Практическая подготовка
Практичекая подготовка на образовательной программе “Язык и литература Ирана” представляет из себя комплекс различных видов студенческой деятельности, которые позволяют на практике применить полученные теоретические знания и обрести всестороннее представление о будущей профессии. Проектная деятельность направлена на развитие конкретных, прикладных навыков, применив которые в работе, студнты уже во время учебы способны подготовить законченные и имеющие научную ценность проекты, публикации и каталоги. Профессиональная и учебная практика знакомит студента с научными коллекциями и непосредственной работой их коллег по специальности. Такие элементы практической подготовки, как курсовая работа и выпускная квалификационная работа способствую формированию, закреплению и развитию практических навыков, таких, как перевод, анализ и комментирование текста, работа с источниками, и пр.
Программа практики включает в себя описание элементов учебного плана образовательной программы, организованных в форме практической подготовки и сгруппированных в модуле «Практика» учебного плана.
Практическая подготовка в НИУ ВШЭ регулируется
Положением о практической подготовке студентов основных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (DOCX, 67 Кб) (Приказ о введении в действие: 6.18.1-01/130721-7 от 13.07.2021)
Приложения к Положению о практической подготовке (RAR, 295 Кб)
Данная программа практики утверждена Протоколом академического совета ИКВИА №11 от 20.08.2025 (PDF, 1.34 Мб)
Программа практики ОП Язык и литература Ирана для студентов 2023 года набора (DOCX, 54 Кб)
Табличная форма программы практики - ОП Язык и литература Ирана для студентов 2023 года набора (XLSX, 99 Кб)
Общие сведения о всех элементах практической подготовки на программе:
|
Курс |
Вид практики |
Тип практики (ЭПП) |
Признак 1[1] |
Признак2[2] |
Объем в з.е. на 1 студ. |
Объем в ак.часах на 1 студ. |
Период реализации |
|
1,2,3,4,5 |
Проектная |
Проект |
П/В |
С |
3/3 |
114/114 |
Весь перидо обучения, до 3 модуля 2027-2028 уч.гг |
|
3 |
Профессиональная |
Учебная практика |
О |
Ф |
3 |
114 |
2025-2026 |
|
4 |
Профессиональная |
Музейная практика |
О |
Ф |
3 |
114 |
2026-2027 |
|
3,4 |
Научно-исследовательская |
Курсовая работа |
О |
Ф |
3/6 |
114/228 |
2025-2026, 2026-2027 уч.гг. |
|
5 |
Научно-исследовательская |
Преддипломная практика |
О |
Ф |
3 |
114 |
3 модуль 2027-2028 уч.гг. |
|
5 |
Научно-исследовательская |
Подготовка ВКР |
О |
Ф |
13 |
494 |
2027-2028 уч.гг. |
[1] Обязательный (О) – ЭПП обязателен для выполнения всеми студентами ОП.
Предмет по выбору (П/В) – студент имеет возможность выполнить одну или несколько строк из предложенного перечня элементов в модуле «Практика» учебного плана.
[2] Фиксированный (Ф) – ЭПП необходимо выполнить строго в текущем учебном году.
Свободный (С) – ЭПП можно выполнять в течении всего периода обучения до начала последнего модуля выпускного курса.
Содержание элементов практической подготовки:
Проект Курсовая работа Музейная практика Учебная практика Преддипломная практика Подготовка ВКР
1. Цель, задачи и пререквизиты
Цель проектной деятельности – использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач в профессиональной деятельности.
Задачи проекта могут носить как академический, так и прикладной характер. Конкретные задачи проектной деятельности определяют руководители проектов.
Конкретные пререквизиты проекта определяют руководители проектов.
Запись на проекты происходит через сервис SmartPro.
2. Точки контроля по проекту:
- Подписание задания на выполнение студенту
- Предоставление промежуточного варианта
- Предоставление итогового текста/отчета.
Даты точек контроля определяются руководителями проектов.
