• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи «Экономика и политика в Азии»»

28
Апрель

Интервью с преподавателем Эриксом Варпаховскисом

Преподаватель Программы двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи "Экономика и политика в Азии" Эрикс Варпаховскис рассказал о своих студенческих годах, о том, как он пришел к преподаванию, о своих методах работы, а также дал советы студентам.

Интервью с преподавателем Эриксом Варпаховскисом

© Варпаховскис Эрикс
1. Когда Вы начали преподавать? Как пришли к преподаванию? Кем хотели стать в детстве, когда вырастете?

Формально я начал преподавать в 2021/2022 академическом году, но еще до этого случались эпизоды, связанные с преподаванием как в академической среде, так и профессиональной: лекцию прочитать, семинар провести, подсказать по написанию дипломов или курсовых, поруководить исследовательской группой.

Наверное, надо отметить, что я сначала пришел в академическую индустрию опытным путем: поучился в магистратуре, потом поработал в офисе в области маркетинга и рекламы, понял, что мне больше нравится академическая среда, получил грант, пошел на PhD, отучился, попал в ВШЭ по программе иностранных постдоков и уже потом меня пригласили вести ряд дисциплин на программе ВШЭ-Кёнхи.

В детстве я много кем хотел стать по мере взросления и смены интересов: от рестлера и клипмейкера до мэра какого-нибудь города и ресторатора.

2. Как Вы попали в Вышку? Как узнали о Программе?

Через коллегу – Анну Кутелеву, она мне сказала, что в ВШЭ есть программа для иностранных постдоков с чрезвычайно адекватными по мировому рынку условиями. Почитал про программу, подался и оказался в ВШЭ. А дальше меня пригласили преподавать на Программе ВШЭ-Кенхи.

3. Какие у Вас есть "фишки" преподавателя? Как мотивируете студентов?

Это лучше, конечно, спросить у студентов, т.к. они могут сравнить с другими преподавателями и то, что я делаю по наитию и мне кажется нормальным, кому-то может показаться «фишкой».

На вскидку могу отметить, что я воспринимаю «до пары» и «после пары» тоже как часть учебного процесса. И, например, если позволяет время, то до начала пары можно поставить какую-то нетривиальную музыку/клипы, чтобы взбодрить и настроить на необходимый лад студентов – до начала пары в 9:30 в какой-нибудь день февраля не зазорно и взбодриться жизнерадостными произведениями ансамблей из Японии и Вьетнама. Частично, это также может помочь расширить горизонты и глубину понимания изучения выбранных стран, регионов, городов и даже некоторых сообществ. Вот мой новый фаворит по разрыву шаблонов о Южной Корее. Подталкивает к желанию разобраться и в миграционной политике страны и региона, и образе представителей развивающих стран в местных медиа, и в двусторонних отношениях Южной Кореи со странами Южной Азии и, вообще, что в бибимпапе как в метафоре.

Если говорить про курс методологии, то тут со студентами нужно делиться личным профессиональным опытом как позитивным, так и негативным, чтобы они понимали насколько применим опыт и знания, полученные во время курса не только на предмете, но и по жизни. Как ни крути людям приходится исследовать и анализировать каждый день что-то новое как на профессиональном уровне, так и на бытовом.

С мотивацией сложнее, тут играет роль целый набор разных факторов. Есть дисциплины, которые могут быть не так интересны тому или иному студенту, как бы я не старался делать какие-то аспекты максимально познавательными или применимыми к жизни. Поэтому кто-то мотивируется перспективой не набрать накопительную оценку для минимального проходного балла. Остальные могут быть замотивированы именно контентом курса, поэтому его надо сделать и донести в максимально адекватной и воспринимаемой манере. Кто-то мотивируется через постановку интересных иногда нетривиальных групповых и индивидуальных задач, которые заставляют смотреть на различные феномены с непривычных подходов.

4. Вы знаете большое количество иностранных языков. Легко ли Вам дается их изучение? Помогает ли знание языков в Ваших исследованиях?

