• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

“Собеседования” Илии Нисивинского (975–1046) в контексте межконфессиональных связей в средневековой ближневосточной книжности The Majālis of Elias of Nisibis (975–1046) in the context of interconfessional relations as reflected in the literary culture of the medieval Middle East Докторская диссертация Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Селезнев Николай Николаевич
Члены комитета:Рейснер Марина Львовна (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, д-р филол.наук, председатель комитета), Минов Сергей Валерьевич (Университет Сорбонны, PhD, член комитета), Смирнов Андрей Вадимович (Институт философии РАН, д-р филос.наук, член комитета), Трейгер Александр (Университет Далхаузи , PhD, член комитета), Цендина Анна Дамдиновна (Российский государственный гуманитарный университет, д-р филол.наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:19.03.2020
Диссертация принята к защите:6.04.2020
Дисс. совет:Совет по филологии
Дата защиты:04.06.2020


В центре данного диссертационного исследования — важный памятник арабо-христианской письменности XI в. — времени расцвета арабской культуры — «Книга собеседований (букв.: заседаний)» (Kitāb al-maǧālis) Илии, нисивинского митрополита Церкви Востока (975–1046), с его мусульманским собеседником, везиром Абу-л-Касимом ал-Магриби (981–1027), а также документы, раскрывающие историю создания этого произведения. Изложение содержания «собеседований» Илии и Абу-л-Касима известно в двух существенно различающихся редакциях. Одна из них представлена в «Книге собеседований», другая — в «Послании» Илии везиру. Критическое издание «Книги собеседований» и «Послания» Илии Абу-л-Касиму было осуществлено автором диссертации. Оно положено в основание настоящего исследования. Одной из особенностей бытования «Собеседований» было то, что этот труд выдающегося «несторианского» автора оказался читаемым и переписываемым коптами — представителями традиции, традиционно противостоящей «несторианству». Около 1260 г. коптский автор ал-Му’таман ибн ал-‘Ассал создал magnum opus — «Собрание основ религии и переданный устно свод достоверного знания» (Maǧmū‘ uṣūl ad-dīn wa-masmū‘ maḥṣūl al-yaqīn) — в котором пересказал сочинения нескольких «несториан», в том числе «Собеседования» Илии Нисивинского. В диссертации рассмотрены материалы, свидетельствующие о примечательных эпизодах истории интеллектуальных связей на средневековом Ближнем Востоке, с особенным вниманием к тем авторам и произведениям, которых представил в своем «экуменическом» обзоре ал-Му’таман ибн ал-‘Ассал и которые связаны с «Собеседованиями» Илии Нисивинского.

Диссертация [*.pdf, 16.11 Mb] (дата размещения 27.03.2020)
Резюме [*.pdf, 2.22 Mb] (дата размещения 27.03.2020)
Summary [*.pdf, 595.36 Kb] (дата размещения 27.03.2020)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации

The Church of the East & Its Theology: History of Studies (смотреть на сайте журнала)
Nestorius of Constantinople: Condemnation, Suppression, Veneration, With special reference to the role of his name in East-Syriac Christianity (смотреть на сайте журнала)
Devatāsūtra в арабском «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина (смотреть на сайте журнала)


Отзывы:
Отзыв члена Комитета
Сведения о результатах защиты:Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень доктора филологических наук с отличием (протокол № 2 от 04.06.2020). Решением диссертационного совета (протокол № 5 от 16.06.2020) присуждена ученая степень доктора филологических наук с отличием.
Ключевые слова: ислам и восточное христианство, копты, сирийцы, средневековая арабская литература, текстология