Отписаться от участия в проекте студент может не позднее 10 рабочих дней с начала реализации проекта, предоставив менеджеру программы заявление на имя академического руководителя программы, на исключение проекта из своего индивидуального учебного плана. Указанный в таблице необходимый минимум кредитов по проекту должен быть освоен студентов не позднее, чем к окончанию 3го модуля выпускного курса: в противном случае студент считается не освоившим всю учебную программу, и не допускается до государственной итоговой аттестации.
3. Содержание, особенности освоения
Проектная деятельность по специальности образовательной программы может представлять собой следующие виды работ: подготовка русскоязычных учебных материалов (глоссария к определенному тексту или собранию текстов, грамматического справочника, терминологического глоссария); перевод клинописных памятников и составление лингвистического и филологического комментария к ним; участие в научных проектах структурных подразделений НИУ ВШЭ и других организаций; участие в международных конкурсах и грантах, школах (организуемых как НИУ ВШЭ, так и другими российскими и зарубежными учреждениями и организациями); участие в составлении библиографических списков и указателей по актуальным проблемам ассириологии, а также – в разработке информационных ресурсов (в том числе языковых корпусов и баз данных) лингвистической, исторической и общегуманитарной направленности.
Помимо проектов, связанных с основной специализацией ОП, студенты могут выбирать любые проекты с Ярмарки проектов ВШЭ ( https://pf.hse.ru/ ).
4. Оценивание и отчетность
Форма отчетности и формула оценивания устанавливается руководителями проектов.
После окончания проекта для проставления оценки за проект студент сдает в учебный офис пакет отчетных документов: Задание по проекту, Отчет по проекту, Оценочный лист по проекту.
Шаблон задания по проекту (DOCX, 27 Кб)
Шаблон отчета по проекту (DOCX, 25 Кб)
Шаблон оценочного листа по проекту (DOCX, 38 Кб)
5. Ресурсы
В процессе прохождения ЭПП обучающиеся могут использовать информационные технологии, в том числе средства автоматизации проектирования и разработки программного обеспечения, применяемые в профильной организации, интернет-технологии и др. Специфика ресурсов, необходимых для работы над проектом, определяется руководителем проекта.
1. Цели, задачи и пререквизиты
Цель написания курсовой работы – научить студента навыкам самостоятельной научной работы, развить навыки работы с клинописными источниками и научной литературой.
Задачи курсовой работы:
- научить формулировать цели и задачи курсовой работы
- научить работе с научной литературой (поиск, систематизация, анализ)
- научить работе с различными типами клинописных источников на изучаемых языках, их интерпретации и комментированию
- научить оформлять курсовую работу согласно принятым правилам
- выработать навыки письма научным стилем
- научить представлять результаты своей работы на защите
Даты точек контроля в 2025-2026 учебном году:
|
№ п/п |
Этап подготовки |
Как это происходит |
Сроки исполнения |
|
1 |
Внесение заявок-предложений тем курсовых работ и ВКР в ЭИОС НИУ ВШЭ |
Преподаватели вносят предложения по темам в электронную информационно-образовательная систему |
C 10 сентября до 10 октября текущего учебного года. |
|
2 |
Согласование предложенных тем курсовых работ/ ВКР руководством ОП |
академический руководитель ОП согласует предложенные темы в системе |
Не более 4х дней с момента подачи заявки |
|
3 |
Выбор тем курсовых работ и ВКР студентами или предложение тем студентами |
студенты выбирают темы из предложенных или предлагают свои темы через электронно-информационную систему |
С 10 октября до 25 ноября текущего учебного года |
|
4 |
Проверка наличия утвержденных руководителями тем курсовых работ у студентов |
учебный офис проверяет, все ли выбрали тему курсовой работы, академический руководитель предлагает темы студентам, еще их не выбравшим |
С 20 ноября до 15 декабря текущего учебного года |
|
5 |
Утверждение тем курсовых работ в ИУПах студентов. |
учебный офис закрепляет выбранные темы за студентами в их индивидуальном учебном плане |
