• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Информатика и вычислительная техника»

О программе

Цель программы — подготовка инженерных кадров для информационного общества.

Область профессиональной деятельности выпускника программы охватывает все сферы науки, техники и технологии, где необходимо эффективно решить задачи исследования, проектирования и эксплуатации вычислительных систем, компьютерных сетей, автоматизированных систем контроля и управления, систем информационной поддержки процессов жизненного цикла изделий, программного обеспечения вычислительных машин, комплексов, систем и сетей.

В 2015-2016 г.  программа прошла независимую профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ в области техники и технологий на соответствие критериям Европейского знака качества инженерного образования,  проводимую Ассоциацией инженерного образования России (АИОР) совместно с European Accreditation of Engineering Programs. По итогам аккредитации программе присвоен знак соответствия EUR-ACE®Bachelor, и она  внесена в международные регистры ENAEE (European Network for Accreditation of Engineering Education) и FEANI (Fédération Européenne d’Associations Nationales d’Ingénieurs). Это дает выпускникам программы весомые преимущества для получения звания «Европейский инженер» (EurIng) и European ENGCard.


Что я буду изучать?

Информационные технологии – одна из наиболее динамично развивающихся областей науки и техники, которая охватывает как непосредственно разработку аппаратного и программного обеспечения с высокой добавленной стоимостью, создание различных сервисов и IT-услуг, так и внедрение на российских предприятиях автоматизированных информационных систем и оборудования ведущих мировых производителей в IT-области. Однако стремительные изменения, которые происходят в этой области практически каждый год, требуют и быстрой ответной реакции в сфере подготовки ИТ-специалистов. Именно поэтому образовательная программа «Информатика и вычислительная техника» включает два взаимосвязанных блока дисциплин: профессионального цикла инженерной подготовки (Major) и дополнительного профиля (Minor). 

Обязательные дисциплины профессионального цикла образовательной программы  – это дисциплины, которые много лет составляют основу  классического инженерного образования в области вычислительной техники и информационных технологий.

Специальные дисциплины вариативного блока профессионального цикла и проектные семинары на 3 и 4 курсах – теоретическая и практическая база проектного обучения студентов образовательной программы. 

Проектная деятельность, как обязательный компонент инженерной подготовки, включена в образовательный стандарт НИУ ВШЭ по направлению «Информатика и вычислительная техника». Она  предполагает использование  знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения исследовательских и прикладных задач при реализации реального проекта и подготовке выпускной квалификационной работы в одной из специализированных лабораторий департамента компьютерной инженерии:

·       Учебная лаборатория систем автоматизированного проектирования.

·       Учебная лаборатория интеллектуальных систем управления и робототехники.

·       Учебная лаборатория 3Д-визуализации и компьютерной графики.

·       Учебная лаборатория распределенных систем сбора и хранения данных.

·       Учебная лаборатория сетевых и коммуникационных технологий.

·       Учебная лаборатория информационно-аналитических систем и обучаемых компьютеров.

Дисциплины дополнительного профиля, которые  изучаются на 2 и 3 курсах,  помогают студентам найти новые области приложения своих знаний и практических навыков, получаемых в рамках профессионального цикла подготовки.

 

В чем преимущества программы?

 

1.     Высокий уровень подготовки.   МИЭМ НИУ ВШЭ сочетает полувековые образовательные традиции по подготовке специалистов по техническим и математическим направлениям с новейшими образовательными методиками. С момента создания институт был ориентирован на подготовку кадров для оборонной промышленности, а сегодня наши выпускники одинаково востребованы во всех IT-областях. 

2.     Сильнейший преподавательский состав. Среди преподавателей МИЭМ – доктора и кандидаты наук, академики РАН, изобретатели, выдающиеся практики, обладатели государственных премий и авторы фундаментальных учебных пособий, применяемых в образовательных учреждениях во всем мире. 

3.     Индивидуальная образовательная траектория. Студенты сами выбирают до одной трети профильных курсов. Это позволяет им освоить узкие специализации и получить знания в смежных областях. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники – тьюторы, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями. 

Для прохождения практики  заключены договоры более чем с 30 компаниями – лидерами промышленности, банковского и финансового сектора, IT-индустрии. Это дает возможность студентам участвовать в реализации широкого спектра реальных IT-проектов, а также определиться с будущим местом работы уже в ходе обучения. 

4.     Активная проектно-исследовательская работа. Проектная работа занимает пятую часть всего учебного процесса. Студенты в полной мере используют все ресурсы Высшей школы экономики как научно-исследовательского университета, а также компаний-партнеров. Ежегодно институт проводит Научно-техническую конференцию студентов, аспирантов и молодых специалистов НИУ ВШЭ им. Е.В. Арменского. По ее результатам издается сборник студенческих работ, включенный в Российский индекс научного цитирования, а наиболее интересные проекты рекомендуются для участия в конкурсе молодежных инновационных проектов «УМНИК» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса»). 

5.     Учебный корпус нового поколения. В конце 2014 года МИЭМ НИУ ВШЭ переехал в новый учебный комплекс, оборудованный по последнему слову техники. В нем находится более 30 современных учебных и научных лабораторий, в том числе: международная лаборатория суперкомпьютерного атомистического моделирования и многомасштабного анализа, научная лаборатория Интернета вещей и киберфизических систем, учебно-исследовательская лаборатория Интернет технологий и сервисов, учебно-исследовательская лаборатория функциональной безопасности космических аппаратов и системнаучно-учебная лаборатория квантовой наноэлектроники, научно-учебная лаборатория телекоммуникационных систем.

6.     Углубленное изучение английского языка. В конце второго курса все бакалавры сдают независимый экзамен по международным стандартам. В результате студенты без труда могут изучать дисциплины на английском языке, а также учиться в зарубежных университетах-партнерах.

 Где я буду работать?

Выпускники программы становятся разработчиками, архитекторами и администраторами аппаратно-программного обеспечения сложных информационных систем и вычислительных комплексов. Они работают:

·       в ведущих российских и зарубежных компаниях разработки и эксплуатации аппаратного и программного обеспечения;

·       в центрах разработки и научно-исследовательских центрах транснациональных компаний;

·       в компаниях-системных интеграторах и ИT-департаментах крупных российских компаний и государственных структур.