• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Структура программы и аннотации дисциплин

Структура программы "Язык и литература Ирана":

Общий цикл;

Профессиональный цикл (Major):
I. Базовая часть;
II. Профильная часть:

Дополнительный профиль (Minor).


Общий цикл включает в себя такие дисциплины, как "Безопасность жизнедеятельности", "Физическая культура", "Философия", "Всеобщая история: история западных цивилизаций", "Основы академического письма (на русском языке)". Дисциплины общего цикла являются обязательными для всех студентов НИУ ВШЭ и, за исключением физической культуры, преподаются только на первом курсе. Занятия по физической культуре проводятся в течение всех пяти лет обучения.

Дисциплины профессионального цикла («мейджер», major) составляют основу образовательной программы. Дисциплины Базовой части и дисциплины блоков "Языки изучаемой культуры и литературы" и "Литература и культура Ирана" Профильной части мейджера изучаются всеми студентами-иранистами в обязательном порядке.

Вариативная часть профессионального цикла включает шесть дисциплин по выбору. Исходя из своих интересов, студент выбирает: на втором курсе – одну из двух предложенных дисциплин («Введение в литературоведение», «Лексикография и синтаксис»), на четвёртом курсе – две дисциплины из четырёх предложенных («Введение в фольклористику», «История мировой литературы (древний мир и средневековье)», «Академическое письмо (английский язык)», «Археология»).

Проекты, курсовые работы и научно-исследовательский семинар призваны научить студентов применять полученные знания на практике. Студенты познакомятся с основами научно-исследовательской работы, научатся ставить и решать исследовательские задачи, писать научные работы и готовить устные доклады.

Каждый студент первого курса бакалавриата НИУ ВШЭ должен в соответствии со своими интересами выбрать дополнительный учебный цикл – «майнор» (minor), блок из четырех взаимосвязанных дисциплин непрофильного для студента направления подготовки. Выбранные  дисциплины изучаются последовательно на втором и третьем курсах. Запись на майноры проходит в марте, так что у первокурсников есть полгода на выбор интересующего их направления дополнительной подготовки.


Аннотации учебных дисциплин

I. Дисциплины базовой части Профессионального цикла

Английский язык (внутренний экзамен 1 курс, независимый экзамен 2 курс)

Введение в востоковедение (Введение в иранистику)

Курс «Введение в востоковедение» читается на первом курсе и в первой своей части предполагает ознакомление студентов с физической, политической и экономической географией, этнологией, социально-политическим устройством, культурой и религией изучаемого региона.

Вторая часть этого ознакомительного курса призвана создать у студентов представление об иранистике как о комплексе гуманитарных наук, связанных с Ираном и ираноязычными народами. Студенты должны познакомиться с историей изучения «Большого Ирана» в различных странах, получить сведения о формировании иранистических дисциплин и о современном состоянии исследований. 

История изучаемого региона (История Ирана)

Дисциплина «История Ирана» читается в течение трёх лет, с первого по третий курс. В рамках образовательной программы «Язык и литература Ирана» предполагается изучение истории не только региона, на территории которого расположено современное государство Иран, но и сопредельных регионов, в тот или иной исторический период составлявших культурное или политическое единство: Ближнего Востока, Кавказа и Закавказья, Средней Азии, Афганистана, Северо-Западной Индии.

Цель дисциплины — дать учащимся представление об основных этапах истории Древнего и средневекового Ирана, Ирана эпохи нового и новейшего времени, показать современный уровень накопленных знаний и дискуссионные проблемы, обратить внимание на характерные черты социального и политического устройства страны, особенности формирования ее культуры, специфику современной политической и религиозной ситуации. Также среди основных задач курса — дать студентам представление об основных категориях источников, показать на примерах методику источниковедческого анализа, обратить внимание на проблемы и трудности интерпретации источников.

