftsdeutsch: durch Theorie und Praxis zum Erfolg/ Немецкий язык для делового общения. M. : Urait, 2013.
- Глава книги Лытаева М. А. Инесса Львовна Бим: Учитель для миллионов // В кн.: Поколения ВШЭ. Ученики об учителях. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 200-204.
- Глава книги Лытаева М. А. К вопросу о развитии умений академического письма на немецком языке. // В кн.: Компетентностный подход в обучении иностранным языкам в школе и вузе: материалы Всероссийского форума учителей и преподавателей иностранных языков. (12, 56 а.л.) / Рук.: Г. Н. Россихина. Брянск : Курсив, 2012. С. 105-118.
- Глава книги Лытаева М. А. Повышение автономии студента при взаимосвязанном обучении чтению и говорению // В кн.: Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах (материалы Межфакультетской научно-методической конференции) / Рук.: И. В. Якушева; отв. ред.: Е. Ю. Петрова; науч. ред.: Т. В. Соколова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 33-40.
- Глава книги Лытаева М. А., Ульянова Е. С. Роль коммуникативных ситуаций при обучении рецептивным видам речевой деятельности // В кн.: Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков (статьи и материалы четвертой международной научной конференции). Том 1 Т. 1. СПб. : Государственная полярная академия, 2012. С. 298-303.
- Глава книги Лытаева М. А., Солдатова Л. А. Секционная технология как один из видов проектной методики // В кн.: Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах (материалы Межфакультетской научно-методической конференции) / Рук.: И. В. Якушева; отв. ред.: Е. Ю. Петрова; науч. ред.: Т. В. Соколова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 188-194.
- Статья Лытаева М. А., Талалакина Е. В. Academic skills: сущность, модель, практика // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 178-201.
- Книга Бим И. Л., Садомова Л. В., Lytaeva M. A. Рабочая тетрадь к учебнику "Немецкий язык. 10 класс" для общеобразовательных учреждений. M. : Proswestschenie, 2010.
- Книга Садомова Л. В., Бим И. Л., Рыжова Л. И., Лытаева М. А. Рабочая тетрадь к учебнику "Немецкий язык 11 класс" для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2007.
Информация*
- Общий стаж: 27 лет
- Научно-педагогический стаж: 23 года
- Преподавательский стаж: 20 лет
Работа по совместительству
Секретарь Научно-методического совета по иностранным языкам ФИПИ (2016 г. - наст. время)
Руководитель рабочей группы по немецкому языку комиссии по разработке контрольных измерительных материалов, используемых при проведении ГИА по иностранным языкам, старший научный сотрудник ФИПИ (2019 г. - наст. время)
Член жюри регионального этапа ВОШ по немецкому языку (2014 г. - наст. время)
Участие в проектах
2017 г. - 2019 г. - член группы разработчиков "Концепции преподавания предметной области "Иностранные языки" в Российской Федерации" (Российская академия образования)
2017 г. - по наст. время - координатор проекта Международный сетевой онлайн-университет от НИУ ВШЭ https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/eng/inu.html
Оппонирование на защитах диссертаций
2015: Базина Н.В. "Социокультурные аспекты формирования аудиовизуальных умений в условиях изучения немецкого языка как второго иностранного" (специализированный вуз, направление подготовки 42.03.02) МГУ им. М.В. Ломоносова (26.05.2015)
2013: Кашенкова И.С. "Методика обучения студентов директивным речевым актам в политическом дискурсе с позиции межкультурного подхода" (направление подготовки 031900 - международные отношения) Московский государственный университет им. М.А. Шолохова (13.10.2013)
2012: Ионова А.М. "Методика обучения профессионально ориентированному устному общению студентов бакалавриата на основе лингвокультурологического подхода" (направление подготовки 031900 - международные отношения) Институт содержания и методов обучения РАО (29.03.2012)
Вебинары издательства "Просвещение"
30.05.2018 Преодоление языкового барьера и формирование навыков устной речи на основе УМК «Вундеркинды Плюс для 10–11 классов» в программах преподавания немецкого языка как первого иностранного. Вебинар В. В. Шибалина https://www.youtube.com/watch?v=a8DcNUYlnqA&feature=youtu.be
26.12. 2018 Формирование устойчивой мотивации к изучению немецкого языка как второго в старшей школе https://www.youtube.com/watch?v=K07VFaVAE0U&feature=youtu.be
24.04.2018 Формирование лексико-грамматических навыков на примере УМК «Горизонты» https://www.youtube.com/watch?v=xfl7-jHFZUE&feature=youtu.be
21.06.2017 Ключ к успеху найден (часть первая): новый двухуровневый учебник по немецкому языку для старшей школы «Вундеркинды Плюс» для 10—11 классов Запись вебинара: https://www.youtube.com/watch?v=FDKWq1VkfO0&feature=youtu.be
26.06.2017 Das Projekt krӧnt das Werk — проектная деятельность в учебнике по немецкому языку как второму иностранному «Горизонты» для 10—11 классов Запись вебинара: https://www.youtube.com/watch?v=m0ABcFmOtwI&feature=youtu.be
Мы пойдём другим путём: как построить индивидуальную образовательную траекторию? (учебник по немецкому языку как второму иностранному «Горизонты» для 10—11 классов) Запись вебинара: https://www.youtube.com/watch?v=hwZ-MdWgvNc&feature=youtu.be
