• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Юриспруденция»

Всегда будьте на связи // Как работает учебный офис бакалавриата в условиях пандемии

В ноябре 2020 г. Высшая школа экономики вернулась на дистанционное обучение. Пока преподаватели и студенты заново привыкают к семинарам в Zoom и Microsoft Teams, те, без кого учебный процесс также немыслим, находятся «на удаленке» уже с октября. Мы созвонились с сотрудницами учебного офиса и поговорили о значении их работы для обеспечения жизненно важных для университета процессов.

Всегда будьте на связи // Как работает учебный офис бакалавриата в условиях пандемии

Ксения Александровна Рябова, специалист по учебно-методической работе, отмечает, что возвращение в онлайн не было неожиданностью. В течение сентября сотрудники учебного офиса постоянно мониторили новостные ленты со сведениями о числе заболевших коронавирусом. Когда оно начало расти, стало ясно, что рано или поздно ограничительные меры будут введены.

Подробностями принятия решения о переводе учебного офиса на «дистант» делится с пресс-центром Наталья Викторовна Верещагина, менеджер образовательной программы «Юриспруденция: частное право». С первым скачком количества зараженных был выпущен Указ Мэра Москвы о переводе 30 процентов работников организаций на дистанционный режим. Тогда были отправлены по домам наиболее уязвимые сотрудники Вышки: люди старше 65 лет, беременные женщины и работники,страдающие хроническими заболеваниями. Однако, когда вышла рекомендация о переводе половины сотрудников на «дистант», это коснулось и учебных офисов образовательных программ.

Наталья Верещагина отмечает, что с переводом всей Вышки в онлайн стало проще. Если для обычного студента приказ ректора от 12 ноября ознаменовал начало нового дистанционного режима, то для учебного офиса он полностью и не заканчивался. Во-первых, речь идет об иностранных студентах, которые так и не смогли попасть обратно в Россию и не уходили из Zoom. Если раньше они были лишены преимуществ личного контакта с преподавателем, студенческой жизни и общения с одногруппниками, сейчас все оказались поставлены в равные условия. Во-вторых, дистанционный формат работы, в отличие от смешанного, который предполагает согласование графиков очных и дистанционных пар, учет возникающих в связи с этим потребностей студентов и преподавателей, уже не нов, весной появился опыт.

Рассказы героев интервью о первом переходе в онлайн чем-то напоминают воспоминания участников военных кампаний. Ирина Николаевна Кареба, менеджер программы «Юриспруденция», среди достижений весенней кампании называет создание электронного учебного офиса буквально в течение трех дней.

Татьяна Юрьевна Валова, специалист по учебно-методической работе со студентами, вспоминает о времени, когда ситуация менялась настолько стремительно, что руководство Вышки иногда не успевало вовремя выпускать соответствующие приказы. При этом многие решения, принимаемые на уровне факультета, его руководство должно было согласовать между собой, а на смену привычному формату живого общения пришли звонки и электронные письма.

Наталья Верещагина, напротив, вспоминает о трудностях, связанных с организацией учебного процесса. Многие преподаватели не умели работать с необходимыми компьютерными программами, поэтому учебный офис взял на себя роль технических помощников. Не все справлялись и с новым режимом рабочего времени, подразумевавшим оперативную выгрузку ссылок.

Самым сложным испытанием был единогласно признан прокторинг на сессии 3-4 модулей в июне. Из-за проблем с подключением были апелляции, пересдачи. Ирина Кареба рассказывает, как встречалась со студентом, у которого сгорела камера, чтобы передать ему другую, взятую напрокат. Ради этой встречи пришлось выписывать электронный пропуск. Другой студент, историей которого поделилась Татьяна Валова, слетел с бюджета и в срочном порядке приезжал заключать договоры о платном обучении и об образовательном кредите. Приезжали в Москву и те, кому нужны были «живые» (именно так называют их наши героини) справки для военкомата или Пенсионного фонда. Для всех этих встреч или в целях работы с программами, не функционирующими на домашних компьютерах, сотрудницам приходилось выписывать себе электронные пропуска.

В этот раз не планируется настолько же жестких ограничительных мер, студенты даже могут посещать корпуса с 24 ноября. Ксения Рябова подчеркивает, что режим работы учебного офиса правильно называть не дистанционным, а гибридным: некоторые сотрудники проводят два-три дня в офисе. Это кажется разумным компромиссом между отказом от противоковидных ограничений и полным локдауном.

Сама по себе дистанционная работа уже стала одним из привычных вариантов: сотрудницы даже называют некоторые ее преимущества. Помимо отсутствия необходимости тратить время на дорогу, это, по признанию Ксении Рябовой, и возможность сконцентрироваться на решении какого-то сложного вопроса, поступившего от студента: никто не будет отвлекать. Ирина Кареба отметила снижение числа конфликтов между студентами и преподавателями: хотя все люди разные и недопонимания нередки, за все время онлайн-обучения выразительная кнопка была нажата лишь дважды. Впрочем, это можно связать и с ролью медиатора, которую сотрудники учебного офиса всегда готовы взять на себя. «Если вовремя поймать ситуацию, кнопки не будет», – уверена Ирина Кареба. А Ксения Рябова говорит о важности правильного толкования и применения внутренних нормативных актов, из-за разночтений которых также могут возникать недопонимания.

