• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практическая подготовка

Практическая подготовка на образовательной программе “Монголия и Тибет" представляет из себя комплекс различных видов студенческой деятельности, которые позволяют на практике применить полученные теоретические знания и обрести всестороннее представление о будущей профессии. Проектная деятельность направлена на развитие конкретных, прикладных навыков, применив которые в работе, студенты уже во время учебы способны подготовить законченные и имеющие научную ценность проекты, публикации и каталоги. Профессиональная и учебная практика знакомит студента с научными коллекциями и непосредственной работой их коллег по специальности. Такие элементы практической подготовки, как курсовая работа и выпускная квалификационная работа способствую фрмированию, закреплению и развитию практических навыков, таких, как перевод, анализ и комментирование текста, работа с источниками, и пр.

Программа практики влючает в себя описание элементов учебного плана образовательной программы, организованных в форме практической подготовки и сгруппированных в модуле «Практика» учебного плана.

Практическая подготовка в НИУ ВШЭ регулируется 

Положением о практической подготовке студентов основных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета и магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Приказ о введении в действие: 6.18.1-01/130721-7 от 13.07.2021) 

Данная программа практики на ОП "Монголия и Тибет" утверждена Протоколом заседания академического совета ИКВИА №11 от 20.08.2025 (PDF, 1.34 Мб) 

Программа практики ОП Монголия и Тибет для студентов 2025 года набора (DOCX, 47 Кб) 

Табличная форма программы практики - Монголия и Тибет 2025 (XLSX, 99 Кб) 

Общие сведения о всех элементах практической подготовки на программе:


Курс

Вид

практики

Тип

практики

(ЭПП)

Признак1

Признак2

Объем в з.е. на 1 студ.

Объем в ак.часах на 1 студ.

Период реализации

1,2,3,4,5

Проектная

Проект

П/В

С

2

76

Весь перид обучения, до 3 модуля 2030 уч.гг

2,3,4

Научно-исследовательская

Курсовая работа

О

Ф

3/4/2

152/152

2026-2027, 2027-2028, 2028-2029 уч.гг.

4

Профессиональная

Учебная практика

О

Ф

3

114

2028-2029/2029-2030 уч.гг.

5

Научно-исследовательская

Преддипломная практика

О

Ф

3

114

3 модуль

2029-2030 уч.гг.

5

Научно-исследовательская

Подготовка ВКР

О

Ф

19

722

2029/2030 уч.гг.

 

Раздел 2. Описание содержания практики

1)    Проект

1.     Цель, задачи и пререквизиты

Цель проектной деятельности – использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач в профессиональной деятельности.

Задачи проекта могут носить как академический, так и прикладной характер. Конкретные задачи проектной деятельности определяют руководители проектов.

Конкретные пререквизиты проекта определяют руководители проектов.

Запись на проекты происходит через сервис SmartPro.

2.     Точки контроля по проекту:

1.     Подписание задания на выполнение студенту

2.     Предоставление промежуточного варианта

3.     Предоставление итогового текста/отчета.

Даты точек контроля определяются руководителями проектов.

Отписаться от участия в проекте студент может не позднее 10 рабочих дней с начала реализации проекта, предоставив менеджеру программы заявление на имя академического руководителя программы, на исключение проекта из своего индивидуального учебного плана.

3.     Содержание, особенности освоения

Проектная деятельность по специальности образовательной программы может представлять собой следующие виды работ: подготовка русскоязычных учебных материалов (глоссария к определенному тексту или собранию текстов, грамматического справочника, терминологического глоссария); перевод и составление лингвистического и филологического комментария классических памятников; художественный перевод произведения современной китайской литературы; участие в научных проектах  структурных подразделений НИУ ВШЭ и других организаций; участие в международных конкурсах и грантах, школах (организуемых как НИУ ВШЭ, так и другими российскими и зарубежными учреждениями и организациями); участие в составлении библиографических списков и указателей по актуальным проблемам синологии, а также – в разработке информационных ресурсов (в том числе языковых корпусов и баз данных) лингвистической, исторической и общегуманитарной направленности.

Помимо проектов, связанных с основной специализацией ОП, студенты могут выбирать любые проекты с Ярмарки проектов ВШЭ ( https://pf.hse.ru/ ).

