• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
+7 (495) 772-95-90
22924
Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 207
Время работы: 12.00 - 18.00
Расписание
SPIN РИНЦ: 7638-8713
ORCID: 0000-0003-2161-0409
ResearcherID: Y-5455-2018
Scopus AuthorID: 57204427052
Google Scholar
Руководитель
Груздев И. А.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Вилкова Ксения Александровна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2016 году.
  • Научно-педагогический стаж: 3 года.

Образование

2018

Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Психология», квалификация «Магистр»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

The European Educational Research Summer School (EERSS) "Beyond the Basics in Educational Research Methodology: Research ethics in educational research" (June 14 - 16, 2021, University of Jyväskylä, online)

The European Educational Research Summer School (EERSS) "Quantitative and Mixed Methods Research Designs: from Designing to Publishing" (July 8 - 12, 2019, Masaryk University, Brno, Czech Republic)

III International Summer School "Digital Environment and Inequality of Educational Opportunities" (June 30 - July 5, 2019, HSE University, Moscow, Russia)

VII Зимняя социологическая школа Фонда ВЦИОМ и Национального института социологии управления РАНХиГС при Президенте РФ "Клиентоориентированность социологического исследования: за и против" (7 - 11 февраля 2018, Москва)

Достижения и поощрения

Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (сентябрь 2020)

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2020-2021)

Полномочия / обязанности

Проведение исследований и разработок в области исследований высшего образования, онлайн образования, цифровых технологий в образовании

Сбор, обработка, анализ и обобщение научной и экспертно-аналитической информации, передового отечественного и зарубежного опыта, результатов экспериментов и наблюдений

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

Учебные курсы (2020/2021 уч. год)

Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Факультет креативных индустрий; 4-й курс, 1-3 модуль)Рус

Публикации

20231

Статья Maloshonok N., Vilkova K., Shcheglova I. If I ignore it, maybe it will go away: how Russian engineering students perceive the gender inequality issue // European Journal of Engineering Education. 2023. P. 1-20. doi

202210

20214

20205

20193

20182

20171

Статья Семенова Т. В., Вилкова К. А. Типы интеграции массовых открытых онлайн-курсов в учебный процесс университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 6. С. 114-126.

Конференции

  • 2022
    VIII Международный форум по педагогическому образованию IFTE-2022 (Казань). Доклад: Как психологическое благополучие связано с трудностями в дистанционном обучении
  • The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: If I ignore it, maybe it will go away: how Russian engineering students perceive the gender inequality issue
  • 2021
    XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Гендерные стереотипы в высшем STEM-образовании: систематический обзор
  • VII International Forum on Teacher Education “Teacher Education: New Challenges and Goals” (Казань). Доклад: Stereotypes hindering women’s advancement in STEM
  • St. Petersburg International Conference on Inequality and Diversity (IDC). Доклад: The Promises and Pitfalls of Self-Regulated Learning Interventions in MOOCs
  • 2020
    eLearning Stakeholders and Researchers Summit» (eSTARS 2020) (online). Доклад: Субъектность студентов в условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей
  • International diversity in teacher and higher education research in the 21st century Conference: insights from doctoral students, supervisors, and doctoral school leaders (online). Доклад: Who benefits from social-psychological interventions in MOOCs?
  • 2019

    PME & Yandex Russian conference “Technology and Psychology for Mathematics Education” (Москва). Доклад: Measuring math self-concept among middle schoolers: questionnaire development and validation

  • XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Вклад интереса в измерение связи между самооценкой и образовательными результатами по математике
  • European MOOCs Stakeholders Summit (EMOOCs) (Неаполь). Доклад: Self–regulated learning and successful MOOC completion
  • II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» (Москва). Доклад: Measuring self-regulated learning among Russian students
  • X Международная российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) (Москва). Доклад: Гендерные различия в STEM образовании: лонгитюдное исследование мотивации студентов
  • 2018
    XII Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады «Современное российское общество и социология» (Москва). Доклад: «Эффект самоотбора в опросах слушателей МООК: роль академических достижений»
  • XVII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования (Москва). Доклад: «Участие в опросе как предиктор академических достижений слушателей массовых открытых онлайн-курсов»
  • Международная научная конференция "eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2018" (eSTARS) (Москва). Доклад: Удовлетворенность обучением в массовых открытых онлайн-курсах

Гранты

Грант Благотворительного фонда Владимира Потанина на разработку курса "Доказательный подход для исследователей и практиков в образовании" (2022-2023) 