Не позднее 15 декабря текущего учебного года |
|
6 |
Предоставление плана курсовой работы руководителю |
Студент присылает руководителю план курсовой работы |
Не позднее 25 декабря текущего учебного года |
|
7 |
Предоставление первого варианта курсовой работы руководителю (предзащита) |
Студент присылает руководителю первый вариант итоговой работы и/или руководитель проводит очную предзащиту, после которой у студента есть возможность скорректировать работу |
Не позднее, чем за месяц до защиты |
|
8 |
Смена руководителя/темы курсовой работы |
Студент пишет заявление на имя академического руководителя, визирует его у своего (нового) научного руководителя. |
Смена темы: не позднее, чем за месяц до даты защиты курсовой; смена руководителя: не позднее, чем за 2 месяца |
|
9 |
Представление итогового текста курсовой работы, загрузка ВКР в систему «Антиплагиат» |
Студент загружает итоговый текст курсовой работы в ЛМС, преподаватель получает его через свой личный кабинет ЛМС |
Не позднее, чем за 10 дней до даты защиты курсовой работы |
|
10 |
Предоставление руководителем отзыва на ВКР |
Руководитель пишет отзыв и загружает его в ЛМС (либо отправляет в учебный офис) |
В течение недели после получения итогового варианта курсовой работы |
|
11 |
Защита курсовой работы |
Защита может проводиться как очно в аудитории, так и он-лайн. По итогам защиты в ведомость выставляются оценки за курсовую, ведомость передается в учебный офис |
Предварительная дата защиты: |
2. Оценивание и отчетность
Итоговый контроль проводится в форме защиты курсовой и оценки ее научным руководителем.
3. Ресурсы
Ресурсы, необходимые для выполнения курсовой работы, определяются спецификой ее темы, и могут представлять из себя печатные издания, интернет-сайты, архивы, рукописи, и пр. Поиск ресурсов для работы осуществляется студентом при содействии руководителя курсовой работы.
4. Шаблоны документов
Шаблон оформления титульного листа курсовой работы (DOCX, 17 Кб)
Шаблон отзыва руководителя на КР (DOCX, 18 Кб)
Шаблон задания по элементу практической подготовки (DOCX, 27 Кб)
Ресурсы, необходимые для реализации практики, зависят от темы КР; поиск ресурсов осуществляет сам студент при содействии руководителя.
В случае невозможности очного взаимодействия студента и научного руководителя работа осуществляется с помощью современных средств связи (Яндекс-телемост и аналоги).
1. Цели, задачи и пререквизиты
Цели проведения практики:
- Знакомство с собраниями искусства и эпиграфики Ирана в Санкт-Петербурге, включая фонды музеев и библиотек;
- Приобретение таких профессиональных навыков работы с предметами из иранских коллекций, как описание экспонатов, атрибуция и датировка, чтение надписей;
- Знакомство с иранскими рукописями в собраниях Санкт-Петербурга, чтение основных персидских рукописных почерков
Задачи практики:
Приобретение студентами навыков и знаний, необходимых для:
- участия в научно-исследовательских проектах
- подготовки публикаций, публичных лекций, методических пособий
- работы в музеях и библиотеках с коллекциями произведений иранского искусства и рукописей
Пререквизиты:
Для успешного выполнения данной практики студент должен освоить следующие дисциплины: Введение в специальность, Классический персидский язык, Современный персидский язык, Арабский язык, История персидской литературы, История Ирана, Материальная культура и искусство Ирана, НИС "История персидского языка", НИС "Ключевые тексты персидской литературы". Общие представления о культуре и искусстве Ирана, литературе и истории, а также знание языков (как древних, так и современных) необходимы для плодотворной работы с иранскими музейными и библиотечными коллекциями. Знание классического персидского и арабского необходимы для работы с рукописями и чтения надписей на памятниках искусства.
Практика проводится в государственных и частных музеях и библиотеках Санкт-Петербурга (Государственный Эрмитаж, Институт восточных рукописей РАН, Российский музей этнографии).
Способ проведения практики: стационарная, выездная.
Форма проведения практики:
Во внеучебное время, летом после 3го курса.