4.     Оценивание и отчетность

Форма отчетности и формула оценивания устанавливается руководителями проектов.

После окончания проекта для проставления оценки за проект студент сдает в учебный офис пакет отчетных документов: Задание по проекту, Отчет по проекту, Оценочный лист по проекту.

Шаблон задания по проекту (DOCX, 27 Кб) 

Шаблон отчета по проекту (DOCX, 25 Кб) 

Шаблон оценочного листа по проекту (DOCX, 38 Кб)

5.     Ресурсы

В процессе прохождения ЭПП обучающиеся могут использовать информационные технологии, в том числе средства автоматизации проектирования и разработки программного обеспечения, применяемые в профильной организации, интернет-технологии и др. Специфика ресурсов, необходимых для работы над проектом, определяется руководителем проекта.

6.     Особенности выполнения заданий по ЭПП в условиях ограничительных или иных мер

Результаты проектной деятельности могут быть высланы руководителю по электронной почте или представлены устно онлайн (с помощью платформы Яндекс-телемост или иных платформ).

 

2)    Курсовая работа

1.     Цели, задачи и пререквизиты

Цель написания курсовой работы – научить студента навыкам самостоятельной научной работы. 

Задачи курсовой работы:

  • научить формулировать цели и задачи курсовой работы
  • научить работе с научной литературой (поиск, систематизация, анализ)
  • научить работе с источниками
  • научить оформлять курсовую работу согласно принятым правилам
  • выработать навыки письма научным стилем
  • научить представлять результаты своей работы на защите

Даты точек контроля (примерные; точные даты определяются графиком подготовки КР в текущем учебном году):

  • не позднее 10 ноября – выбор руководителей и тем КР из предложенных преподавателями ОП;
  • не позднее 25 декабря – предоставления плана курсовой работы научному руководителю;
  • не позднее, чем за 1 месяц до защиты – предоставление первого варианта курсовой работы руководителю (предзащита);
  • не позднее, чем за 10 дней до защиты – предоставление итогового текста КР.

Данный элемент практической подготовки осуществляется в НИУ ВШЭ, а также в библиотеках, при необходимости – в иных учебных и научных учреждениях или в процессе полевых исследований – в зависимости от темы КР.

2.     Оценивание и отчетность

Итоговый контроль проводится в форме защиты курсовой и оценки ее научным руководителем.

3.     Ресурсы

Ресурсы, необходимые для выполнения курсовой работы, определяются спецификой ее темы, и могут представлять из себя печатные издания, интернет-сайты, архивы, рукописи, и пр. Поиск ресурсов для работы осуществляется студентом при содействии руководителя курсовой работы.

4.     Особенности выполнения заданий по ЭПП в условиях ограничительных или иных мер

Обсуждение курсовой работы с руководителем может осуществляться в переписке по электронной почте или онлайн; защита курсовой может проходит онлайн (на платформе Яндекс-телемост и пр.).

5.     Шаблоны документов

Шаблон оформления титульного листа курсовой работы (DOCX, 17 Кб) 

Шаблон отзыва руководителя на КР (DOCX, 18 Кб) 

Шаблон задания по элементу практической подготовки (DOCX, 27 Кб) 

Ресурсы, необходимые для реализации практики, зависят от темы КР; поиск ресурсов осуществляет сам студент при содействии руководителя.

В случае невозможности очного взаимодействия студента и научного руководителя работа осуществляется с помощью современных средств связи (Zoom, Skype).

 

3)    Учебная практика

Цели проведения практики:

  • Познакомить студентов с существующими рукописными фондами в Москве (РГБ, Библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, РГАДА) и Санкт-Петербурге (Института Восточных рукописей РАН, СПбГУ);
  • дать учащимся представления о дисциплинах, связанных с изучением рукописей;
  • познакомить студентов с коллекциями материальной культуры и искусства монгольских народов в Москве (Музей Востока) и Санкт-Петербурге (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, буддийский дацан).
  • познакомить студентов с основами каталогизации библиотечных и музейных коллекций.

Задачи практики:

Приобретение студентами навыков и знаний, необходимых для 1) участия в научно-исследовательских проектах, 3) рецензирования и редактирования научных, научно-популярных и публицистических работ, носящих востоковедный характер, консультирования их авторов.

