• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Круг чтения” Л.Н. Толстого: генезис и поэтика L.N. Tolstoy's "The circle of reading": genesis and poetics Кандидатская диссертация Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Тулякова Анастасия Андреевна
Руководитель:Зыкова Галина Владимировна (др. работы под рук-вом)
Члены комитета:Гродецкая Анна Глебовна (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, д-р филол.наук, председатель комитета), Красносельская Юлия Игоревна (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, канд.филол.наук, член комитета), Макеев Михаил Сергеевич (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, д-р филол.наук, доцент, член комитета), Матвеева Инга Юрьевна (Российский государственный институт сценических искусств, канд.филол.наук, член комитета), Орвин Донна (Университет Торонто, PhD, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:10.06.2019
Диссертация принята к защите:24.06.2019
Дисс. совет:Совет по филологии
Дата защиты:25.10.2019


Диссертация посвящена комплексному анализу «Круга чтения» Л.Н. Толстого, который представляет собой собрание афоризмов и рассказов на каждый день, расположенных по календарному принципу. В работе мы последовательно рассматриваем генезис сборника, восходящий к календарной традиции второй половины XIX века,  его структуру и связь с текстами-предшественниками в творчестве писателя, а также поэтику фикциональных «недельных чтений» - произведений, помещенных в «Круге чтения» в конце каждой недели месяца.  Толстой трансформировал структуру обычного календаря и усовершенствовал ее в соответствии с собственным мировоззрением - убрал святцы, исключил информацию прикладного характера и наполнил «Круг чтения» этическим содержанием. Календарная форма позволила писателю разрешить проблему темпоральности, которая тревожила его на протяжении всего творчества: не будучи в силах зафиксировать настоящее время, Толстой приходит к его отрицанию как физической категории и сосредотачивается на времени, синонимичном понятию вечности или вневременности. В этом также проявляется стремление писателя к универсализации «Круга чтения». «Дублетные сюжеты», лежащие в основе структуры свода, показывают, что при всем желании «слиться» с мудрецами прошлого и современности, Толстой продолжает позиционировать свое авторское «я» как приоритетное – об этом говорит частотная редактура Толстым «недельных чтений», а также ориентация писателя на такие этические ситуации, которые сюжетно демонстрируют неоспоримость христианской морали. Одновременно «дублетные сюжеты» свидетельствуют об ослаблении категоричности Толстого в вопросах этики: он предоставляет читателю выбор из двух поведенческих ситуаций, и именно этот выбор становится решающим при приближении человека к истине. Разнообразие «недельных чтений» с точки зрения сосуществования в них категорий «сознательного» и «бессознательного» позволяет решить важное противоречие творчества Толстого – баланс дидактического и сюжетного элементов в художественных текстах.  В «Круге чтения» писатель пытается разработать новую форму нарратива, при которой дидактика и сюжетность не выступали бы как противоречащие друг другу сферы. Мы полагаем, что добиться такого единства Толстому не удалось, чем и объясняется феномен незаконченности фикциональных текстов писателя после 1904 года.  Специфика «Круга чтения» как гетерогенного текста определяет его значимость в позднем периоде творчества Толстого.

Диссертация [*.pdf, 1.59 Mb] (дата размещения 8.08.2019)
Резюме [*.pdf, 291.19 Kb] (дата размещения 8.08.2019)
Summary [*.pdf, 489.67 Kb] (дата размещения 8.08.2019)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации



Отзывы:
Отзыв научного руководителя
Отзыв члена Комитета
Сведения о результатах защиты:Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата филологических наук НИУ ВШЭ с отличием (протокол № 2 от 25.10.2019). Решением диссертационного совета (протокол № 12 от 31.10.2019) присуждена ученая степень кандидата филологических наук НИУ ВШЭ с отличием.
Ключевые слова: дидактика, дублетные сюжеты, календарь, "Круг чтения", Л. Толстой, нарратив, «недельные чтения», темпоральность, читатель, этика