По итогам практики студентом предоставляется комплект документов, который включает в себя:
- Дневник - для каждого студента
- План практики (рабочий график) - для каждой группы студентов (по местам прохождения)
- Индивидуальное задание - для каждого студента (могут быть одинаковые, конечно)
- Отчет - для каждого студента
- Отзывы руководителей от организаций - тоже индивидуально
Оценка выставляется руководителем практики исходя из активности студента во время практических занятий и отзывов преподавателей, работавших со студентами во время проведения практики, а также на основе сданных студентом отчетных документов.
Цели проведения практики:
- Знакомство с собраниями иранского искусства и эпиграфики в Москве (и Санкт-Петербурге), включая фонды музеев и частные коллекции;
- Приобретение навыков: работа с предметами из иранских коллекций – описание экспонатов, определение иконографии, чтение надписей;
- Знакомство с характерными для разных периодов техниками и материалами производства художественных изделий.
Задачи практики:
Приобретение студентами навыков и знаний, необходимых для 1) участия в научно-исследовательских проектах, 2) участия в подготовке учебно-методических пособий, 3) подготовки публикаций в СМИ, публичных лекций, теле- и радиопередач и иных форм популяризации историко-культурных знаний.
Пререквизиты:
Для успешного выполнения данной практики студент должен освоить следующие дисциплины: Введение в специальность, Современный персидский язык, Классический персидский язык, История персидской литературы, История Ирана, Материальная культура и искусство Ирана, Научно-исследовательский семинар «История персидского языка», Научно-исследовательский семинар «Ключевые тексты персидской литературы». Общие представления о культуре и искусстве Ирана, литературе и истории, а также знание языков (как древних, так и современных) необходимы для плодотворной работы с иранскими музейными и частными коллекциями. Знание классического персидского и арабского необходимы для работы с рукописями и чтения надписей на памятниках искусства.
Способ проведения практики: стационарная
Форма проведения практики:
Дискретно по видам практик (путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени в течение 2 недель).
Длительность практики составляет 2 недели по 6 рабочих дней.
Практика проводится в государственных и частных музеях и галереях Санкт-Петербурга (Государственный Эрмитаж, Кунсткамера, Институт восточных рукописей РАН).
По итогам практики студентом предоставляется комплект документов, который включает в себя:
- Дневник - для каждого студента.
- План практики (рабочий график) - для каждой группы студентов (по местам прохождения).
- Индивидуальное задание - для каждого студента (могут быть одинаковые, конечно).
- Отчет - для каждого студента.
- Отзывы руководителей от организаций – тоже индивидуально.
Оценка выставляется руководителем практики исходя из активности студента во время практических занятий и отзывов преподавателей, работавших со студентами во время проведения практики, а также на основе сданных студентом отчетных документов.
документов.
Критерии и оценочная шкала для промежуточной аттестации по практике:
|
Оценка по десятибалльной шкале |
Примерное содержание оценки |
|
10- Блестяще 9- Отлично 8- Почти отлично |
Комплект документов полный, все документы подписаны и заверены должным образом. Цель практики выполнена полностью или сверх того. Замечания от руководителя практики отсутствуют. |
|
7- Очень хорошо 6- Хорошо |
Комплект документов полный, но некоторые документы не подписаны или заверены недолжным образом. Цель практики выполнена почти полностью. Опубликованные (или готовые к публикации) результаты деятельности не авторизованы. Незначительные замечания от руководителя практики. |
|
5- Весьма удовлетворительно 4- Удовлетворительно |
Комплект документов полный, но некоторые документы не подписаны или заверены недолжным образом. Цель практики выполнена частично. Результаты деятельности не опубликованы. Замечания от руководителя практики. |
|
3- Плохо 2- Очень плохо 1- Весьма неудовлетворительно |
Комплект документов неполный. Цель практики не выполнена. Серьезные замечания от руководителя практики.
|
2. Цели, задачи и пререквизиты
Цели проведения практики:
· Познакомить студентов с клинописными собраниями крупнейших российских музеев и особенностями работы с музейными коллекциями
- Закрепить у студентов навыки работы с источниками и научной литературой
- Познакомить студентов с важнейшей научной литературой
- Углубление теоретической подготовки студентов и приобретение ими практических навыков и компетенций в сфере научной деятельности
Задачи практики:
· обучение студентов практическим навыкам работы с разными типами источников на изучаемых языках, их интерпретации и комментированию
· формирование у студентов навыков работы в научных проектах
· отработка иных профессиональных навыков, связанных с научно-исследовательской, редакционно-издательской, реферативно-переводческой и проектной деятельностью
Даты точек контроля определяются в начале учебного года, в котором проходит практика.