Даты точек контроля определяются перед началом учебного года, в котором запланирована практика.

 

Пререквизиты:

Для успешного выполнения данной практики студент должен освоить следующие дисциплины: Введение в специальность, Монгольский язык, Старописьменный монгольский язык, Тибетский классический язык, Литература Монголии, История Монголии.

Для успешного выполнения данной практики студент, помимо языков изучаемой ОП, должен владеть одним или несколькими европейскими языками (например, английским, немецким), а также иметь базовые представления о темах и проблемах, разрабатываемых в монголоведении.

Способ проведения практики:
стационарная, выездная.

Форма проведения практики:

Практика проходит летом, во внеучебное время, в течение 2 недель.

По итогам практики каждым студентом предоставляется комплект документов, который включает в себя:

  • Дневник
  • План практики (рабочий график) - для каждой группы студентов (по местам прохождения)
  • Индивидуальное задание
  • Отчет
  • Отзывы руководителей от принимающей организации

Оценка выставляется руководителем практики исходя из активности студента во время практических занятий и отзывов преподавателей, работавших со студентами во время проведения практики, а также на основе сданных студентом отчетных документов.

Критерии и оценочная шкала для промежуточной аттестации по практике:

 

Оценка по десятибалльной шкале

Примерное содержание оценки

10- Блестяще

9- Отлично

8- Почти отлично

Комплект документов полный, все документы подписаны и заверены должным образом. Цель практики выполнена полностью или сверх того. Замечания от руководителя практики отсутствуют.

7- Очень хорошо

6- Хорошо

Комплект документов полный, но некоторые документы не подписаны или заверены недолжным образом. Цель практики выполнена почти полностью. Опубликованные (или готовые к публикации) результаты деятельности не авторизованы. Незначительные замечания от руководителя практики.

5- Весьма удовлетворительно

4- Удовлетворительно

Комплект документов полный, но некоторые документы не подписаны или заверены недолжным образом. Цель практики выполнена частично. Результаты деятельности не опубликованы. Замечания от руководителя практики.

3- Плохо

2- Очень плохо

1- Весьма неудовлетворительно

Комплект документов неполный. Цель практики не выполнена. Серьезные замечания от руководителя практики.

 

При проведении практики используются ноутбуки с пакетом программ Microsoft и доступом в Интернет.

 

1)    Преддипломная практика

1.     Цели, задачи, пререквизиты

Цели проведения практики:

Закрепить полученные в процессе обучения практические навыки.

Задачи практики:

  • Определяются за 1 год до начала практики, то есть в 2028-2029 учебном году.

2.     Даты точек контроля

3 модуль 2029-2030 учебного года.

3.     Содержание и особенности проведения практики

Способ проведения практики: стационарная, выездная.

4.     Оценивание и отчетность

По итогам практики каждым студентом предоставляется комплект документов, который включает в себя:

  • Индивидуальное задание
  • Отчет

Шаблон задания по практике (DOCX, 27 Кб) 

Шаблон отчета по практике (DOCX, 25 Кб) 

Оценка выставляется руководителем практики исходя из активности студента во время практических занятий и отзывов преподавателей, работавших со студентами во время проведения практики, а также на основе сданных студентом отчетных документов.

Критерии и оценочная шкала для промежуточной аттестации по практике: 

Оценка по 10-балльной шкале

Примерное содержание оценки

10- Блестяще

9- Отлично

8- Почти отлично

Комплект документов полный, все документы подписаны и заверены должным образом. Цель практики выполнена полностью или сверх того. Замечания от руководителя практики отсутствуют.

7- Очень хорошо

6- Хорошо

Комплект документов полный, но некоторые документы не подписаны или заверены недолжным образом. Цель практики выполнена почти полностью. Опубликованные (или готовые к публикации) результаты деятельности не авторизованы. Незначительные замечания от руководителя практики.

5- Весьма удовлетворительно

4- Удовлетворительно

Комплект документов полный, но некоторые документы не подписаны или заверены недолжным образом. Цель практики выполнена частично. Результаты деятельности не опубликованы. Замечания от руководителя практики.

3- Плохо

2- Очень плохо

1- Весьма неудовлетворительно

Комплект документов неполный. Цель практики не выполнена. Серьезные замечания от руководителя практики.

