• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Юриспруденция»

14
Апрель

20 лет вместе // В НИУ ВШЭ состоялась конференция «ЕСПЧ в отношениях "Востока" и "Запада": нормы, ценности и правовая политика»

5 мая 1998 года Россия добровольно приняла на себя ответственность исполнять решения Европейского суда по правам человека. Двадцатилетию этого события была посвящена прошедшая в НИУ ВШЭ 18-19 мая 2018 года международная научная конференция.

20 лет вместе // В НИУ ВШЭ состоялась конференция «ЕСПЧ в отношениях "Востока" и "Запада": нормы, ценности и правовая политика»

Организаторами конференции The European Court of Human Rights in East-West Relations: Norms, Values and Legal Politics’ стали факультет права НИУ ВШЭТартуский университет (Эстония) и Центр изучения законности международных судов и трибуналов PluriCourts Университета Осло (Норвегия). В результате этой кооперации удалось собрать более 100 участников из 30 университетов со всего мира: России, Эстонии, Польши, Германии, Чехии, Нидерландов, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Румынии, Норвегии, Швеции, США и других.

Cпикерам и слушателям предстояло не только оценить результаты имплементации стандартов и ценностей ЕСПЧ в российскую правовую систему, но и обсудить влияние практики Европейского суда на законодательство государств Центральной и Восточной Европы. Диалог ЕСПЧ и национальных судов, проблемы толкования Конвенции о защите прав человека и основных свобод, доктрина свободы усмотрения государств – вот лишь немногие темы, вошедшие в повестку конференции.


С приветственным словом к участникам обратился первый заместитель декана факультета права НИУ ВШЭ Владислав Старженецкий. Он отметил, что в 2018 году исполняется 20 лет признанию Россией юрисдикции ЕСПЧ, а в прошлом году праздновали двадцатилетие со дня  основания факультета права НИУ ВШЭ. Поэтому особенно символично было организовывать такую конференцию на площадке Высшей школы экономики.


Первую сессию, посвященную проблемам и результатам взаимодействия России и ЕСПЧ, открыла доцент кафедры судебной власти факультета права НИУ ВШЭ Мария Филатова. Она подчеркнула, что, присоединяясь к Конвенции, Россия изначально ставила такие цели, как соблюдение общеевропейских правовых стандартов и приведение законодательства и судебной практики в соответствие с ними. Каковы реальные результаты на сегодняшний день? Права человека стали универсальным критерием для нормотворчества и правоприменения (хотя бы формальным). Суды зачастую ссылаются на практику ЕСПЧ, созданы департаменты в судебных органах, занимающиеся анализом решений, курс «Права человека» входит в учебные планы многих юридических вузов... Иными словами, практика ЕСПЧ стала важным инструментом, а права человека – правовой парадигмой, которую невозможно игнорировать. Многие правовые концепции, например, разумный срок судопроизводства, исполнительное производство как стадия гражданского процесса, принцип правовой определённости, были восприняты российской правовой системой. Ключевые судебные дела стали катализаторами реформирования процессуального законодательства и пенитенциарной системы. Тем не менее, очевидно, что наиболее остро стоят вопросы соблюдения политических прав и свобод и достижения баланса между обеспечением суверенитета и национальных интересов России и исполнением решений ЕСПЧ.


Лаури Малксоо (Тартуский университет) поделился своим видением перспектив сотрудничества Российской Федерации и ЕСПЧ с учетом исторического, политического и культурного контекста России. По его мнению, корни особого подхода России к международному праву лежат в идее значительного цивилизационного отличия от европейских стран, так часто упоминаемом в прессе «третьем пути». Взаимность, являющаяся фундаментом международных договорных отношений, воспринимается Россией по-другому, в этом контексте даже отказ государства от исполнения решений международного органа, юрисдикцию которого она признала, видится иначе.


Глава юридического отдела секретариата ЕСПЧ Ольга Чернышова в своем докладе привела статистику по делам против России. По количеству новых обращений в ЕСПЧ, в частности, 2017 года Россия занимает вторую строчку в рейтинге, уступая Турции. Число обоснованных жалоб против России (из общего количества жалоб против России) выросло с 20% в 2016 году до 40% за первые 3 месяца 2018 года. Среди системных проблем, выявляемых при анализе жалоб, спикер выделила вопросы гарантий справедливого судебного разбирательства, условия, длительность и обоснованность содержания под стражей, а также проблему неисполнения судебных решений.