История восточных цивилизаций

Задачей курса является приобретение студентами базовых знаний по истории древней и средневековой Азии, а также формирование у обучающихся комплексного представления об основных этапах становления и развития восточных цивилизаций и знакомство с проблемами периодизации истории Азии и Африки. Особое внимание уделяется анализу исторического процесса для азиатских стран в целом, его роли в мировом контексте, а также тем специфическим чертам, которые характерны для отдельных стран. В рамках курса студенты овладеют навыками анализа социальных, экономических, политических, религиозных и исторических процессов в Азии и Африке и познакомятся с основополагающими научными концепциями и методологией современной исторической науки.

II. Обязательные дисциплины профильной части

Современный персидский язык

Персидский язык является основным восточным языком для студентов направления 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» (программа «Язык и литература Ирана»). Дисциплина изучается на протяжении всех пяти лет обучения. 

На начальном этапе студент обучается основным произносительным нормам современного персидского языка, арабо-персидской письменности, основам грамматики и лексики современного персидского языка, навыкам устной и письменной персидской речи в пределах изученной тематики. На более продвинутом этапе обучения студенты совершенствуют полученные навыки и приобретают новые, такие как восприятие на слух разговорной речи, письменный и устный последовательный перевод с персидского на русский и с русского на персидский текстов различной тематики.

Дисциплина «Современный персидский язык» включает в себя курс лингвострановедения – изучения различных аспектов истории и культуры Ирана на персидском языке. Поскольку специальность предполагает углубленное изучение литературы и истории, то основное внимание уделяется именно этой тематике.

В рамках дисциплины «Современный персидский язык»  также предусмотрен курс общественно-политического перевода: студенты осваивают общественно-политическую лексику, совершенствуют навыки последовательного перевода, учатся составлять собственные новостные и аналитические тексты на персидском языке, а также вести беседу на актуальные для современного Ирана темы. 

Классический персидский язык

Классическим персидским языком принято называть новоперсидский язык IX — XV вв. н. э. Именно на этом языке написан весь корпус текстов классической поэзии и прозы персов и таджиков (IX — XV вв.); на его основе развился современный литературный персидский язык. Классический персидский принадлежит к юго-западной подгруппе иранских языков; он является преемником среднеперсидского и древнеперсидского языков и первым этапом в историческом развитии новоперсидского языка. 

Основная цель курса «Классический персидский язык», читаемого на втором и третьем году обучения, — развитие активных навыков анализа, перевода и комментирования текстов на классическом персидском языке в пределах изученной общелитературной и специальной тематической лексики, включая умение проводить сопоставительный анализ различных памятников с целью более точного определения их хронологических и стилистических характеристик, а также получения цельной картины эволюции языковых норм и тенденций на протяжении соответствующего периода.

Арабский язык

Средневековая культура Ирана развивалась в рамках мусульманского религиозного канона, знание арабского языка было обязательным для образованного человека, многие исторические документы и литературные тексты средних веков и нового времени содержат отдельные фразы или целые пассажи, написанные на арабском языке. Влияние арабского языка и литературы сохраняется и в настоящее время; оно особенно заметно в публичных выступлениях представителей политической и религиозной элиты страны. В этой связи знание классического и современного литературного арабского языка представляется необходимым для подготовки филолога и историка-ираниста.

Дисциплина «Арабский язык» читается студентам-иранистам на третьем, четвёртом и пятом годах обучения и предполагает освоение грамматики и лексики современного литературного арабского языка, чтение и перевод текстов на общекультурную и общественно-политическую тематику, развитие навыков устной речи в рамках изученной тематики, а также изучение классического арабского языка, чтение, перевод и анализ текстов на этом языке.

История персидской литературы

Дисциплина «История персидской литературы» преподаётся на втором и третьем годах обучения. Основная цель курса — дать студентам систематические знания о литературе Ирана с древности до новейшего времени, ознакомить студентов с системой жанров классической и современной персидской литературы, предложить анализ значительных произведений и явлений, выделить процессы, определявшие развитие литературного процесса, выработать навык самостоятельного анализа литературных текстов.