 

5.     Ресурсы

При проведении практики используется рукописный фонд ИВР РАН, ноутбуки с пакетом программ Microsoft и доступом в Интернет, библиотечный фонд ИВР РАН, также могут использоваться информационные технологии, применяемые в профильной организации, Интернет - технологии и др.

6.     Особенности выполнения заданий по ЭПП в условиях ограничительных или иных мер

При невозможности участия студента в выездной практике или же в условиях ограничений и иных мер, препятствующих проведению выездной практики, практическая работа организуется в дистанционном формате.

 

5)    Подготовка ВКР

1.     Цели, задачи и пререквизиты

Цели и задачи данного вида практики – обретение студентами навыков проведения научного исследования в выбранном направлении в рамках ОП «Монголия и Тибет», демонстрация компетенций и навыков, обретенных в ходе обучения на бакалаврской программе и выбор дальнейшей траектории обучения или профессиональной деятельности.

Для выполнения этого типа практики необходимо знание изучаемых восточных и европейских языков. Кроме того, необходимо владение теоретическим материалам, преподаваемым в рамках дисциплин, связанных с выбранной студентом областью научных интересов. Кроме того, необходимо владение общетеоретическим материалом, преподаваемым в рамках дисциплин, связанных с выбранной студентом областью научных интересов: вопросы теории литературы, языка, истории, источниковедения и пр. Студент должен продемонстрировать умения анализировать всю имеющуюся научную литературу по избранной теме, а также о навыки работы с различными текстами (современными и старыми), связанными с конкретной проблематикой. Еще одной целью данного вида практики является овладение студентом умением логически выверено выстраивать научный текст, включающим постановку проблемы, анализ материала и обоснование выводов.

Защита ВКР входит в обязательную часть государственной итоговой аттестации (ГИА).

Даты точек контроля и график подготовки ВКР публикуется перед началом учебного года, в котором проходит государственная итоговая аттестация. 

2.     Содержание ВКР

ВКР представляет собой независимое исследование и может быть выполнена в виде: 

  • перевода на русский язык ранее не переводившегося текста, сопровождающегося филологическим или историческим комментарием;
  • перевода на русский язык и анализа художественных и идейных особенностей литературного сочинения;
  • анализа языка конкретного литературного или исторического памятника или памятников;
  • анализ авторского стиля произведений на одном из изучаемых языков;
  • анализа текста или текстов по фольклору, мифологии, религии, искусству, культуре изучаемого региона;
  • анализа исторических процессов, институтов, явлений, связанных с тем или иным периодом истории изучаемого региона.

Тематика работы и исследуемый текст определяются либо по желанию студента, либо по предложению научного руководителя.

Работа выполняется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ВКР. Оригинальный иероглифический текст, перевод которого выполняется для ВКР, должен иметь объем не менее 10 000 знаков, включая пробелы.

Структура и объем работы определяется конкретными задачами. Обязательными структурными элементами ВКР являются:

  • введение, где обосновываются цель и задачи, которые будут решаться в работе,
  • основная часть работы. В случае, если работа представляет собой собственный перевод студента, то основная часть работы делится на практическую, где дается текст перевода, и дискуссионную, где описывается решение той или иной филологической задачи;
  • заключение, где подводится итог работе и формулируются выводы;
  • список литературы, оформленный согласно актуальному ГОСТу.

3.     Оценивание и отчетность

Итоговую оценку за ВКР формирует ГЭК после завершения процедуры защиты ВКР студентом. Оценивание ВКР происходит исключительно путем открытого голосования членов ГЭК.

Детальные критерии оценивания и технические особенности написания ВКР описаны в Методических рекомендациях к подготовке ВКР.

4.     Ресурсы

Ресурсы, необходимые для выполнения ВКР, определяются спецификой ее темы, и могут представлять из себя печатные издания, интернет-сайты, архивы, рукописи, и пр. Поиск ресурсов для работы осуществляется студентом при содействии руководителя ВКР.

5.     Особенности выполнения заданий по ЭПП в условиях ограничительных или иных мер

В условиях ограничительных мер коммуникация с руководителем ВКР и защита ВКР может проводиться онлайн с использованием любых удобных каналов связи.

Раздел 3. Особенности организации обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Практическая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.