«Знаете» – слишком сильное слово, т.к. по мере их неиспользования они «ржавеют». Раньше было легче. Сейчас, конечно, времени и сил уже не хватает – академическая работа требует активной мозговой деятельности, слишком много разной информации одновременно анализируется и слишком много дел одновременно осуществляются (тут и преподавание, и подготовка пар, и академическое руководство, и исследовательские проекты, подготовка к конференциям и это только профессиональная сторона). Поэтому мозгу надо давать отдохнуть. Но в плане языков я останавливаться не собираюсь. Чувствую, что у меня есть интерес и силы на языки тюркской группы и на малайский/индонезийский.

Знание языков чрезвычайно помогает. Это не только доступ к информации, которая не была переведена, но и доступ к пониманию дискурса вокруг той или иной проблемы без лингвистических фильтров, возникающих во время перевода. Например, я сейчас работаю над исследованием о том, как в англоязычной и русскоязычной академических средах понимают, представляют и используют public diplomacy (наиболее часто встречающиеся переводы на русский данной концепции – публичная дипломатия, общественная дипломатия и народная дипломатия). Видение и понимание того, что такое public diplomacy очень сильно разнится от языка, а, соответственно, поведение ученых и, например, политиков, тоже отличается. Знание языков позволяет понять эти механизмы, улучшить коммуникацию и адаптировать поведение. Более того, изучая иностранные языки, человек изучает и культуру, и мировоззрения носителей, а это позволяет также улучшить понимание мышления и, в итоге, коммуникацию с представителями других культур.

5. Какой совет Вы бы дали себе в студенческие годы?

- Сэкономь несколько раз на обедах и купи биткоинов.

- Начинай изучать восточные языки раньше – пока мозги как губка легко их впитывают.

- Статистика и математика – это классно, изучай их усерднее, несмотря на то, что школьные учителя полностью отбили желание ей заниматься.

6. У Вас большой собственный опыт обучения в зарубежных университетах, в том числе и в южнокорейском университете. Что Вы могли бы посоветовать студентам программы, которые сейчас находятся на стажировке и которые только собираются ехать учиться в университеты-партнеры программы на следующий учебный год?

Обучение в зарубежных вузах – это круто, отличный опыт. Из советов: поддерживайте хороший GPA. Но нахождение в зарубежном ВУЗе на стажировке, по обмену или на постоянке – это не только про обучение. Это про жизненный опыт и понимание себя, а также накопление не совсем академических навыков. Поэтому, находясь в зарубежном ВУЗе, старайтесь общаться с местными и другими иностранными студентами. Иногда бывает тяжело выйти на контакт с ними. Для этого участвуйте в студенческих клубах, каких-то совместных активностях. Помню, во время первого года в Южной Корее во время прохождения языкового курса в Chonnam National University, местные студенты организовались и сделали группы по интересам, где местные студенты общались бы с новоприбывшими иностранными студентами, провели собрание для местных и иностранных студентов, позволили обменяться контактами. Идея была в том, чтобы приехавшие ребята рассказывали корейцам о своих странах, и это плавно переходило в общение. В итоге кто-то из корейских студентов выбрал индонезийско/малайскую группу для общения, кто-то латиноамериканскую, кто-то арабскую, кто-то африканскую и тд. Я оказался в русскоязычной группе в качестве презентующего, но при этом я еще посещал и мероприятия других групп. Чуть ли не на следующие выходные после организационного собрания я уже с некоторыми ребятам пошел на местный (а потом как оказалось национального масштаба) рок-фестиваль, некоторые группы слушаю до сих пор.

А в целом, по итогу таких вот мероприятий я нашел друзей среди местных и среди иностранных студентов, языки подтянул, культуры разных стран подучил, время интересно провел. Знания и связи до сих пор со мной, с кем-то очень близко дружимБолее того многие города вкладываются в промоушн и рекрутируют иностранных студентов на различные программы – мониторьте возможности, участвуйте в таких программах, типа Global Seoul Mate. Если говорить про Южную Корею, то за участие в таких программах можно получить какой-то материальный бонус, это в добавок к новым знакомствам и различного рода увеселениям.

Находясь в иностранных ВУЗах, студенты имеют возможности прямого общения с местными высококлассными преподавателями. Узнайте кто они, общайтесь. Узнайте, может тот или иной преподаватель ведет какой-то исследовательский проект, где студент может поучаствовать – и для опыта, и связей полезно, да еще и строчка в CV.