На первом этапе студент получает развернутое представление о древней и раннесредневековой литературе Ирана доисламского периода. Общей концепцией курса является подход к истории литературы как к составной части истории культуры, что обуславливает включение в лекционный материал разделов, касающихся мифологических и религиозных представлений изучаемого периода, политической культуры, искусства и архитектуры.

Второй этап, предполагающий изучение средневековой персидской литературы, а также персидской литературы нового и новейшего времени, рассчитан на студентов, обладающих определенной языковой подготовкой и способных знакомиться с памятниками литературы не только в переводах и пересказе преподавателя, но и в оригинале. Те навыки анализа художественных текстов, которые учащиеся приобретут в ходе слушания курса, будут укреплены и развиты в ходе чтения фрагментов изучаемых произведений на семинарских занятиях. Студенты научатся анализировать произведения персидской литературы с учетом особенностей  культурно-исторической ситуации и периода, к которому относится создание произведения.

Религиозные системы Ирана

Дисциплина «Религиозные системы Ирана» преподаётся на втором году обучения и предусматривает изучения религий Ирана в древности, в средневековье и в новое время. Лекции курса предполагают ознакомление слушателей с основными доктринами, формами верований и ритуально-обрядовым комплексом религиозных традиций, существовавших в Иране в древности: зороастризмом, христианством, иудаизмом и манихейством. В дальнейшем студенты ознакомятся с основными доктринами, формами верований и ритуально-обрядовым комплексом религиозных традиций, существовавших в Иране в средневековье и новое время: исламом, бабизмом и бахаизмом. В рамках курса рассматриваются истоки формирования указанных религий, причины трансформации системы верований и особенности форм существования религиозных культов на территории Ирана. Особое внимание уделяется исламу как доминирующей в современном Иране религии. В рамках курса студенты получат представление об истории возникновения и развития этой религии, об основах мусульманской доктрины, о религиозных движениях внутри ислама и о различных школах мусульманского права. Значительное место в рамках курса отведено необходимой иранистам информации о формировании двух направлений ислама – суннизма и шиизма, об особенностях иранского шиизма и его религиозных церемоний, а также о мусульманском мистицизме ‒ учении суфизма и его иранских формах.

Введение в языкознание

Для профессиональной подготовки филолога или историка-ираниста знакомство с основными понятиями и методами современного языкознания необходимо не только с точки зрения языкового обучения, но и с точки зрения грамотного подхода к анализу разнообразных культурологических концепций, в большинстве случаев основанных на историко-филологических, а зачастую и собственно лингвистических данных. Базовая лингвистическая подготовка должна обеспечить молодым специалистам способность ясного различения степени научной адекватности тех или иных концепций.

Основная цель курса «Введение в языкознание», читаемого на первом году обучения, — познакомить студентов с основным каркасом лингвистической науки, принятым ею представлением о языке как многоуровневой системе и основными инструментами его описания. Особое внимание уделяется вопросам общей типологии и конвертируемости грамматических описаний, что связано со спецификой изучаемых восточных языков, а также вопросам лингвистической генеалогической классификации.

Арабо-мусульманская философия

Учебная  дисциплина «Арабо-мусульманская философия» реализуется на третьем и четвёртом году обучения с целью ознакомить студентов с основными этапами развития арабоязычной философии — классическим, постклассическим и современным, дать представление о пяти основных направлениях и школах классической арабской философии, ввести философскую терминологию, имеющую общекультурный характер.

Курс предполагает рассмотрение собственно философских, а не доктринальных и вероучительных, идей и концепций, а также влияние философии на формирование исламской доктрины и соотношение доктринального и философского знания в исламе.

