• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Организация учебного процесса в смешанном формате

К вопросу организации учебного процесса в смешанном формате НИУ ВШЭ подходит комплексно, в контекстах:

  • создания и/или корректировки нормативной базы (приказы, локальные нормативные акты), а также методических решений;

  • информирования и поддержки участников учебного процесса - с этой целью создаются наглядные памятки, справочные и разъясняющие материалы, используются различные каналы коммуникации, организуются вебинары поддержки; 

  • оперативного реагирования и работы с возникающими вопросами, жалобами, комментариями и предложениями участников учебного процесса.

1. Нормативная основа для функционирования учебного процесса НИУ ВШЭ в смешанном формате

Заложена весной 2020 года в условиях экстренного перехода в дистанционный формат. Первый изданный приказ  “О порядке действий в связи с профилактическими мерами, связанными с угрозой коронавирусной инфекции” предписывал участникам учебного процесса внести изменения:

  • в формат организации учебных занятий и представления их в расписании, 

  • в организацию экзаменационных сессий за 3-4 модули 2019/2020 учебного года;

  • в организацию Государственной итоговой аттестации в 2020 году. 

Также:

  • с 16 марта 2020 г. студентам обеспечена возможность предоставления индивидуальных учебных планов, предусматривающих дистанционное освоение образовательной программы (за исключением промежуточной аттестации);

  • введена полностью безбумажная технология на этапе сверки и согласования документов выпускника (диплом, приложение к диплому, европейское приложение к диплому).

По мере развития эпидемиологической ситуации в апреле-августе 2020 года, при планировании организации учебного процесса на 2020/2021 учебный год, были сразу предусмотрены элементы смешанных форматов обучения, в том числе полностью реализуемые дистанционно дисциплины (такие как межкампусные курсы или количество обучающихся на которых превышает 50 человек). Использование смешанных технологий обучения получило закрепление в изданных (и издаваемых в настоящее время) приказах и нормативных актах, регламентирующих ключевые аспекты организации и взаимоотношения участников учебного процесса в измененных условиях. Всего за указанный период в НИУ ВШЭ издано порядка 30 приказов. Ниже приведены ссылки на тексты и комментарии по некоторым из них: 

1.1. Приказ «Об организации учебных занятий в 2020/2021 учебном году на образовательных программах Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (регистрационный номер: 6.18.1-01/1407-09, дата регистрации: 14.07.2020). Традиционно такой приказ издается накануне учебного года. Особенности организации смешанного формата обучения, включая составление расписания, учтены в пунктах 1.2.-1.5, 2.2.-2.3., 3.1., 6.2., 10, а также в приложениях 3 и 4 вышеуказанного Приказа. 

1.2. Дополнительно в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции и иных инфекционных заболеваний среди студентов и работников НИУ ВШЭ, издан приказ “Об особенностях организации и обеспечения учебного процесса с использованием дистанционных технологий в первом семестре 2020/2021 учебного года” (регистрационный номер: 6.18.1-01/2708-16, дата регистрации: 27.08.2020), который акцентирует внимание руководителей структурных подразделений, преподавателей и менеджеров образовательных программ на обязательности соблюдения оговоренных в приказе профилактических мер. Пример англоязычной версии вышеуказанного приказа приведен по ссылке

1.3. Приказ “О порядке действий работников учебных офисов, студентов и преподавателей при обнаружении случаев коронавирусной инфекции” (регистрационный номер: 6.18.1-01/0809-10, дата регистрации: 08.09.2020) регламентирует порядок действий работников учебных офисов, студентов и преподавателей при обнаружении случаев коронавирусной инфекции.

1.4. Приказ “Об организации и обеспечении учебного процесса в первом семестре 2020/2021 учебного года для иностранных студентов” (регистрационный номер: 6.18.1-01/1408-11, дата регистрации: 14.08.2020), регламентирующий дистанционный формат обучения для иностранных студентов, обучающихся на основных образовательных программах и программах включенного обучения.

2. Внесены изменения в нормативную базу НИУ ВШЭ

2.1. Создано “Временное положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в условиях профилактических мер, связанных с угрозой коронавирусной инфекции”, утвержденное приказом №6.18.1-01/0604-06 от 06.04.2020. Это основной локальный нормативный акт, регулирующий организацию и проведение промежуточного и текущего контроля, включая порядок проведения пересдач, апелляций и др. Документ закрепил возможность дистанционного проведения учебных занятий, внесения корректировок в программу учебной дисциплины и др.

