• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выступление Екатерины Болтуновой в Варшаве

24 мая заведующий лабораторией Екатерина Болтунова выступила с докладом "Петербург – Варшава – Петербург: поездка Николая I в Царство Польское в 1829 г." на международной конференции "Между соглашательством и цареубийством. Пределы польско-российского политического компромисса в эпоху Царства Польского. К годовщине коронации 1829 года", организованной Центром польско-российского диалога и согласия.


Тезисы доклада:

Императорский кортеж выехал из Петербурга 24 апреля, в день, когда закончился полугодовой траур по кончине императрицы-матери Марии Федоровны. Николай, Александра Федоровна и наследник двинулись в путь сразу после молебна в Казанском соборе. В состав свиты, направлявшейся в Варшаву, входили высшие офицеры и чиновники империи и фрейлины императрицы Вместе с императором и свитой в Варшаву также направились почти сотня придворных служителей и рота дворцовых гренадер.

Движение императорского кортежа внешне было вполне традиционным – утомительная дорога с частыми остановками, смотры полков, посещения церквей, «инспекции» государственных учреждений, встречи с офицерами, священнослужителями, чиновниками и просителями разного рода. Однако источники фиксируют и иные, куда более необычные действия монарха на пути из Петербурга в Варшаву. Одним из них можно считать особый церемониал, изобретенный для передачи императорской короны на границе Царства Польского. Для коронации в Варшаве, как известно, была выбрана российская корона императрицы Анны Иоанновны. Главный символ власти сопровождали обер-церемониймейстер граф Станислав Потоцкий, капитан и 3 гренадера роты Дворцовых гренадер. Именно они должны были передать корону на границе Царства Польского специально высланными в Ковно польскому церемониймейстеру Жабоклицкому и четырем конным егерям польской гвардии. По сути император сконструировал церемонию перехода.

Вместе с тем по мере приближения к Польше Николай заметно ограничивал коммуникацию с народом, являвшуюся непременной частью монарших передвижений. 1 мая из Вильно последовало предписание о высочайшей воле: «Государю императору не угодно чтобы господа уездные предводители и маршалы встречали Его Величество и провожали по своим уездам».

По окончании коронационных торжеств в Варшаве Николай I вернулся в северную столицу своей империи. Путь из Варшавы в Петербург проходил для нового польского короля через Киев. Выехав из Варшавы 13 (25) июня Николай отправился в Тульчин, на смотр гвардейского корпуса 19 июня (1 июля), а затем повернул к Киеву.

Здесь императора и короля приветствовал митрополит Киевский Евгений (Болховитинов), который произнес перед монархом речь, утвержденную заранее («К прибытию его Императорского Величества в город Киев»). В речи содержалось прямое указание на совершившуюся в Польше коронацию. Более того, в тексте была  предпринята попытка осмысления произошедшего события - «веселием юнящий» Киев, подобно Иерусалиму приветствовал императора, который шествовал «украшенный… венцем» «соплеменной» державы – Польши. Примечательно, что Польша предстает в тексте субъектно («держава их») и вместе с Россией. Установленное единство зиждется на двух основаниях – братство народов и процветание («блаженство») Польши под скипетром Николая. Единение двух народов подчеркнуто противопоставлением их с «инопременными» и «врагами».



Подробнее о конференции можно узнать на сайте Центра.
Программа конференции на русском языке: Программа конференции (PDF, 82 Кб).