Учебная дисциплина «Арабская философия» имеет принципиальное значение для формирования профессиональных умений, навыков студентов и их практической деятельности в качестве специалистов, поскольку именно философия формирует у обучаемых способность к комплексной оценке предмета, последовательному рациональному мышлению и аргументации.

Основная цель курса — научить студентов самостоятельно работать с философскими текстами и определять влияния разных школ традиционной мысли на все остальные тексты арабо-мусульманской культуры.

История персидского языка

Дисциплина «История персидского языка» читается на четвёртом курсе и предполагает изучение древнеперсидского и среднеперсидского языков.

Древнеперсидский язык — один из древних языков иранской группы, входящих в индоиранскую, или арийскую группу, которая относится к индоевропейской семье. Непосредственным продолжением древнеперсидского языка являются среднеперсидский, классический персидский, современные — персидский, таджикский и дари. Древнеперсидский язык известен по клинописным надписям Ахеменидов, царствующей династии Древней Персии на юго-западе современного Ирана в VI — IV вв. до н.э. Основная цель первой части курса — знакомство с письменностью (клинописью), фонетикой, грамматикой и лексикой древнеперсидского языка — одного из древних индоевропейских языков, а также развитие первоначальных навыков грамматического анализа и чтения древнеперсидских текстов.

Вторая часть курса — «Среднеперсидский язык» — призвана ознакомить учащегося с языковыми структурами среднеперсидского языка III—VIII вв. н. э., который был официальным языком государства Сасанидов (224—651) и языком официальной зороастрийской религии. Основная цель второй части курса — развитие активных навыков анализа и перевода религиозных и светских текстов на среднеперсидском языке.

Коран как осонополагающий религиозный текст культуры

Изучение культуры, литературы и истории средневекового и современного Ирана немыслимо без знания священного текста ислама — Корана. Курс «Коран как основополагающий текст религиозной культуры» читается на пятом году обучения и рассчитан на студентов, имеющих достаточно глубокие знания в области грамматики классического арабского языка. Курс предполагает чтение и грамматический разбор отдельных сур и айатов Корана, а также исторический и лингвистический комментарий к ним.

Современная персидская проза

Курс «Современная персидская проза» читается студентам пятого года обучения и предполагает углублённое изучение современной персидской литературы (XX и XXI вв.), а также знакомство с литературными произведениями иранских эмигрантов, написанными на персидском или английском языках. Дисциплина предполагает изучение  таких тем, как изменение функций литературы в Иране рубежа XIX–XX вв., литературные влияния и появление новых тем и жанров в персидской литературе, переводческое движение, ангажированная литература, тривиальная литература, «новая поэзия», военная литература, женская литература, поиск новой идентичности в произведениях иранских эмигрантов.  Основное внимание сосредоточено на изучении прозы, которая доминирует в литературе этого периода. Самостоятельная работа студента предполагает ознакомление с произведениями персидской литературы на языке оригинала или в переводе. 

Материальная культура и искусство Ирана

Цель курса «Материальная культура и искусство Ирана» (реализуется на четвёртом году обучения) заключается в том, чтобы познакомить студентов как с историей развития основных видов искусства Древнего и средневекового Ирана и ареала распространения персидской культуры (архитектура, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство), так и с искусством современного Ирана (живопись, кинематограф, музыка, декоративно-прикладное искусство). Также в рамках курса студенты ознакомятся с характерными чертами материальной культуры традиционного и современного Ирана, такими, как особенности жилища, утвари, предметов, сопровождающих отправление ритуалов и использующихся в повседневной жизни. В задачи курса входит формирование у студентов представления о реалиях жизни в Иране в различные периоды его истории.