2.2. Создан и утвержден приказом №6.18.1-01/0605-10 от 06.05.2020 “Временный регламент организации и проведения государственной итоговой аттестации студентов образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики”, в котором зафиксировано решение о применении только дистанционных технологии при проведении государственных экзаменационных (ГЭК) и апелляционных комиссий, обязательность видеозаписи заседаний ГЭК, порядок информирования обучающихся о дополнительных правилах проведения государственных испытаний, а также допуски и возможности переноса ГИА на более поздние периоды. 

2.3. Появились локальные нормативные акты, регламентирующие проведение экзаменов с использованием технологии внутреннего и внешнего прокторинга в НИУ ВШЭ. “Порядок проведения идентификации личности обучающегося при прохождении промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и государственной итоговой аттестации обучающихся Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», проводимых с использованием дистанционных технологий”, утвержденный приказом  №6.18.1-01/0806-05 от 08.06.2020г., а также “Порядок действий в случае возникновения технических проблем при проведении элементов текущего контроля с использованием технологий прокторинга в системе «Examus»”, утвержденный приказом №6.18.1-01/0906-17 от 09.06.2020г. предписывают участникам экзаменационной сессии соблюдать установленный порядок действий и оговаривают ответственность  и алгоритм в случае несоблюдения установленных правил, а также в случае отклонений, возникающих при сдаче экзаменов в дистанционном формате.

2.4. В “Инструкции по осуществлению аудио- и видеозаписи лекций в связи с профилактическими мерами, связанными с угрозой коронавирусной инфекции” для обучающихся и преподавателей оговорены разрешения на осуществление видео- и аудио записи занятий, порядок их использования и запрет на распространение с целью получения дохода. Инструкция утверждена приказом №6.18.1-01/1603-15 от 16.03.2020г., с дополнениями от 30.04.2020г., приказ №6.18.1-01/3004-17.

3. Подготовлены и доведены до сведения участников учебного процесса дополнительные наглядные и разъясняющие материалы

Памятки, рекомендации, схемы основное назначение которых - помощь в организации и проведении занятий в дистанционном формате. Все материалы находятся в открытом доступе, преимущественно в справочнике учебного процесса НИУ ВШЭ (https://www.hse.ru/studyspravka) на русском и английском языках. Примеры: 

3.1. Памятка «Единая сетка пар» - иллюстрирует возможности нового единого расписания дисциплин для всех четырех кампусов НИУ ВШЭ, функционирует с 2020/2021 учебного года: https://www.hse.ru/studyspravka/ras_stud (рус) / https://www.hse.ru/en/studyspravka/ras_stud/ (eng)

3.2. Памятка для студентов «Межкампусные дисциплины» - помогает разобраться в том, что такое общие (межкампусные) дисциплины, введенные в образовательный процесс с 2020/2021 учебного года, и как студенты могут выбрать их для изучения:

https://www.hse.ru/studyspravka/25_course (рус) / https://www.hse.ru/en/studyspravka/25_course (eng).

3.3. Памятка для студентов «Твой индивидуальный учебный план» - содержит информацию о том, что такое индивидуальный учебный план студента в условиях смешанного обучения (ИУП), какие курсы студент может выбрать для включения в ИУП и каким образом осуществляется выбор дисциплин:

https://www.hse.ru/studyspravka/plan  (рус) / https://www.hse.ru/en/studyspravka/plan (eng)

3.4. Памятка для студентов «Если нет возможности приступить к офлайн-обучению» - описывает порядок действий для перехода на дистанционное обучение в случае, если студенты не могут приступить к офлайн-обучению по определенным причинам (например, иностранные студенты, которые оказались в ситуации “закрытых границ”): 

https://www.hse.ru/studyspravka/online_education (рус) / https://www.hse.ru/en/studyspravka/online_education (eng)

3.5. Памятка для преподавателей «Как перевести дисциплину в дистанционный формат» - представляет собой пошаговую инструкцию для преподавателей, которые планируют проводить занятия в дистанционном формате:

https://www.hse.ru/studyspravka/distance_format (рус) / https://www.hse.ru/en/studyspravka/distance_format/ (eng)

