RU

Новые модели инновационного развития компаний

В новом номере журнала «Форсайт» (Т. 11, № 1) представлены различные аспекты инновационного развития корпоративного сектора: подходы к проведению Форсайта, оценка рыночной стоимости наукоемких компаний, влияние интеллектуального капитала на показатели деятельности. Зарубежные эксперты оценивают перспективы трансграничного научного сотрудничества в контексте глобальных геополитических процессов и предлагают модель интеллектуального лидерства для государственных университетов.

В 2017 году журнал «Форсайт» отмечает первую круглую дату — ровно 10 лет назад, в марте 2007 г. вышел первый номер журнала. Этому событию посвящена вступительная редакционная заметка, в которой рассказывается об эволюции журнала, его достижениях, вызовах, с которыми пришлось столкнуться, и планах на будущее. 

Алексей Березной в статье «Корпоративный Форсайт в стратегии транснационального бизнеса» анализирует особенности Форсайта в системе стратегического управления глобальных корпораций. Компании заинтересованы в коррекции механизмов долгосрочного планирования, не отвечающих новым вызовам. В рамках корпоративного Форсайта эффективно решается целый комплекс проблем, значительно расширяются горизонты планирования; оптимизируются механизмы сканирования внешней среды и т.п.

В материале «Почему и как стоимость наукоемких компаний нарушает финансовую теорию: эффекты для политики и управления» авторы Сергей Бредихин, Джонатан Линтон и Таис Матоско рассматривают специфику и причины резких масштабных колебаний стоимости наукоемких компаний, значения которых не вписываются в  традиционную финансовую теорию. Показано, что динамика распределения прибыли таких компаний не подчиняется гауссовской закономерности. Изучение характера и магнитуды этих явлений помогает более объективно оценивать риски и потенциал инновационных проектов.

Интеллектуальный капитал — основной элемент создания стоимости в бизнесе. Татьяна Андреева и Татьяна Гаранина в публикации «Влияние интеллектуального капитала на результаты деятельности российских производственных компаний» поднимают вопрос о вкладе интеллектуального капитала в показатели развивающихся рынков. Авторы полагают, что компаниям целесообразно сосредоточиться на развитии структурного капитала, т.е. на создании удобных и эффективных информационных систем, внедрении инструментов, обеспечивающих корпоративную коммуникацию, что заметно улучшит их производительность. 

Тема трансграничного научного сотрудничества Германии и Польши в контексте «восточного» расширения ЕС отражена Юттой Гюнтер,  Гресой Латифи, Юдит Любаха-Сембер и Даниелем Тёбельманном. На примере Европейского университета Виадрина оценивается масштаб и перспективы сотрудничества германских и польских ученых с использованием статистики совместных научных публикаций. Авторы признают, что помимо совместных публикаций, научное сотрудничество может осуществляться в иных формах, от неофициальных взаимодействий до институциализированных проектов, способных произвести значительный экономический эффект.

Бурное развитие сетевых технологий преобразует производственные процессы и формы взаимодействия между экономическими агентами на фоне цифровизации экономики и формирования новых ее сегментов. В статье «Интернет-экономика в России: подходы к определению и оценке» Сергей Плаксин, Гульнара Абдрахманова, Галина Ковалева обобщают зарубежный и отечественный опыт оценки интернет-экономики и предлагают способы ее измерения в российском контексте, которые согласуются с принципами Системы национальных счетов, использующими официальные статистические данные. Это обеспечивает воспроизводимость измерений, надежность и сопоставимость результатов, их соответствие статистическим стандартам.

Высшее образование и интеллектуальное лидерство играют колоссальную роль в образовательной системе развитых стран. Алеме Кейха, Реза Ховейда, Нур Мухаммад Ягхуби предлагают модель интеллектуального лидерства для государственных университетов. Она сочетает количественные и качественные методы. Установлено, что интеллектуальное лидерство имеет четыре базовые составляющие — рациональную, эмоциональную, духовную и коллективную. В статье представлены детальное определение, смысловые коды и концепты, характеризующие каждую из этих компонент.

В Москве вышедший номер «Форсайта» можно купить в фирменном магазине НИУ ВШЭ «БукВышка» (ул. Мясницкая, 20). Бумажные версии журнала распространяются также по подписке.