Способ проведения практики:
стационарная, выездная.
Форма проведения практики:
Практика проходит летом, во внеучебное время, в течение 2 недель.
По итогам практики каждым студентом предоставляется комплект документов, который включает в себя:
- План практики (рабочий график) - для каждой группы студентов (по местам прохождения)
- Студенческий отчет
- Отзыв руководителя
Отчет по практике является документом студента, отражающим выполненную работу во время практики, и описывающим полученные навыки и умения. Отчет о прохождении учебной практики пишется студентом в течение всего времени практики, в котором отражается содержание практических работ и теоретических занятий в течение дня практики. Отчет пишется в произвольной форме; в объеме до 1000 знаков. Отчет по окончании работ сдается руководителю практики.
Оценка выставляется руководителем практики исходя из активности студента во время практических занятий и отзывов преподавателей, работавших со студентами во время проведения практики, а также на основе сданных студентом отчетных документов.
Критерии и оценочная шкала для промежуточной аттестации по практике:
|
Оценка по десятибалльной шкале |
Примерное содержание оценки |
|
10- Блестяще 9- Отлично 8- Почти отлично |
Комплект документов полный, все документы подписаны и заверены должным образом. Цель практики выполнена полностью или сверх того. Замечания от руководителя практики отсутствуют. |
|
7- Очень хорошо 6- Хорошо |
Комплект документов полный, но некоторые документы не подписаны или заверены недолжным образом. Цель практики выполнена почти полностью. Опубликованные (или готовые к публикации) результаты деятельности не авторизованы. Незначительные замечания от руководителя практики. |
|
5- Весьма удовлетворительно 4- Удовлетворительно |
Комплект документов полный, но некоторые документы не подписаны или заверены недолжным образом. Цель практики выполнена частично. Результаты деятельности не опубликованы. Замечания от руководителя практики. |
|
3- Плохо 2- Очень плохо 1- Весьма неудовлетворительно |
Комплект документов неполный. Цель практики не выполнена. Серьезные замечания от руководителя практики.
|
5) Преддипломная практика
1. Цели, задачи, пререквизиты
Цели проведения практики:
Закрепить полученные в процессе обучения практические навыки.
Задачи практики:
- Определяются за 1 год до начала практики, то есть в 2027-2028 учебном году.
2. Даты точек контроля
3 модуль 2028-2029 учебного года.
3. Содержание и особенности проведения практики
Способ проведения практики: стационарная, выездная.
4. Оценивание и отчетность
По итогам практики каждым студентом предоставляется комплект документов, который включает в себя:
- Индивидуальное задание
- Отчет
Шаблон задания по практике (DOCX, 27 Кб)
Шаблон отчета по практике (DOCX, 25 Кб)
Оценка выставляется руководителем практики исходя из активности студента во время практических занятий и отзывов преподавателей, работавших со студентами во время проведения практики, а также на основе сданных студентом отчетных документов.
Критерии и оценочная шкала для промежуточной аттестации по практике:
|
Оценка по 10-балльной шкале |
Примерное содержание оценки |
|
10- Блестяще 9- Отлично 8- Почти отлично |
Комплект документов полный, все документы подписаны и заверены должным образом. Цель практики выполнена полностью или сверх того. Замечания от руководителя практики отсутствуют. |
|
7- Очень хорошо 6- Хорошо |
Комплект документов полный, но некоторые документы не подписаны или заверены недолжным образом. Цель практики выполнена почти полностью. Опубликованные (или готовые к публикации) результаты деятельности не авторизованы. Незначительные замечания от руководителя практики. |
|
5- Весьма удовлетворительно 4- Удовлетворительно |
Комплект документов полный, но некоторые документы не подписаны или заверены недолжным образом. Цель практики выполнена частично. Результаты деятельности не опубликованы. Замечания от руководителя практики. |
|
3- Плохо 2- Очень плохо 1- Весьма неудовлетворительно |
Комплект документов неполный. Цель практики не выполнена. Серьезные замечания от руководителя практики. |
5. Ресурсы
Библиотека Кафедры истории и филологии Ближнего Востока ИКВИА ФГН (НИУ ВШЭ), персональный компьютер или планшет.
