Магистратура
2025/2026





Коммерческие стратегии и категорийный менеджмент в ритейле
Статус:
Курс по выбору (Управление B2C-бизнесом: технологии и инновации)
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Гулакова Ольга Вячеславовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Цель дисциплины — сформировать у студентов системное понимание и профессиональные компетенции в области категорийного менеджмента и разработки коммерческих стратегий в розничной торговле. Курс охватывает современные форматы ритейла, теоретические основы и прикладные инструменты категорийного менеджмента. Особый акцент — на работе с данными: методики ритейл-аудита, анализ показателей дистрибуции, наличия, оборачиваемости и спроса. Отрабатываются подходы к управлению ассортиментом и ценообразованием (ABC/XYZ-анализ, A/B-тестирование и др.). Финальный модуль посвящён применению инструментов в коммерческих переговорах между ритейлером и производителем: подготовка, выбор стратегии и тактики, аргументация на основе данных.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать системные компетенции в области категорийного менеджмента для разработки и реализации ассортиментных и ценовых стратегий, подкрепленных данными аналитики, и их эффективного внедрения в процессе коммерческих переговоров между ритейлером и поставщиком.
Планируемые результаты обучения
- Знать ключевые форматы онлайн- и офлайн-каналов розничной торговли и уметь адаптировать подходы к формированию и управлению товарными категориями с учётом их специфики
- Знать основы ведения коммерческих переговоров, включая их типы, роли участников и алгоритмы подготовки
- Уметь применять инструменты категорийного менеджмента в коммерческих переговорах с поставщиками/ритейлерами
- Знать фундаментальные ассортиментные и ценовые стратегии в ритейле
- Уметь разрабатывать ассортиментные и ценовые стратегии с учётом целей категории и поведения потребителей
- Уметь проводить ABC- и XYZ-анализ ассортимента, а также проектировать A/B-тесты для оценки эффективности тактик
- Иметь навыки применения мерчандайзинговых решений в контексте стратегии категории
- Уметь работать с отчетами исследовательских компаний (Nielsen, GfK), интерпретировать данные ритейл-аудита и применять их для принятия управленческих решений
- Иметь навыки анализа и визуализации рыночных и внутренних данных по категориям
- Знать ключевые принципы, цели и задачи категорийного менеджмента, включая типологию ролей категорий и применяемые метрики оценки их эффективности
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Особенности форматов в современной торговле
- Тема 2. Основы категорийного менеджмента
- Тема 3. Инструменты категорийного менеджмента
- Тема 4. Ассортиментные и ценовые стратегии
- Тема 5. Коммерческие стратегии
Элементы контроля
- Групповой проектГрупповая презентация бизнес-проекта по улучшению продаж конкретного магазина. Оценка по 10-бальной шкале. Позволяет оценить способность применения полученных методик категорийного анализа и оформление результатов в виде презентации. Работа в группах по 3-5 человек.
- Письменный экзаменЭкзамен проводится в компьютерных классах с использованием платформы StartExam. Продолжительность экзамена - 80 мин. Экзамен структурно состоит из закрытых и открытых вопросов; возможен произвольный порядок выполнения заданий
- Тесты по темам курсаНа семинаре проводится мини-тест (5 закрытых вопросов с несколькими вариантами ответа, каждый ответ оценивается по критерию верно/неверно и весит 2 балла) по материалам лекций и дополнительной литературы. Будет проведено 2 теста (1 и 2 семинар).
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.25 * Групповой проект + 0.6 * Письменный экзамен + 0.15 * Тесты по темам курса
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Retailing для русскоговорящих : управление предприятием розничной торговли, Тверской, М., 2022
- Большая книга директора магазина : технологии 4.0, Сысоева, С., 2022
- Бузукова, Е. А. Управление ассортиментом и основы категорийного менеджмента : учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Бузукова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 181 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15602-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568393 (дата обращения: 04.07.2025).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Consumer-centric category management : how to increase profits by managing categories based on consumer needs, , 2006
- O’Brien, J. (2019). Category Management in Purchasing : A Strategic Approach to Maximize Business Profitability. London, United Kingdom: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2037093
- Радаев, В. В. Кому принадлежит власть на потребительских рынках: отношения розничных сетей и поставщиков в современной России / В. В. Радаев. — Москва : Высшая школа экономики, 2011. — 383 с. — ISBN 978-5-7598-0864-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/66072 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.