3.6. Набор памяток для преподавателей «Варианты проведения дисциплин в онлайн-формате» - иллюстрирует все возможные формы проведения лекций, семинаров, консультаций и элементов контроля при реализации курса в дистанционном формате. Одна из памяток представлена в виде блок-схемы с набором вопросов и ответов для того, чтобы преподавателю было легче подобрать наиболее подходящий для него вариант проведения занятий:

https://www.hse.ru/studyspravka/comb_courses (рус) / https://www.hse.ru/en/studyspravka/comb_courses (eng)

3.7. Материалы для академических руководителей размещаются в закрытом справочнике академического руководителя на портале. Перед началом учебного года для академических руководителей также была опубликована наглядная памятка на русском и английском языках, иллюстрирующая возможные модели организации дистанционного обучения студентов, которые по определенным причинам не могут учиться в офлайн-формате (приложение 1).

3.8. Рекомендации по планированию и реализации проектной деятельности студентов в связи с приказом «О порядке действий в связи с профилактическими мерами, связанными с угрозой коронавирусной инфекции» - содержат информацию для инициаторов проектов в период удаленных взаимодействий:

 https://www.hse.ru/studyspravka/distancelearning_pr (рус)

4. Для информирования участников учебного процесса используются различные формы и каналы коммуникаций

Примеры:

4.1. Сайт университета https://www.hse.ru/  - ключевая информация размещается на главной странице, в разделе “Вышка для своих”, а также в разделах “Справочник учебного процесса” и “Локальные положения и регламенты” и доступна всем посетителям сайта. Аналогично - сайты факультетов и образовательных программ. 

4.2. На портале НИУ ВШЭ созданы и информационно актуализированы страницы для конкретных целевых аудиторий:

4.3. Дайджесты и информационные рассылки по корпоративной электронной почте, а также электронные бюллетени. 

4.4. Вебинары поддержки для преподавателей, академических руководителей и работников учебных офисов.

Поводы для информирования: новостные (о нововведениях) или методические (внутреннее обучение).

5. В процессе реализации смешанного формата обучения появились типовые реплики, комментарии, вопросы, жалобы

Обратная связь была от участников учебного процесса, включая студентов, родителей и заказчиков по договорам об образовании о снижении качества обучения, просьбы о снижении стоимости обучения, недостатка техники и оборудования для дистанционного обучения. Важно отметить, что по каждой поступившей реплике или жалобе проводится тщательный анализ условий и результатов обучения и дается обратная связь. В большинстве случаев, они не имеют оснований или конкретных обоснованных подтверждений. 

Примеры типовых ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы и реплики представлены ниже. Они сгруппированы по темам: 

Прокторинг

В: Ряд экзаменов планируется проводить с прокторингом. Почему мы имеем право требовать от студентов, чтобы они постороннему человеку (проктору) дали доступ к своей веб-камере и к экрану своего компьютера?

О: Такое требование университета основано на нормах законодательства и правилах проведения экзаменов с помощью системы прокторинга.

Обоснование: в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в порядке, установленном образовательной организацией, на основании статей 28 и 58 Закона об образовании.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 28 и статьей 16 Закона об образовании порядок применения дистанционных технологий при реализации образовательного процесса определяется и устанавливается университетом.

Предпринимая все возможные меры для того, чтобы студенты осваивали образовательные программы своевременно и в полном объеме, НИУ ВШЭ принял решение о проведении экзаменов дистанционно с использованием процедуры прокторинга с обеспечением соблюдения всех прав обучающихся. Если бы соответствующее решение не было принято, перенос всех сессий на более поздний период привел бы либо к увеличению нормативного срока освоения образовательных программ, либо к увеличению учебной нагрузки обучающихся, по сравнению с установленной законодательством. И то, и другое является нарушением требований законодательства и прав обучающихся.

При этом проктор не является для студента посторонним человеком. Это работник НИУ ВШЭ, обеспечивающий мониторинг прохождения студентами аттестационных испытаний. Участие проктора в проведении экзамена равносильно участию наблюдателя от университета в аудитории во время проведения промежуточной аттестации в целях обеспечения соблюдения студентами порядка прохождения аттестации. С каждым проктором в обязательном порядке подписывается соглашение о неразглашении всей информации, к которой он получает доступ в рамках реализации процедуры.

