• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

38.03.04 Государственное и муниципальное управление

Утверждение программы
Приказ от 15.07.2014, № 6.18.1-01/1507-07
Дата обновления паспорта
Протокол №2.6-06.17/240725-7 от 24.07.2025
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Специализации

2022/2023 учебный год

Управление в социально-значимых отраслях

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

Финансовый менеджмент в публичном секторе

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Конкурентные преимущества программы
  • Практико-ориентированность на базе глубокой теоретической подготовки

Продвинутые курсы по экономике, менеджменту, праву, социологии и политологии создают основу для глубокого понимания прикладных дисциплин в области стратегического планирования и проектного управления, управления общественными финансами и человеческими ресурсами, организации госслужбы, оптимизации административно-управленческих процессов.

Хорошая математическая подготовка позволяет использовать продвинутые методы анализа информации и прогнозирования для принятия управленческих решений, строить эконометрические модели и принимать решения на принципах доказательной политики.

  • Аналитические навыки и ИТ-компетенций

В обучении много внимания уделяется формированию навыков использования современных методов сбора данных, количественных и качественных методов анализа и визуализации информации, а также программированию, знакомству с современными цифровыми технологиями госуправления, работы с большими данными. Полученные в этой области универсальные навыки позволяют использовать их во многих сферах деятельности.

  • Проектная работа

Большое внимание уделяется практической, проектной работе. Студенческие проекты, выполняемые в интересах потенциальных работодателей, составляют значительную часть учебной нагрузки. Студенты проходят стажировки и практики в органах власти, НКО, государственных и муниципальных учреждениях, а также участвуют в экспедициях по регионам России, знакомятся с реальными практиками государственного и муниципального управления, собирают информацию для написания курсовых и выпускной работы.

  • Участие в преподавании экспертов-практиков

Ряд дисциплин программы преподают государственные служащие, занимающие руководящие должности в органах государственной власти, а также эксперты – специалисты научных исследовательских институтов, консалтинговых организаций. Это позволяет знакомить студентов с актуальной проблематикой, получать доступ к реальным профессиональным кейсам и лучшим практикам государственного и муниципального управления, знакомиться с актуальными управленческими технологиями, используемыми как в органах государственной власти, так и в государственных и бизнес организациях, налаживать профессиональные связи. Все это ускоряет профессиональное становление студентов и повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

  • Соответствие международным стандартам

Программа НИУ ВШЭ по ГМУ единственная бакалаврская программа в России, имеющая европейскую аккредитацию EAPPA (European Association for Public Administration Accreditation), что подтверждает соответствие содержания и методик обучения лучшим мировым стандартам. В учебный план интегрированы передовые международные подходы в сфере public administration, public policy и governance, адаптированные под российские реалии. Критический подход к зарубежному опыту госуправления позволяет изучать лучшие, применимые в России практики, оценить возможности тиражирования отечественного опыта за рубежом.

  • Гибкость и индивидуализация

Программа предлагает широкий выбор факультативов и дисциплин по выбору, что позволяет студентам формировать индивидуальные образовательные траектории, выбирать специализации с учетом карьерных предпочтений. Имеется возможность продолжения обучения по направлению ГМУ в магистратуре и, далее, в аспирантуре

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Профессиональная деятельность выпускников по программе бакалавриата по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» с присвоением квалификации «бакалавр» востребована в:

  • федеральных, региональных и муниципальных органах власти;
  • федеральных, региональных и муниципальных учреждениях – автономных, бюджетных, казенных (в т.ч. в рамках научной и образовательной деятельности);
  • государственных корпорациях, компаниях с государственным и муниципальным участием;
  • негосударственных некоммерческих организациях;
  • бизнес-организациях (GR, PR, HR, аналитика, консалтинг, финансы и т.д.).