Грант РНФ №22-28-00882 "Роль гендерных стереотипов в выборе будущей профессии и опыте обучения девушек на инженерно- технических направлениях подготовки в российских вузах" (2022-2023)

Именнная стипендия НИУ ВШЭ имени Э.Д. Днепрова (2020-2021)

Грант РФФИ №20-111-50310 "Гендерные стереотипы и женские стратегии в STEM-образовании: обзор междисциплинарного поля" (2021)

Специальная стипендия НИУ ВШЭ для аспирантов (2020-2021)

Грант РФФИ №19-113-50419 "Учебная аналитика: понятие, задачи, применение" (2020)

 

 

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Мотивации студентов нужны тонкие настройки

В высшем образовании не все гладко: ученые пишут о «существенных сдвигах в образовательном поведении студентов». Речь идет о снижении мотивации и образовательного прогресса за время учебы и о высоком уровне отсева. Группа исследователей Центра социологии высшего образования предлагает решить эту проблему, выявив модели образовательного поведения студентов и предложив «рецепты» для каждого из типов. Исследование выполнено в рамках стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».

Инобр выпустил азбуку работы с данными

«Управлять надо на основе данных» — этот тезис все уже знают, как «отче наш», но он странно воплощается в жизнь. Одни управленцы продолжают опираться скорее на убеждения и мнения, по-старинке. Другие готовы работать по-новому и сами идут осваивать сложные методы анализа или же заказывают дорогостоящий сбор «с нуля». При том, что в том же образовании множество данных уже есть — они буквально под ногами, но используют их в лучшем случае как цифры для отчетов. На программе «Управление образованием» предлагают золотую середину — здесь разработали методику грамотного и пошагового знакомства с данными. Она позволит и принимать решения на основе доказательного подхода, но не делать сложные исследования самому, если нет компетенций, и не заказывать лишнего. Эта разработка воплотилась в курс «Методы социальных исследований» для прикладных магистратур. Подробное описание курса издано в методической серии Инобра.

Онлайн идет по плану: Ксения Вилкова выяснила, что в первую очередь нужно при удаленном обучении

С массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК) связывали много надежд, особенно когда они только появились. Считалось, что новый формат преобразит как высшее образование, так и обучение взрослых. Отчасти это и происходит, но у МООК обнаружилась системная проблема, которая до сих пор не решена — подавляющее большинство слушателей не доходит до конца курсов и не добивается поставленных целей. Решению этой проблемы могут помочь данные, полученные Ксенией Вилковой, младшим научным сотрудником Центра социологии высшего образования. Она установила, какой инструмент лучше всего подходит для измерения саморегулируемого обучения, а с его помощью сделала выводы, какие навыки наиболее важны при прохождении онлайн-курсов, кто справляется с этим успешнее и как могут помочь интервенции. Исследование легло в основу диссертации на соискание степени кандидата наук об образовании (PhD HSE) — поздравляем Ксению с защитой.

Врачи и художники не увидели будущего в онлайне

Еще когда началась пандемия, западные эксперты предложили с осторожностью использовать термин «дистанционное обучение». В некоторых случаях корректнее называть то, что происходило, термином Emergency Remote Teaching – экстренное удаленное преподавание. Это вполне применимо к опыту студентов прикладных специальностей, которые оказались в самой тяжелой ситуации в условиях пандемии. Об этом пишут сотрудники Центра социологии высшего образования Ульяна Захарова, Ксения Вилкова и директор Института дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Геннадий Егоров. Их статья «Этому невозможно обучить онлайн» опубликована в новом номере журнала «Вопросы образования».

How Agency Acumen Is Related to Students’ Success Learning Remotely

In December 2020, IOE expert Ulyana Zakharova took part in the eSTARS international conference of e-learning stakeholders, a joint initiative between HSE and Coursera, where she presented at a special session on sociology of higher education. In an interview with the HSE News Desk, Ulyana shared about how students’ prowess in key components of personal agency, such as self-efficacy, initiative, and self-direction, are related to their ability to adapt to and perform in distance education.

Адаптивные системы не адаптировались в вузах

Учиться в вузе станет легче, если подгонять программу под каждого студента — выявлять «белые пятна» в его знаниях и правильно компоновать материал. Справляется ли с этим искусственный интеллект? Такие инструменты есть, но их эффективность пока вызывает вопросы. Исследователи из Вышки — научный сотрудник Центра социологии высшего образования Ксения Вилкова и стажер - исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции Даниил Лебедев — изучили адаптивные технологии, которые применяются в университетах мира, их плюсы и минусы и ответили на вопрос, что мешает широко использовать их в высшем образовании.