Доступ к веб-камере и экрану компьютера является необходимым условием прохождения экзамена, предусмотренным в Правилах прохождения контрольных испытаний с использованием системы прокторинга.

Следует отметить, что в случае, если студент не согласен проходить аттестационное испытание в установленном университетом порядке, его отсутствие на экзамене будет считаться неявкой без уважительных причин.

В: На контрольных работах мы требуем, чтобы студенты писали их с включенными веб-камерами (мы хотим быть уверены, что им никто не помогает). Студенты возмущаются, что это вторжение в их личную жизнь и незаконное требование, поскольку видео с их участием — это их интеллектуальная собственность, на которую у НИУ ВШЭ нет прав. Всё-таки имеем ли мы право так делать?

О: Да, действия НИУ ВШЭ законны; при этом рекомендуется в явной форме предупредить студентов о факте наблюдения за их действиями во время написания контрольной работы с использованием веб-камеры.

Обоснование: данная процедура, по существу, не отличается от уже реализованных в НИУ ВШЭ механизмов контроля за действиями студентов в ходе прохождения элементов контроля (например, в соответствии с пунктом 153 действующего Положения об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», при проведении блокирующих элементов контроля и (или) экзаменов, их пересдач и заседаний апелляционных комиссий в целях обеспечения прозрачности и облегчения деятельности апелляционных инстанций может быть организована видеозапись), за исключением того, что студент физически в этот момент времени находится у себя дома, а не в здании образовательной организации.

Сама видеозапись, осуществляемая НИУ ВШЭ, на которой показано, как студент выполняет контрольную работу, не является результатом интеллектуальной деятельности студента. Процедура написания контрольных работ не предполагает, что студент будет создавать какие-либо результаты интеллектуальной деятельности, помимо тех, что могут содержаться в контрольной работе (например, не предполагается, что студент решит продекламировать на веб-камеру стихи собственного сочинения или исполнить песню), а значит видеозапись элемента контроля не будет, сама по себе, содержать результаты интеллектуальной деятельности студента. Следовательно, создание и просмотр такой видеозаписи уполномоченным лицом со стороны НИУ ВШЭ в рамках осуществления контроля за написанием студентом контрольной работы не будет являться использованием результата интеллектуальной деятельности по смыслу статей 1270, 1317, 1324 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, нарушения со стороны НИУ ВШЭ, на которое указывают студенты, нет.

В: В дополнение к предыдущему пункту — некоторые студенты говорят, что мы не имеем права требовать от них использовать личную технику (ноутбуки, веб-камеры, микрофоны, смартфоны) для выполнения форм контроля. Они утверждают, что для всего, что связано с обучением, Вышка обязана полностью предоставить необходимое оборудование. Правы ли они?

О: Нет, не правы.

Обоснование: дистанционное обучение предполагает возможность использования студентами личной техники находясь вне стен университета. На возможность обучения онлайн в удобное время в удобном месте с использованием смартфона или ноутбука ориентированы все онлайн курсы. При этом в соответствии со статьей 35 Закона об образовании, университет в установленном порядке обеспечивает студентов, осваивающих образовательные программы за счет средств бюджета в пределах образовательных стандартов средствами обучения, в число которых входят компьютеры.

Для получения необходимой помощи студентам необходимо обратиться в Управление социальной сферы с соответствующим запросом. В настоящее время компьютеры уже предоставляются обучающимся.

В: Некоторые студенты говорят, что видео с их участием — это их персональные данные, которые мы обязаны передавать по защищённым каналам и хранить соответствующим образом. Верно ли это?

О: Да, все верно. При этом ВШЭ предпринимает все необходимые меры для надлежащей обработки (в том числе хранения, передачи) персональных данных.

Обоснование: согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). В случае с видео это, как минимум, голос, внешний облик студента.

Часть 5 статьи 16 Закона об образовании также устанавливает обязанность образовательной организации при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (в том числе персональные данные студентов).

В соответствии с пунктом 9 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816, при реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства.