Целевая сфера деятельности выпускника характеризуется двуми возможными треками:

  • Прикладной трек - работа в системе государственного и муниципального управления, государственных учреждениях и организации, а также в негосударственном секторе на позициях, обеспечивающих взаимодействие с государством (участие в подготовке и реализации государственных программ и проектов, регуляторной политики, предоставлении государственных услуг, государственные закупки, GR, проч.)
  • Научно-педагогический трек – исследования систем государственного управления и обоснование путей их модернизации, разработка и реализация методов доказательной политики, обоснование путей цифровизации публичного управления и определение её последствий, преподавание дисциплин соответствующей тематики

Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

  • Профессиональные компетенции:

ПК-1 Способен исполнять, контролировать и анализировать управленческие решения, грамотно и аргументировано публично представлять результаты профессиональной деятельности по управлению социально-экономическим развитием на уровне страны, регионов, муниципальных образований, в государственных, коммерческих и некоммерческих организациях

ПК-2 Способен собирать, обрабатывать и интерпретировать данные, планировать, организовывать и публично представлять результаты научных исследований в области государственного и муниципального управления

ПК-3 Способен с помощью современных информационных технологий применять методы количественного и качественного анализа мировой и отечественной практики государственного и муниципального управления для оценки состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий  и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций;

ПК-4 Способен к решению управленческих задач на основе кооперации при реализации проектов, в том числе междисциплинарных, участвовать в формировании проектных команд, оценке ресурсов, рисков и результатов проектов;

ПК-5 Способен разрабатывать аналитические материалы, социально-экономические проекты, программы развития, регламенты оказания государственных и муниципальных услуг и проводить их оценку на основе информационно-коммуникационных технологий и с учетом правовых и этических норм.

Характеристики образовательных модулей программы

Образовательная программа состоит из следующих модулей:

-      дисциплины общего цикла;

-      профессиональный цикл (Major), включающий в себя базовую часть и дисциплины по выбору;

-      факультативы («Английский язык» и «Академическое письмо на английском языке»);

-      дополнительный профиль (Minor);

-      практики, проектная и исследовательская работа;

-      государственная итоговая аттестация, включая защиту выпускной квалификационной работы.

Дисциплины общего цикла состоят из общеобразовательных курсов в соответствии с ФГОС и образовательным стандартом по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» в НИУ ВШЭ.

Базовый профессиональный модуль (Major) включает как фундаментальные общепрофессиональные дисциплины, так и дисциплины по выбору, которые позволяют студенту самостоятельно формировать свою образовательную траекторию с учетом его интересов (это дисциплины по финансовому менеджменту и госзакупкам в госуправлении, управлению персоналом, управлению в различных сферах и отраслях государственного управления и т.д.).

Ряд учебных дисциплин по информатике и анализу данных направлен на овладение вычислительными методами и современными инструментами анализа и визуализации данных, включая высокоуровневые языки программирования общего назначения (Python и др.), умениями использовать цифровые технологии и искусственный интеллект в профессиональной деятельности.

Блок дисциплин Minor состоит из 4х непрофильных дисциплин, реализуемых на 2-м и 3-м курсах, который дополняет образовательный трек студента в университете.

Большая часть программы отведена практическому и исследовательскому модулям (проектной деятельности на базе внешних профильных организаций и внутри НИУ ВШЭ, практикам, научно-исследовательским семинарам, подготовке собственных исследовательских работ).

Information Circle
Информация о возможностях и способах выбора (распределения) по специализациям/траекториям

Студенты определяют набор предметов по выбору на старших курсах исходя из собственных предпочтений и профессиональных интересов.

Information Circle
Информация о возможностях освоения дополнительных модулей, в том числе, с получением микростепени

Студенту ВШЭ предоставляется возможность выбрать дополнительный профиль — «майнор»: блок из четырех взаимосвязанных дисциплин родственного для студента направления подготовки — от юриспруденции и социологии до менеджмента и логистики. Фактически речь идет о приобретении дополнительной микро-специальности.

Студентам ФСН предлагается обратить внимание на «Вычислительные социальные науки» в качестве майнора или полноценного второго направления подготовки.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Государственное и муниципальное управление»

Перейти к содержанию программы