Жучкова Светлана Васильевна
- Заместитель директора:Институт образования
- Аспирант, Научный сотрудник:Институт образования / Центр социологии высшего образования
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
- Научно-педагогический стаж: 8 лет.
Образование
- 2020
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», факультет: Компьютерных наук, специальность «ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА», квалификация «Магистр»
- 2018
Бакалавриат: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», факультет: Социальных наук, специальность «Социология», квалификация «Бакалавр»
Достижения и поощрения
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (июль 2020)
- Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2023

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели" (2020-2021)
Создатель Алгоритма света
Обучение в аспирантуре
2-й год обучения
Утвержденная тема диссертации: Прием в аспирантуру в российских вузах: существующие практики и результативность отбора
Научный руководитель: Бекова Сауле Каэржановна
Полномочия / обязанности
Работа в коллективных проектах, проведение инициативных исследований, участие в регулярных научных и рабочих семинарах, конференциях и летних школах
Приоритетные темы КР и ВКР
1. Кризис российской аспирантуры: факторы успешности аспирантов, качество научного руководства, мотивация поступления в аспирантуру, эффекты реформ
2. Экстралегальные факторы принятия судебных решений: роль гендера, социального статуса, отношений между потерпевшим и обвиняемым и т.п. в исходе уголовного дела (исследования предполагают использование автоматизированного сбора и анализа текстов судебных приговоров)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Программирование на языке Python (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Основы программирования в Python (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Основы программирования в Python (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Data Mining в социальных науках: методы факторизации и кластеризации (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Методология и методы исследований в социологии: современные методы анализа социологических данных (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 3-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Основы программирования в Python (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Прикладное программное обеспечение (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Сбор и анализ количественных данных в рекламе и PR (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Теория вероятностей и математическая статистика (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 модуль)Рус
- Теория вероятностей и математическая статистика (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Data Mining в социальных науках: методы факторизации и кластеризации (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 3 модуль)Рус
- Методология и методы исследований в социологии: современные методы анализа социологических данных (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Основы программирования в Python (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Сбор и анализ количественных данных в рекламе и PR (Магистратура; где читается: Факультет креативных индустрий; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Гранты
2023-2026 Грант РНФ 23-78-10073 "Разработка и апробация методики автоматизированного анализа текстов приговоров российских судов для социально-правовых исследований (на примере насильственных преступлений)"
2022 Грант Института проблем правоприменения ЕУСПб "Измерение специализации российских рецидивистов"
2022 Грант Научного фонда НИУ ВШЭ (конкурс научно-учебных групп) 21-04-029 "Безопасность и виктимность населения России: социальные, экономические и культурные факторы"
2021 Грант Международного центра изучения институтов и развития (МЦИИР НИУ ВШЭ) "Социально-правовые исследования в России: количественный анализ правовой и социально-экономической статистики"
2020-2021 Стипендия Oxford Russia Scholarship "Исследование опыта сбора данных о партнёрском насилии в России и за рубежом"
2019-2021 Грант РНФ 19-78-10080 "Применение методов text mining в социологических исследованиях"
2020-2021 Грант Научного фонда НИУ ВШЭ (конкурс научно-учебных групп) 20-04-016 "Комплексное сравнение методов обработки пропущенных данных в социологических исследованиях"
2018-2019 Грант Научного фонда НИУ ВШЭ (конкурс научно-учебных групп) 18-05-0031 "Обоснование преимуществ поиска эффектов взаимодействия и их учета в социологических регрессионных моделях"
20236