В рамках исполнения указанных обязанностей НИУ ВШЭ действует в строгом соответствии с требованиями Закона о персональных данных, принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Среди принятых в НИУ ВШЭ мер, в том числе, можно назвать следующие:

  1. применение организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных (применение процедур идентификации и аутентификации, разграничение и управление правами доступа, защиты каналов связи, антивирусная защита, регистрация и контроль действий пользователей, межсетевое экранирование, регламентация процедур получения, обработки и передачи персональных данных);
  2. принятие прокторами мер, необходимых в соответствии с требованиями Закона о персональных данных;
  3. осуществление внутреннего контроля за соответствием обработки персональных данных в НИУ ВШЭ требованиям Закона о персональных данных;
  4. издание локальных нормативных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений;
  5. ознакомление работников НИУ ВШЭ, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных.

В.: У меня будет проходить экзамен/ госэкзамен с использованием прокторинга.

Если произойдёт сбой в программе или с интернетом, дадут ли пересдать экзамен и каков порядок действий при столкновении с такими проблемами?

О.: Если будут происходить технические сбои или проблемы с интернетом, то к ним нужно относиться, как и к другим непредвиденным обстоятельствам. В случае наступления такого события – необходимо, по возможности, зафиксировать произошедшее и уведомить учебный офис.

Признание причины уважительной, как и раньше – компетенция академического руководителя и менеджера вашей программы. Если причина будет квалифицирована как уважительная – студенту дадут пересдать экзамен. Если проблема случилась во время текущего контроля – будет пересдача или нет – определяется политикой преподавателя, зафиксированной в программе учебной дисциплины.

Если случаев «сбоев» будет непривычно много при дистанционном формате, то у преподавателя будет возможность на пересдаче изменить формат или сложность заданий.

Более подробно почитайте здесь: https://www.hse.ru/studyspravka/distcontrol

 В.: Говорят, что даже если посмотришь в окно — приходит сигнал о списывании. Хотелось бы узнать подробнее: как работает система прокторинга? Можно ли оспорить такие сигналы о списывании?

О.: При проведении экзамена с прокторингом, перед началом экзамена вы будете ознакомлены с правилами его проведения. Нужно внимательно их изучить – как и любые правила проведения не дистанционного экзамена.

Если в аудитории преподаватель просит не пользоваться телефоном, или калькулятором, или запрещает использование интернета, то при дистанционном формате экзамена с прокторингом могут объявляться свои правила поведения. Их нужно знать, чтобы случайно не нарушить.

Во время экзамена под наблюдением проктора не рекомендуется более 15 секунд отводить взгляд от экрана.

Более подробно с типовыми правилами при использовании прокторинга здесь: https://elearning.hse.ru/proctoring_instrution. Обратите внимание, что фактические требования для проведения именно вашего экзамена могут отличаться от типовых. Они станут вам доступны перед экзаменом.

Апелляция на процедуру проведения экзамена принимается в установленном порядке. Временное Положение о промежуточной аттестации и текущем контроле найдете по ссылке: https://www.hse.ru/docs/355977894.html

Плюсом при рассмотрении апелляций будет наличие видеозаписей проведения экзамена – комиссия сможет более объективно принять решение – обосновано было обвинение студента в списывании, или нет.

 В.: Мне психологически тяжело при использовании прокторинга, у меня паника сильнее, чем на экзамене. Как быть? 

О.: Нужно настроить себя на позитивный лад. И отдавать себе отчет в том, что прокторинг был в вашей жизни и раньше.

Как правило, при проведении массовых письменных экзаменов преподаватели привлекают наблюдателей, которые стоят у вас за спиной и наблюдают за честными правилами игры.

Вспомните, что вы сдавали ЕГЭ и очень хорошо сдали в свое время. Меры, которые принимаются на испытаниях ЕГЭ гораздо более строгие, чем прокторинг удаленным наблюдателем через вебкамеру вашего собственного устройства.

 В.: Неужели это всё-таки прямо настолько необходимо?

Прокторинг будет применен не более, чем по 30 процентам дисциплин.

Как правило, это массовые экзамены, где важно не допустить недобросовестного поведения студентов. Для того, чтобы добросовестные студенты не пострадали. На экзаменах с большим числом одновременно сдающих студентов сложно обеспечить честную игру при дистанционных испытаниях без дополнительной помощи прокторов.