6. Особенности выполнения заданий по ЭПП в условиях ограничительных или иных мер
При невозможности участия студента в выездной практике или же в условиях ограничений и иных мер, препятствующих проведению выездной практики, практическая работа организуется в дистанционном формате.
1. Цели, задачи и пререквизиты
Цели и задачи данного вида практики – обретение студентами навыков проведения научного исследования в выбранном направлении в рамках ОП «Ассириология», демонстрация компетенций и навыков, обретенных в ходе обучения на бакалаврской программе и выбор дальнейшей траектории обучения или профессиональной деятельности.
Для выполнения этого типа практики необходимо знание изучаемых древних и современных языков. Кроме того, необходимо владение теоретическим материалом, преподаваемым в рамках дисциплин, связанных с выбранной студентом областью научных интересов: вопросы теории языка, истории, источниковедения и пр. Студент должен продемонстрировать умения анализировать всю имеющуюся научную литературу по избранной теме, а также о навыки работы с различными текстами (современными и старыми), связанными с конкретной проблематикой. Еще одной целью данного вида практики является овладение студентом умением логически выверено выстраивать научный текст, включающим постановку проблемы, анализ материала и обоснование выводов.
Защита ВКР входит в обязательную часть государственной итоговой аттестации (ГИА).
Даты точек контроля и график подготовки ВКР публикуется перед началом учебного года, в котором проходит государственная итоговая аттестация.
2. Содержание ВКР
ВКР представляет собой независимое исследование и может быть выполнена в виде:
- перевода на русский язык ранее не переводившегося текста, сопровождающегося филологическим или историческим комментарием;
- перевода на русский язык и анализа художественных и идейных особенностей литературного произведения;
- анализа языка конкретного литературного или исторического памятника или памятников;
- анализ авторского стиля произведений на одном из изучаемых языков;
- анализа текста или текстов по фольклору, мифологии, религии, искусству, культуре изучаемого региона;
- анализа исторических процессов, институтов, явлений, связанных с тем или иным периодом истории изучаемого региона.
Тематика работы и исследуемый текст определяются либо по желанию студента, либо по предложению научного руководителя.
Работа выполняется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ВКР. Оригинальный текст, перевод которого выполняется для ВКР, должен иметь объем не менее 10 000 знаков, включая пробелы.
Структура и объем работы определяется конкретными задачами. Обязательными структурными элементами ВКР являются:
- введение, где обосновываются цель и задачи, которые будут решаться в работе,
- основная часть работы. В случае, если работа представляет собой собственный перевод студента, то основная часть работы делится на практическую, где дается текст перевода, и дискуссионную, где описывается решение той или иной филологической задачи;
- заключение, где подводится итог работе и формулируются выводы;
- список литературы, оформленный согласно актуальному ГОСТу.
3. Оценивание и отчетность
Итоговую оценку за ВКР формирует ГЭК после завершения процедуры защиты ВКР студентом. Оценивание ВКР происходит исключительно путем открытого голосования членов ГЭК.
Детальные критерии оценивания и технические особенности написания ВКР описаны в Методических рекомендациях к подготовке ВКР.
4. Ресурсы
Ресурсы, необходимые для выполнения ВКР, определяются спецификой ее темы, и могут представлять из себя печатные издания, интернет-сайты, архивы, рукописи, и пр. Поиск ресурсов для работы осуществляется студентом при содействии руководителя ВКР.
Порядок оформления курсовых и выпускных квалификационных работ НИУ ВШЭ (DOCX, 58 Кб)
Раздел 3. Особенности организации обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Практическая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