- Статья Zhuchkova S., Bekova S. Building a strong foundation: How pre-doctorate experience shapes doctoral student outcomes // Plos One. 2023. Vol. 18. No. 9. Article e0291448. doi
- Статья Zhuchkova S., Terentev E., Saniyazova A., Bekova S. Departmental academic support for doctoral students in Russia: Categorisation and effects // Higher Education Quarterly. 2023. Vol. 77. No. 2. P. 215-231. doi
- Статья Zhuchkova S., Terentev E. Non-linear path to a doctorate: a comparison of direct- and indirect-pathway doctoral students at Russian universities // Higher Education. 2023 doi (в печати)
- Статья Maloshonok N., Zhuchkova S., Bekova S., Terentev E. The quality of admission to Russian doctoral programs during the COVID-19 pandemic // Innovations in Education and Teaching International. 2023. Vol. 60. No. 5. P. 703-713. doi
- Статья Maloshonok N., Shcheglova I., Zhuchkova S. Undergraduates' orientations towards student-university relationships: Measurement and associations with student characteristics and engagement // Higher Education Quarterly. 2023 doi (в печати)
- Статья Жучкова С. В., Бекова С. К. Аспирантура не для всех? Как за время вузовских реформ аспирантура сконцентрировалась в ведущих вузах // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 109-125. doi
20225
- Статья Zhuchkova S., Rotmistrov A. How to choose an approach to handling missing categorical data: (un)expected findings from a simulated statistical experiment // Quality and Quantity. 2022. Vol. 56. No. 1. P. 1-22. doi
- Статья Малошонок Н. Г., Бекова С. К., Жучкова С. В. Как сохранить качество при росте: практики преодоления негативных последствий массовизации аспирантуры // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 25-45. doi
- Статья Жучкова С. В. Как устроен прием в аспирантуру в российских вузах? // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 2. С. 92-104. doi
- Статья Бедный Б. И., Рыбаков Н. В., Жучкова С. В. О влиянии институциональных трансформаций на результативность российской аспирантуры // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 9-29. doi
- Статья Жучкова С. В., Линделл Д. Оценка коммуникативного потенциала сайтов российских НКО на основе анализа нереактивных данных // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 5. С. 347-372. doi
20212
- Статья Жучкова С. В. Доказательное развитие аспирантуры: ландшафт исследований аспирантского опыта // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 2. С. 98-113. doi
- Статья Жучкова С. В., Ротмистров А. Н., Шабанова Е. А. Имеет ли метод индикаторной переменной преимущества перед анализом полных наблюдений при обработке пропусков в категориальных регрессорах? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 23-52. doi
20202
- Статья Жучкова С. В., Ротмистров А. Н. Автоматическое извлечение текстовых и числовых веб-данных для целей социальных наук // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2020. № 50-51. С. 141-183.
- Статья Бойченко А. Е., Жучкова С. В. Что скрывает русский рэп? Тематическое моделирование текстов русскоязычной хип-хоп сцены // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 2. С. 130-165. doi
20192
- Препринт Zhuchkova S., Rotmistrov A. A Comparison of the Missing-Indicator Method and Complete Case Analysis in Case of Categorical Data / National Research University Higher School of Economics. Series WP BRP "Sociology". 2019.
- Статья Жучкова С. В., Ротмистров А. Н. Поиск многомерной связи категориальных признаков: сравнение CHAID, логлинейного анализа и множественного анализа соответствий // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 2. С. 32-53. doi
20181
Конференции
- 2023CHER 35th Annual Conference "Higher Education Institutions as Change Agents in Society: Perspectives on Adaptation and Impact" (Вена). Доклад: Does pre-doctorate experience help doctoral students defend their dissertation?
- 23rd Annual Conference of the European Society of Criminology (Eurocrim 2023) (Флоренция). Доклад: Why do women kill? An empirical typology of homicides committed by women in Russia
- 2022Spotlight Digital Challenge: IT vs. violence (Алматы, online). Доклад: Трудности сбора данных о домашнем насилии
- Международная научная конференция "Большие данные и проблемы общества" (Киров, online). Доклад: Алгоритм Света: большие данные в борьбе с домашним насилием
- The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: Non-Linear Path to a Doctorate: Motivation, Expectations, and Educational Experience of 'Returning' Doctoral Students
- 22nd Annual Conference of the European Society of Criminology (Eurocrim 2022) (Малага). Доклад: How do victim-offender relationships affect sentencing in homicide cases?
