• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Классика для народа как просветительский проект Комиссии по устройству народных чтений в поздний период Российской ИмперииClassics for Common People as an Educational Project of the Standing Commission of Public Readings in Late Imperial Russia

Руководитель:
Доронченков Илья Аскольдович (др. работы под рук-вом)
Члены комитета:
Вдовин Алексей Владимирович (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», PhD, председатель комитета), Зубков Кирилл Юрьевич (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», канд. филол. наук, член комитета), Кучерская Майя Александровна (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», канд. филол. наук, член комитета), Макеев Михаил Сергеевич (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, д-р филол. наук, член комитета), Ребеккини Дамиано (Миланский университет (Италия), PhD, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
6/24/2022
Диссертация принята к защите:
8/5/2022
Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
9/7/2022
В диссертации рассматривается деятельность одного государственного института, Постоянной комиссии по устройству народных чтений как инструмента просветительской политики страны во второй половине девятнадцатого века.  Ввиду своего высокого общественного статуса, Комиссия влияла на популяризацию публичных чтений, развивая таким образом промежуточную форму грамотности: опосредованное чтение, то есть слуховое и визуальное восприятие информации. Издательский проект Комиссии существенно влиял на формирование литературного канона в поздний период Российской империи и был призван разработать и распространить наиболее подходящую литературу для народа, что делало Комиссию инструментом конструирования народной идентичности и мягкого политического влияния. Несмотря на амбициозные цели, деятельность Комиссии не отличалась высокой производительностью, а ее издания покупались не так хорошо, как лубочная литература или дешевые книги и чтения частных издателей, с которыми Комиссия пыталась конкурировать. Однако именно Комиссия отлаживала некоммерческие каналы распространения литературы, создавала новую форму досуга для народа, и одновременно с этим являлась выразителем государственной идеологии в области народного внешкольного образования. Исследование формируется вокруг трех аспектов инфраструктуры публичных чтений, которые развивала Комиссия. Прежде всего, рассматривается издательское дело Комиссии и проблемы репрезентации классики для народного читателя. Другим важным атрибутом чтений были так называемые световые картины, которые воспроизводились на экране и дополняли произносимый текст. В связи с этим, в диссертации рассмотрены проблемы визуальной адресации публичных чтений. Наконец, практика чтений, как правило, была вписана в специфическое пространство аудиторий для народных чтений. Так в работе рассматривается роль аудиторий в процессе воспитания народа, в развитии его вкуса, телесных привычек к гигиене, порядку и трезвости. Диссертация дополнена каталогом изданий Комиссии, который выложен в публичный доступ.
Диссертация [*.pdf, 13.86 Мб] (дата размещения 6/29/2022)
Резюме [*.pdf, 316.35 Кб] (дата размещения 6/29/2022)
Summary [*.pdf, 246.99 Кб] (дата размещения 6/29/2022)

Отзывы
Отзыв научного руководителя
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата филологических наук (протокол № 2 от 07.09.2022). Решением диссертационного совета (протокол №18 от 20.09.2022) присуждена ученая степень кандидата филологических наук.
См. на ту же тему

Роль студентов в слияниях и поглощениях университетовКандидатская диссертация

Соискатель: Романенко Ксения Романовна
Руководитель: Фрумин Исак Давидович
Дата защиты: 12/16/2020

Методология использования данных международных сравнительных исследований для формирования образовательной политикиКандидатская диссертация

Соискатель: Хавенсон Татьяна Евгеньевна
Руководитель: Карной Мартин
Дата защиты: 5/23/2019