Центральной темой второй сессии стала имплементация практики ЕСПЧ в законодательство стран Центральной и Восточной Европы. Выступали и принимали участие в панельной дискуссии Лаура-Мария Кросиунен-Тату (Университет «Лучиан Блага» в Сибиу), Катре Лухамаа (Тартуский университет), Рафал Манько (Университет Амстердама, Университет Вроцлава), Давид Косар (Университет Масарика, Брно), Берке Озенц (Турецко-немецкий университет), Вероника Билкова (Вице-президент Венецианской комиссии; Институт международных отношений Праги), Наталия Секретарева (НИУ ВШЭ). Теоретики права и практикующие юристы обсудили, как трансформируются национальные правопорядки под влиянием ЕСПЧ и каковы перспективы их дальнейшей эволюции. Модератором сессии выступил профессор департамента публичного и международного права Университета Осло Гайр Ульфштейн.

Также в рамках международной конференции состоялись презентация и обсуждение монографии ‘Russia and the European Court of Human Rights: The Strasbourg Effect’. Модератором дискуссии выступил профессор Констанцского университета Мартен Брейер.

Участники этого исследования осветили проблемы взаимодействия Европейского суда по правам человека и России. Коллектив авторов, в который вошли доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Михаил Антонов, профессор Лондонского Университета Бирбек Билл Боуринг и Владислав Старженецкий, поставили следующую проблему: необходимо понять, в какой мере Россия выполняет решения ЕСПЧ и как Страсбургский суд повлиял на улучшение защиты прав человека в нашем государстве.


Дискуссанты отметили, сколь разные авторы приняли участие в этом исследования. Для более разностороннего освещения проблемы были приглашены представители университетов EIUC, признанные западные юристы, специализирующиеся на России и области прав человека, а также судьи ЕСПЧ в отставке.

Спикеры, обсуждавшие книгу, среди которых были Филиппа Хетерингтон (Колледж Лондонского университета), Татьяна Борисова (НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург) и Ольга Чернышова, единогласно согласились с тем, что ‘Russia and the European Court of Human Rights: The Strasbourg Effect' представляет собой глубокое междисциплинарное исследование. Идея книги зародилась в сети университетов Европейского союза EIUC, которые впоследствии объединили юридико-догматический и политически ориентированные подходы в контексте оценки взаимодействия России и ЕСПЧ.

Монография как сосредоточение отдельных работ множества уважаемых авторов способна привлечь внимание широчайшего круга читателей, интересующихся судьбой ЕСПЧ в его взаимосвязи с правовой системой Российской Федерации.


Второй день Конференции был посвящён в большей степени обсуждению восприятия государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод. С докладами выступили Андреас Фолсдаль (PluriCourts, Исследовательский университет Осло), Андреа Бьянки (Высший институт международных исследований и развития, Швейцария), Гайр Ульфштейн (PluriCourts, Исследовательский университет Осло), Джеффри Кан (PluriCourts, Исследовательский университет Осло), Григорий Вайпан (Институт права и публичной политики), Владислав Старженецкий (НИУ ВШЭ).


Приглашённые эксперты сошлись во мнении о том, что Россия является особой участницей Европейской Конвенции 1950 года. Это можно объяснить влиянием целого ряда факторов. Во-первых, не стоит упускать из вида, что Россия – страна с огромной территорией и потенциалом влияния на европейской арене. Кроме того,  Россия всё ещё находится на этапе посткоммунистического, переходного развития.

Среди остальных факторов, отразившихся на формировании практики взаимодействия России и ЕСПЧ, назвали: неисчезающее влияние социалистической правовой традиции, которая включает в себя «гиперпозитивизм» (мнение Рафала Манько), статическую и механическую интерпретацию закона, и, наконец, низкую степень правовой и политической однородности со странами Западной Европы.

Вместе с тем эксперты выразили общую надежду на то, что Россия и ЕСПЧ, разрешив противоречия, найдут возможности для гармоничного и плодотворного сотрудничества в деле защиты прав человека

Полную версию программы конференции можно посмотреть здесь.

 

Текст: Наталья Баранова, Светлана Гринь

Фото: Алена Поляничева