11.05.2017 „Ohne Prüfung kein Preis“: готовимся к итоговой аттестации с УМК «Горизонты» Запись вебинара: https://events.webinar.ru/9331/407345/record/417555
13.04.2017 Когда дети не боятся говорить по-немецки (на примере УМК «Горизонты») Запись вебинара: https://events.webinar.ru/9331/359207/record/369835
05.02.2016 Подготовка к ОГЭ по немецкому языку с УМК «Горизонты» издательства «Просвещение» Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/681517
21.12.2015 «Не для ЕГЭ, а для жизни мы учимся: как оптимизировать подготовку к государственным экзаменам» Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/660589/
12.12.2014 «Проектная деятельность как инструмент для формирования универсальных учебных действий на основе материалов УМК «Немецкий язык. 10–11 классы» авторов И.Л. Бим и др.» Запись вебинара: http://my.webinar.ru/record/401084
24.10.2014 "Сдаем ГИА (ОГЭ) по немецкому языку с УМК "Горизонты" Запись вебинара: http://my.webinar.ru/record/361634/
Проведение мероприятий по повышению квалификации
22.06. - 23.06.2020 Институт им. Гёте. Семинар "Организация индивидуализации обучения при помощи УМК «Горизонты» " в рамках Летней онлайн-академии для учителей немецкого языка
06.06. - 08.06 2018 г. Симферополь, г. Ялта, г. Севастополь. Семинары для учителей республики Крым: "Особенности подготовки к ЕГЭ с УМК "Вундеркинды Плюс" для 10-11 классов", "Почему для преподавания второго иностранного языка нужен специальный учебник? УМК "Горизонты" из-ва Просвещение"
03.10. - 04.10. 2017 г. Петрозаводск. 07.11. - 08.11.2017 г. Великий Новгород. 19.12. - 20.12.2017 г. Псков - семинары для учителей немецкого языка: "Проектирование немецкого языка как второго иностранного в зависимости от условий обучения" и "Дифференциация и индивидуальзация обучения с УМК "Вундеркинды Плюс".
11.07.2017 - 12.07.2017 п. Листвянка Иркутской области. Программа подготовки экспертов ресурсных центров в рамках проекта «Немецкий – первый второй иностранный» для представителей 34 регионов РФ. Организатор: Институт имени Гёте в Москве. "Реализация требований ФГОС в УМК "Горизонты" издательства Просвещение".
03.05 - 04.05.2017 - г. Санкт-Петербург. Семинары для учителей немецкого языка города и Ленинградской области: "Kompetenzorientiert unterrichten", "Реализация требований ФГОС в новой линии УМК по немецкому языку "Вундеркинды плюс"
12.12.2016 - г. Омск. Семинар для учителей немецкого языка: "Особенности обучения немецкому языку как второму иностранному с учебниками издательства "Просвещение"
14-15.09.2016 - г. Новосибирск, г. Кемерово. Семинар для учителей немецкого языка: "Подготовка к государственным экзаменам с пособиями издательства "Просвещение" по немецкому языку"
11.04.2016 - г. Санкт-Петербург, Гёте - Институт . Семинар для учителей немецкого языка города и области: "Открываем "Горизонты": учебники по немецкому языку как второму иностранному издательства "Просвещение".
28.03.2016 - 15.04.2016 г. Москва, издательство "Просвещение". Курс повышения квалификации для учителей оразовательных организаций: "Учитель немецкого языка сегодня: профессиональные компетенции и новые технологии преподавания". Проведение мастер-классов, вебинаров, консультаций. http://old.prosv.ru/academy/deutsch_courses.html
03.02.2016 г. Самара. ФГБОУ ВО "Самарский государственный экономический университет". Семинар для преподавателей "Инновационные технологии в образовании"
12.10.2015 г. Уфа. Семинар издательства "Просвещение" для учителей республики Башкортостан. "Немецкий язык как второй иностранный: осознанная необходимость"
05.03.2015 г. Череповец. ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет». Семинар для преподавателей "Современные образовательные технологии: опыт практического применения"
Организация конференций
Член организационного и программного комитетов конференций Департамента иностранных языков: Первой международной научно-практической конференции ДИЯ "Иностранные языки в науке и образовании" и Второй международной научно-практической конференции ДИЯ «Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: культура, образование, политика», "Третьей международной научно-практической конференции ДИЯ «Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: культура, образование, политика»: https://lang.hse.ru/croscom/2017/ , "Четвертой междунарожной научно-практической конференции ДИЯ "Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: язык, образование, культура": https://lang.hse.ru/croscom/2018/
Член организационного комитета: Всероссийская конференция «Кадровые резервы университетов» (2014 и 2016 гг)
Новые курсы магистерских программ Института образования ВШЭ выиграли в конкурсе грантов Фонда Потанина
В 2022/23 учебном году в рамках магистерских программ Инобра Вышки появятся новые курсы. Они помогут получить компетенции тем, кто работает или будет работать в образовании. Финансовая поддержка у этих планов уже есть: Благотворительный фонд Владимира Потанина провел конкурс грантов, на котором две заявки Института образования ВШЭ получили гранты и одна попала в резервный список.