- VII ежегодная научно-практическая конференция «Обнаружение заимствований – 2022» (Москва, online). Доклад: Как связаны показатели качества высшего образования с уровнем академической этики в российских вузах?
- VIII Международный форум по педагогическому образованию IFTE-2022 (Казань). Доклад: Проектная модель аспирантуры: как повысить результативность аспирантов
- XIII Международная российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) «Новые образовательные результаты для благополучия и успеха» (Москва). Доклад: Как устроен прием в аспирантуру в российских вузах?
- Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры (Нижний Новгород, online). Доклад: Как организован набор в аспирантуру: текущий ландшафт и перспективные практики
- 20217th International Conference on Computational Social Science (IC2S2) (Цюрих, online). Доклад: How Many Russian Women Are Murdered by Partners and Relatives: Evidence from Text Analysis of Court Decisions
- Moscow FemFest (Москва). Доклад: Новые цифры: масштаб домашнего насилия согласно «Алгоритму Света»
- eLearning Stakeholders and Researchers Summit (eSTARS 2021) (Москва, online). Доклад: МООК для привлечения иностранных студентов
- Международная конференция "Образовательные экосистемы: условие нового качества образования и ресурс развития" (Томск). Доклад: Роль поддержки департамента в успехе аспирантов
- 20206th International Conference on Computational Social Science (IC2S2) (Кембридж, online). Доклад: A Comparison of the Missing-Indicator Method and Complete Case Analysis in Case of Categorical Data
- TextXD: Text Analysis Across Domains (Беркли, online). Доклад: What can rappers teach your kids? Topic modeling of the Russian hip-hop stage
- 20194th International ESS Conference "Turbulent times in Europe: Instability, insecurity and inequality" (Мангейм). Доклад: Multivariate associations in predicting electoral behavior: comparison of CHAID, log-linear analysis, and multiple correspondence analysis
- 8th International Conference of the European Survey Research Association (ESRA) (Загреб). Доклад: Applying Web Scraping for Monitoring Hidden Social Groups: the Example of the Contemporary Russian Nationalist Organizations
- 5th International Conference on Computational Social Science (IC2S2) (Амстердам). Доклад: New Approach to Topic Modeling: Optimal Scaling, PCA, and Rotation
- 11th International Conference on Social Informatics (SocInfo 2019) (Доха). Доклад: How correct is it to treat missing data as a valid category in social research: the case of decision trees
- 2018XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Возможность работы с пропущенными данными в CHAID: результаты статистического эксперимента
- XIX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Профессионализация медицинского волонтерства: кейс Всероссийского медицинского добровольческого движения
- 2017Конференция молодых ученых "Новые подходы и методы в социологии: современные исследовательские практики" (Москва). Доклад: Инноваторы образования: с какими командными характеристиками связана успешность инновационного проекта
- XI Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады «Современное российское общество и социология» (Москва). Доклад: Опыт применения категориального метода главных компонент для построения качественной факторной модели на смещенных данных
- 8-я Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Статистические методы анализа экономики и общества» (Москва). Доклад: Инноваторы образования: как разнородность команды связана с успешностью инновационного проекта
- Вторая международная научная конференция молодых ученых «Альянс социальных наук» (Москва). Доклад: Профессионализация медицинского волонтерства: кейс Всероссийского медицинского добровольческого движения
- 2016VII Международная научно-практическая конференция памяти А.О. Крыштановского «Методы и процедуры социологических исследований» (Москва). Доклад: Типичные городские маршруты студентов как индикатор их социального статуса (на примере г. Москвы)
Опыт работы
Текущие места работы
с 2022: заместитель директора Института образования (по науке)
с 2019: научный сотрудник (2019-2021 - стажер-исследователь, 2021-2023 - младший научный сотрудник) Центра социологии высшего образования
Предыдущие места работы
2019-2023: приглашенный преподаватель департамента больших данных и информационного поиска
2019-2021: преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации
2018-2021: заместитель руководителя научно-учебной группы Randan
2017: стажер-исследователь Международной лаборатории прикладного сетевого анализа
2016-2018: стажер-исследователь Центра изучения инноваций в образовании
Информация*
- Общий стаж: 3 года
- Научно-педагогический стаж: 8 лет
Аспиранты после перерыва: новый феномен российской аспирантуры — растет число тех, кому за тридцать
Учиться в аспирантуру идет все больше студентов постарше, тех, кто успел поработать в реальном секторе экономики и решил вернуться в научную жизнь. В отличие от более молодых коллег, такие аспиранты чаще выбирают темы диссертаций, связанные с их опытом вне университета. Светлана Жучкова и Евгений Терентьев предлагают аспирантуре пересмотреть подходы к обучению, чтобы учитывать потребности этой категории студентов.