Ключевые тексты классической персидской литературы

Курс «Ключевые тексты классической персидской литературы» читается на четвёртом и пятом курсах и предполагает изучение ключевых для классической персидской литературы прозаических и поэтических текстов, а именно произведений поэтов газневидского литературного круга, поэм ‘Аттара Нишапури и Низами Гянджеви, «Поэмы о скрытом смысле» Джалал ад-Дина Руми, «Гулистана» и «Бустана» Са‘ди, газелей Хафиза Ширази, произведений поэтов исфаханского литературного круга, средневековых дидактических и исторических сочинений.  Задача курса — выработать у студентов навыки лингвистического, литературоведческого и культурологического анализа текста, работы с персидско-персидскими толковыми и энциклопедическими словарями.

III. Дисциплины по выбору 

Введение в литературоведение

Дисциплина «Введение в литературоведение» преподаётся на втором году обучения и имеет своей целью ознакомить студентов со спецификой литературы как вида искусства, с основными литературоведческими терминами и понятиями, школами и направлениями литературоведения, сформировать представление о структуре литературного произведения, об элементах и уровнях его организации, а также развить навык самостоятельного литературоведческого анализа художественного произведения. 

Лексикография и синтаксис

Академическое письмо (английский язык)

История мировой литературы (древний мир и средневековье)

Дисциплина по выбору «История мировой литературы (древний мир и средневековье)» читается на четвёртом курсе. Дисциплина включает в себя следующие тематические блоки: ч. 1 «История литературы Древней Греции и Рима», ч. 2 «История литературы средневековой Европы».

В первой части курса, «История литературы Древней Греции и Рима», рассматриваются наиболее крупные  литературные памятники античности от поэм Гомера до позднеантичного романа; особое внимание уделяется основным проблемам изучения античной словесности: проблеме авторства и авторитета, соотношению традиции и новации, генезису и типологии основных литературных жанров, взаимодействию культур и литератур Греции и Рима.

Во второй части курса, «История литературы средневековой Европы», рассматривается историко-культурный и литературный процесс в Западной Европе V–XIV вв., анализируются ключевые для этого периода памятники. В ходе курса обучающиеся должны получить твёрдое представление о кельтской и германской мифологии, о влиянии античной культуры и христианства на культуру и литературу Средневековья, о средневековом эпосе, романе, городской литературе Средневековья, а также о понятийном ряде и терминологии современной литературоведческой медиевистики.

Археология

Дисциплина по выбору «Археология» читается на четвёртом курсе. Основная задача дисциплины – показать специфику археологического материала как источника исторического знания, главным образом применительно к истории древнего и средневекового Востока, а также античности. Необходимой составляющей курса является знакомство с методологией археологической науки, формирование представлений о полевой и теоретической археологии, специфике исследовательской работы археолога. Знакомство с памятниками археологии изучаемых регионов позволит молодым специалистам грамотно использовать археологический материал и археологическую литературу для работы в контексте как исторического, так и лингвистического исследования, поможет овладеть способностью анализировать отдельные памятники археологии, опираясь на понимание эволюции археологических комплексов и их региональных особенностей, привлекая данные текстовой традиции, нумизматики, эпиграфики, палеографии.

Дисциплина включает в себя следующие тематические блоки: «Методология археологического исследования», «Периодизация каменного века и культуры неолита-энеолита Ближнего Востока», а также обзорные темы «Археологические памятники древних цивилизаций Ближнего Востока», «Археология Индии и Шри Ланки», «Археология Китая», «Основные проблемы античной археологии».

Введение в фольклористику

Курс знакомит слушателей с предметом, изучаемым фольклористикой, и с его основными качествами, а также с методологическими поисками и концептуальными построениями в данной области науки, с ее понятийным и терминологическим аппаратом. Основная задача курса – типологическое и семиотическое рассмотрение форм народной культуры (фольклора в широком смысле этого слова), их универсальных и специфических признаков, рассказ об основных типах устных традиций, о проблемах их сравнительного и структурного изучения.

В рамках курса студенты познакомятся с различными образцами фольклора, научатся ориентироваться и самостоятельно работать с разнообразными текстами культуры.