«Дистанционка» стала в определенной мере двигателем прогресса. Началось активное использование Google-форм для формирования студенческих заявлений, касающихся дисциплин по выбору, факультативов. Наталья Верещагина признается, что хотела бы видеть универсальную форму для составления любого студенческого заявления. Идет постепенная автоматизация документооборота: это коснулось заявок на КР и ВКР, впереди запланирован отказ от ручного сбора заявок на практику и отчетов по ней. Маленькой, но важной победой стала отмена требования представлять печатный вариант диплома. Развивается формат консультаций с преподавателями в режиме онлайн, когда студент перед экзаменом может задать вопросы о непонятных ему частях материала или о написании курсовой или дипломной работы. Преподаватели начинают более ответственно подходить к обязанности отправлять группам ведомости с текущими оценками, более охотно делятся учебными материалами: многие оценили возможность записи лекций, а их посещаемость по сравнению с оффлайн-обучением возросла.

Однако все тот же неизбежный рост использования онлайн-систем взаимодействия не убавил, а увеличил объем работы учебного офиса. Ввиду невозможности зайти в кабинет на пятом этаже корпуса на Большом Трехсвятительском студенты направляют свои запросы по электронной почте — и наутро сотрудницы нередко обнаруживают там 80, 90, 100 писем. При этом не все остаются на связи: есть студенты, которые в связи с появлением Единого личного кабинета (ЕЛК) и введением единого пароля для всех корпоративных каналов взаимодействия, столкнулись с проблемой невозможности входа ни в одну из них. Нежелание использовать LMS и Smart LMS студентами и преподавателями вполне объяснимо: эти системы часто «падают», тормозят, ввиду чего преподавателю оказывается проще воспользоваться электронной почтой или даже мессенджером. Но в мессенджере и по электронной почте не провести экзамен и не выставить оценки. Поэтому, когда мы попросили наших героинь поделиться советами, они рекомендовали не пренебрегать корпоративными каналами. «Пожалуйста, будьте всегда на связи», – советует Татьяна Валова.

В период онлайн-обучения увеличилась роль старост в донесении информации до своих групп и помощи в связи с теми самыми студентами, которые не отвечают на письма сами, – отмечают сотрудницы. При этом ситуации бывают разные: если в одних студенты предпочитают коллективно формулировать свои вопросы и пожелания и направлять их в учебный офис через старосту, то другие столь индивидуальны, что о них лучше написать самостоятельно. Сказывается и общий климат в группе, характер взаимоотношений студентов внутри нее. Наталья Верещагина говорит, что у нее есть определенное представление о каждой из групп и курсов на «Частном праве».

Наши героини признаются в некоторой нехватке общения со студентами и преподавателями вживую. «У нас очень много студентов. Больше тысячи одних бакалавров, и все это – интересные ребята, которым есть, что рассказать», – делится Татьяна Валова. Ксения Рябова подмечает, что университет – и вправду второй дом для студентов, а все сотрудницы «учебки» – кто-то наподобие матерей. К ним идут с различными просьбами, например, «можно оставить у вас сумку до вечера». Бывают и очень неприятные ситуации, когда студенты сталкиваются с пропажей денег или дорогих личных вещей. Здесь важно понять, была ли на самом деле кража и стоит ли опасаться воров в корпусе.

Несмотря на то, что такая работа связана с постоянным нервным напряжением, ее нельзя назвать неблагодарной. Героини делятся своими любимыми занятиями, которые непосредственно связаны с работой. Наталья Верещагина предпочитает в свободную минутку посмотреть фильм из списка рекомендованных на преподаваемой ей дисциплине «История и теория кино». Ирина Кареба признается в любви к аналитической работе: именно она выясняет, в какие магистратуры подают документы и поступают выпускники бакалавриата Вышки, где легче справиться со вступительными испытаниями по гражданскому праву, почему в последние годы все больше студентов все три первых курса отказываются от написания курсовой работы, замещая ее научно-исследовательской или проектной деятельностью.

Наконец, все сотрудники учебного офиса ценят процесс выставления положительных итоговых оценок за дисциплины по окончании сессии. Появляется ощущение, что все получилось и вся работа преподавателя, студента, учебного офиса прошла не зря. «В нашей работе как при беременности: когда все заканчивается, происходит видимо какой-то гормональный всплеск, который позволяет забыть о всех несчастьях», – смеется Наталья Верещагина. Ей вторит Татьяна Валова: «Счастливы студенты, их родители – и в учебном офисе наступают тишина и покой».

Как будто бы подкрепляя свою просьбу быть на связи, они говорят о том, что сейчас сложно всем, поэтому можно рассчитывать на взаимную поддержку всех участников процесса. Мы прощаемся, желая друг другу душевных сил и здоровья. Благодарим участников нашего интервью!

 

Текст: Анастасия Баль

Фото: из личных архивов