Написанному верить: в Вышке наградили победителей конкурса на лучшие работы на русском языке
6 июня, в День русского языка и день рождения Александра Сергеевича Пушкина, в Большом зале Центра культур Вышки состоялась церемония награждения лауреатов Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ. Конкурс проводится среди сотрудников, студентов и аспирантов Высшей школы экономики уже третий год и с каждым разом набирает все большую популярность. В этом году было подано 258 заявок, из них 188 — на научную номинацию и 70 — на научно-популярную.
Студентам скучно: учиться в вузе интересно лишь каждому десятому
Вузы в России не улавливают, что нужно студентам, их традиционные практики не очень отвечают современным запросам: такой вывод делают исследователи Инобра. В Центре социологии высшего образования провели опрос более тысячи студентов, чтобы понять, какой тип отношений обычно строят с вузом и как это влияет на активность в учебе.
Барьеры на пути к защите кандидатской диссертации
Не все поступившие в аспирантуру ее заканчивают защитой диссертации. Есть факторы и добровольного отсева, и отчисления по причине неуспеваемости, и другие препятствия к получению степени кандидата наук. Без четкого понимания ситуации невозможно спроектировать действенные меры поддержки аспирантской подготовки научных кадров. Какие из барьеров считают главными сами выпускники аспирантуры, проанализировали специалисты из Института статистических исследований и экономики знаний и Института образования НИУ ВШЭ.
Срок для аспирантов: диссертации защищают всё позже и позже — особенно в социальных и гуманитарных науках
О реформе аспирантуры, проведенной в 2010-х, часто пишут в ключе «Хотели как лучше, а получилось как всегда»: по официальной статистике, и без того низкое количество защит диссертаций существенно сократилось. Но, возможно, все не настолько плохо: реформа просто способствовала тому, что защиты сместились на более поздний срок. Это один из выводов исследования Бориса Бедного, Николая Рыбакова (Нижегородский госуниверситет) и Светланы Жучковой (Центр социологии высшего образования Инобра): они изучили, что происходит со сроками защит, и предполагают, что после недавних реформ аспирантуры (2022) ситуация начнет налаживаться.
Три микстуры для аспирантуры: как повысить качество подготовки ученых в условиях массовизации
Реформа аспирантуры, начатая чуть больше десяти лет назад, провалилась — об этом можно судить хотя бы по резкому снижению доли защит в срок: с 28,5% в 2010 году до 12,9% в 2022 году. Много лет аспирантура была вне поля зрения государства. Начиная с 2012 года попытались это исправить и повысить качество обучения: жестко структурировали программы, сократили количество диссертационных советов, ввели гранты. Но это скорее усугубило, чем решило проблемы. Можно ли помочь российской аспирантуре? Да, если применить одну из трех мер, а лучше сразу три,— считают Наталья Малошонок, Сауле Бекова и Светлана Жучкова из Центра социологии высшего образования.
Игры доброй воли
Как волонтеры становятся профессионалами