Академический отпуск

В.: Могу ли я взять академический отпуск в связи с пандемией — является ли сложившаяся ситуация новым основанием для его оформления? Где можно узнать подробнее о том, какие новые предпосылки могут являться основанием?

О.: Предпосылка для академического отпуска всегда одна – невозможность освоения образовательной программы. Если сложившаяся ситуация лично для вас делает невозможным обучение – подавайте заявление на академический отпуск в свой учебный офис. Решение о предоставлении отпуска принимает декан вашего факультета.

Курсовые работы и ВКР

В.: Я не смог(ла) провести своё исследование по курсовой из-за того, что всё закрылось из-за коронавируса. Слышал(а), что ректор поручил дать мне возможность перенести защиту на следующий учебный год без академической задолженности при согласии академического руководителя.

Есть ли какие-то сроки у этой процедуры? Какой документ мне необходимо написать, на чьё имя и по какому шаблону? Требуется ли согласие научного руководителя?

О.: Решения о возможности переноса защиты курсовых работ на будущие периоды, как правило, принимались централизовано. Только семь образовательных программ перенесли сроки защиты курсовых для всех своих студентов (контингент примерно 4 процента). С индивидуальными заявлениями обратились 324 студента, из них 171 были удовлетворены.

Срок процедуры подачи заявлений об индивидуальных переносах устанавливаются руководством образовательных программ. Обратиться с заявлением в свободной форме следует на имя академического руководителя. Подача заявления проходит по электронной почте через учебный офис. При рассмотрении индивидуального заявления академический руководитель обязательно учтет мнение руководителя курсовой – насколько невыполнение плана работы связано с объективными причинами.

 В.: Повлияет ли это на рейтинг и GPA? Если да, то каким именно образом?

О.: Если решение о переносе одобрено (централизовано или индивидуально), то установлены новые сроки для отчетности. В эти сроки и будет учитываться результат. За текущий период в рейтинг оценка не войдет. Равно как и в расчет GPA.

В.: Перенос «на следующий учебный год» — это же не обязательно осень? Вдруг к осени всё не откроется, или я не успею в экспедицию — можно ли тогда защититься, скажем, весной?

О.: Не обязательно

В.: Меняется ли ситуации, если речь идет о ВКР? Можно ли выпускным курсам также подать заявление на перенос сроков сдачи и защиты дипломных работ?

О.: Можно. Процедура аналогична.

В.: Смогу ли я тогда поступить в магистратуру? Когда и как?

О.: В магистратуру может поступить человек с имеющимся документом о бакалаврском образовании. Если не завершена ГИА, то студент не сможет получить диплом. А значит и поступить в магистратуру.

Возможно освоение части образовательной программы по индивидуальном договору, предусматривающему освоение курсов магистерской программы. Но, в любом случае, придется принимать участие во вступительных испытаниях, в соответствии с правилами приема в магистратуру, когда будет получен диплом.

При успешном поступлении (через год) на основании личного заявления студенту может быть зачтена освоенная по договору часть образовательной программы. И он сразу сможет приступить к обучению на втором курсе магистратуры.

Однако самый разумный способ – откорректировать вместе со своим научным руководителем план выполнения ВКР.  Так, чтобы выйти на успешную защиту в этом году.  

В.: Возможно, всё-таки удастся получить доступ к лабораториям в исключительных случаях?  

О.: Учитывая усиление строгих мер по доступу в организации на территории Москвы, такой допуск в ближайшее время получить не удастся.

Государственная итоговая аттестация

В.: На нашей образовательной программе раньше была итоговая аттестация, а в этом году её отменили. Получу ли я диплом государственного образца?

О.: Диплом государственного образца получает студент, в полном объеме завершивший образовательную программу и прошедший государственные итоговые испытания по образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию. Все действующие образовательные программы имеют государственную аккредитацию.

Государственную итоговую аттестацию не отменяли ни по одной из образовательных программ. У всех она состоится в дистанционном формате.

По некоторым образовательным программам был откорректирован состав государственных итоговых испытаний – если испытаний было больше чем одно, то принималось взвешенное решение об отмене, например, государственного экзамена, при обязательном сохранении защиты выпускной квалификационной работы, которая в НИУ ВШЭ относится к обязательному элементу ГИА по всем программам.