Развитие навыков планирования карьеры в университете и академического английского языка
26 февраля прошли мастерские по планированию академической карьеры и модуль по английскому языку
Институт образования ВШЭ делает ставку на сетевые магистерские программы
В новом учебном году при участии ВШЭ запущены две сетевые магистерские программы. Первая реализуется Псковским госуниверситетом при методической и содержательной поддержке Института образования, ее студенты — будущие учителя школ Псковской области. Вторая программа — совместный проект Института образования и Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», здесь учатся действующие учителя из разных регионов, использующие в своей работе цифровую платформу для школы «СберКласс».
The HSE Look July Issue
The third issue of 2021 presents interviews about HSE University's new Master's standard.
В Вышке стартовал проект «Консультанты по преподаванию в цифровой среде»
В мае 2021 года во всех кампусах Высшей школы экономики начали свою работу 25 консультантов. Их задача — помогать коллегам эффективно преподавать в онлайне и активно использовать цифровые технологии в своей работе. Все консультанты прошли отбор Экспертного комитета. Об участниках нового проекта от «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» — материал новостной службы портала.
Чтоб живейшие и лучшие мечты не гибли средь житейской суеты
В 2021 году в России появятся международные курсы повышения квалификации для директоров школ – их разрабатывают Инобр и Гёте-институт, немецкая неправительственная организация, работающая в сфере образования и культуры во всем мире. На курсах управленцы смогут перенимать опыт немецких коллег по нескольким направлениям, в частности – как развивать в своих школах проектное обучение, 4К-программы и иностранные языки. Соглашение о разработке концепции курсов подписано накануне Нового года.
В магистратуре ВШЭ будут обучать по новому образовательному стандарту
Ученый совет университета утвердил образовательный стандарт магистратуры ВШЭ, главная особенность которого – расширение возможностей выбора для студентов. Магистерская программа может состоять из нескольких треков, за каждый из которых будет отвечать академический наставник – новая ключевая фигура в образовательном процессе.
Старт года академического кадрового резерва – 2020
28 февраля – 1 марта новые резервисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Нижнего Новгорода приняли участие в семинаре «Эффективные стратегии профессионального развития в академическом мире»
Осенняя пора… выездных семинаров академического кадрового резерва Вышки…
25-27 октября резервисты, выпускники и эксперты кадрового резерва приняли участие в семинаре – «Проектная деятельность студентов в современном университете: зачем это нужно и как её организовать», который прошёл в учебном центре Вороново.
Мария Юдкевич вручила благодарности выпускникам академического кадрового резерва Вышки
28 мая в теплой неформальной обстановке проректор Мария Юдкевич вручила команде наставников благодарности за многолетнее сотрудничество и вклад в развитие группы высокого профессионального потенциала НИУ ВШЭ
Старт года академического кадрового резерва – 2019
8-10 февраля в Учебном центре «Вороново» прошел стартовый выездной семинар академического кадрового резерва «Эффективные стратегии профессионального становления и развития в академическом мире». В нем приняли участие около 100 резервистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Нижнего Новгорода, впервые вошедших в программу кадрового резерва в 2019 году.
Выездной семинар для новых участников академического кадрового резерва
25-27 мая молодые преподаватели и исследователи Вышки приняли участие в работе семинара «Эффективные стратегии профессионального становления и развития в академическом мире».
Преподаватели Вышки освоили приемы актерского мастерства
Навыки публичного общения, участия в открытых дискуссиях, работы с большими аудиториями являются обязательными профессиональными качествами вузовского преподавателя. Но эти же умения присущи актерам — лекционная кафедра и театральные подмостки, в данном смысле, имеют сходство. В течение пяти месяцев для кадрового резерва ВШЭ проводилась учебная программа «Театральная кухня педагогического мастерства».
Первый КАДР: история начинается
15-17 мая 2015 года Административный кадровый резерв Вышки собрался на первый установочный выездной семинар «Первый КАДР» в учебном центре «Вороново» НИУ ВШЭ. Основная цель Административного кадрового резерва — создание сообщества администраторов университета, активно участвующих в жизни вуза, умеющих выстраивать горизонтальные связи и обладающих опытом решения совместных задач с коллегами из различных подразделений Вышки.
В галерее будущих исследований
28-30 сентября в Подмосковье прошел семинар кадрового резерва ВШЭ «Специфика междисциплинарных исследований и организация междисциплинарных научных семинаров», в котором приняли участие резервисты из Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Перми.
Академическое письмо: по-английски без чопорности
В Вышке в течение полугода действует Academic Writing Center. О работе подразделения и планах его развития рассказывает руководитель центра Женя Бакин.