Бакалавриат
2025/2026




Теория медиа
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Онлайн-часы:
40
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе предлагается поле знаний по теориям медиа и коммуникаций, которые создают необходимый фундамент для проведения исследований и написания научных работ. Дисциплина знакомит с основными научными направлениями в области исследования массовых коммуникаций, учит ориентироваться в различиях и концептуальных особенностях некоторых подходов к исследованию медиа и теоретических школ их изучения.
Цель освоения дисциплины
- формирование комплексного представления о теоретических подходах к изучению медиа и коммуникации
- применение концептуальной рамки теорий медиа для анализа актуальных коммуникационных явлений и процессов
Планируемые результаты обучения
- дает определения теоретическим понятиям с использованием актуальных кейсов
- характеризует основные школы медиаисследований, выделяя их методологические отличия
- критически обосновывает возможности и ограничения моделей анализа явлений и процессов в медиа
- подбирает и обосновывает теорию медиа для анализа предложенного кейса
- классифицирует теории медиа по разным основаниям (хронологии, предмету, инструментарию и др.)
Содержание учебной дисциплины
- Медиапрактики и культурные исследования
- Идеи медиадетерминизма
- Критическая теория и медиа
- Эффекты массовой коммуникации
- Эмпирико-функционалистская группа теорий
- Научные представления о медиа и коммуникации
Элементы контроля
- Работа на семинарахУчастие в групповых дискуссиях по теме занятия
- Контрольная работаВыполнение заданий по пройденному и дополнительному материалам
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Communication Theory and Research, edited by Denis McQuail, et al., SAGE Publications, 2006. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=334341.
- Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции : учебное пособие / Г. П. Бакулев. — 3-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2016. — 192 с. — ISBN 978-5-7567-0795-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102830 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- История и теория медиа [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — (Учебники Высшей школы экономики). - 978-5-7598-1488-7 - Кирия И. В., Новикова А. А. - 2018 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382704 - 382704 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- Мир современных медиа, Черных, А., 2007