Трудоемкость части образовательной программы, отнесенная на элемент учебного плана «Государственный экзамен» в случаях отмены экзамена, была перенесена на другие элементы образовательной программы – по решению руководства факультета и образовательной программы. Как правило, студенты в дистанционном режиме больше времени тратят на подготовку ВКР или на подготовку к защите ВКР.

Проверить какой из этих элементов контроля стал более трудоемким (в кредитах - зачетных единицах), можно, заглянув в учебный план образовательной программы, опубликованный на сайте каждой программы в разделе «Документы».

Таким образом – объем программы не стал меньше, даже если отменился один из элементов ГИА, государственная аттестация у нас имеется, все студенты, успешно прошедшие ГИА получат свои дипломы государственного образца в 2020 году.

В.: Не станет ли это проблемой при трудоустройстве?

О.: При трудоустройстве важно наличие диплома, данные о котором содержатся в федеральном реестре, формируемом образовательными организациями. НИУ ВШЭ качественно и регулярно выполняет свои обязательно по пополнению этого реестра по всем своим выпускникам.

Кроме того, важно совпадение информации, отраженной в приложении к диплому с содержанием учебного плана, если работодатель запросит более подробную информацию.

За всю историю НИУ ВШЭ случаев несовпадения выявлено не было.

 В.: Могу ли я по желанию потом все же сдать ГИА?

О.: ГИА пройдет каждый выпускник в этом году. Если вопрос связан с желанием в будущие годы сдать государственный экзамен для каких-то целей, то такая возможность потенциально имеется.

Выпускник имеет право обратиться в образовательную организацию с заявлением об освоении части образовательной программы и отразить свое желание сдать государственный экзамен. С ним будет оформлен безвозмездный договор, и он сможет принять участие в испытании вместе со студентами в будущие периоды ГИА. Однако после такого испытания не предполагается внесение изменений в ранее выданное приложение к диплому государственного образца, так как выпускник уже его получил.

Успешно прошедшему госэкзамен выпускнику может быть выдана об этом факте академическая справка. 

В.: По моему направлению подготовки госэкзамен входит в образовательный стандарт. Правомерны ли действия по отмене в данном случае?

О.: Состав государственных итоговых испытаний определяет образовательная организация. НИУ ВШЭ, в соответствии с Законом об образовании в РФ, имеет право на реализацию собственных образовательных стандартов.

В условиях пандемии НИУ ВШЭ принял решение о возможности вносить изменения в состав ГИА, даже если госэкзамен зафиксирован в образовательном стандарте НИУ ВШЭ по соответствующему направлению подготовки.

Ознакомьтесь с временным регламентом проведения ГИА в 2020 году: https://www.hse.ru/docs/362887129.html

Министерство науки и высшего образования также рекомендовало вносить изменения в состав ГИА, если это необходимо, всем российским образовательным организациям высшего образования: https://www.kommersant.ru/doc/4323053.

В.: На нашей образовательной программе не отменили итоговую аттестацию (госэкзамены), но на других ОП отменили — даже на тех, где госэкзамены должны проводиться в соответствии с ФГОС.

Почему бы и у нас тогда не отменить? Неужели у университета нет консолидированной позиции?

О.: Решение об отмене государственного экзамена принимали руководители образовательных программ и руководители соответствующих факультетов, используя свои полномочия по комплектованию состава образовательной программы. В этом и заключается консолидированная позиция университета: доверять решение лицам, отвечающим за качество подготовки студентов и способным ответственно взвесить все «за» и «против».

Решение об отмене госэкзаменов принимались там, где дистанционный формат для предложенной в декабре 2019 года программы госэкзамена запретителен по издержкам, либо там, где возможно совместить оценку квалификации будущего выпускника, которая планировалась ранее на госэкзамене, с процедурой защиты ВКР.

Противоположные решения принимались там, где государственный экзамен возможно качественно провести дистанционно и где он, в большей степени, по сравнению с принятыми процедурами защиты ВКР, верифицирует ключевые компетенции для выпускников. Например – программы по истории или по юриспруденции, где требуется, наряду с демонстрацией исследовательских навыков и погружения в узкую проблему (ВКР), подтвердить глубокое знание законодательства или фактологии.