Магистратура
2025/2026





Методика преподавания РКИ, в том числе с использованием компьютерных инструментов
Статус:
Курс обязательный (Русский язык как иностранный)
Кто читает:
Департамент русского языка как иностранного
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
68
Программа дисциплины
Аннотация
Курс дает магистрантам базовые представления о лингводидактике и учит применять их в практике преподавания русского языка как иностранного, особое внимание уделяется решению лингводидактических задач при помощи новых информационных технологий.
Цель освоения дисциплины
- Курс охватывает все базовые области лингводидактики и рассматривает из на примере преподавания русского языка как иностранного.
- Курс является вводным и не требует специальных знаний в области лингводидактики, однако предполагает знание ключевых лингвистических понятий и понимание структуры русского языка, а также наличие у слушателей собственного опыта изучения иностранных языков и навыков уверенного пользователя ПК.
- Знания, умения и навыки, полученные в рамках данного курса могут быть применены в будущей профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Воспроизводят не менее 2 ключевых характеристик коммуникативного подхода к преподаванию.
- Для конкретного грамматического явления русского языка создают план урока (фрагмента урока), используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
- Могут воспроизвести не менее двух характеристик для каждого из подходов к преподаванию иностранного языка, обсуждавшихся на занятии.
- Наблюдая урок иностранного языка, относят его к коммуникативному / некоммуникативному. Приводят не менее 2 доказательств своей точки зрения.
- Наблюдая урок иностранного языка, соотносят его с конкретными подходами к преподаванию, приводят не менее двух доказательств верности соотнесения.
- Отличает трационное обучение от цифрового
- Использует компьютерные методы в преподавании РКИ
- Собирает и отбирает текстовые материалы в соответствии с заданными лингвистическими критериями
- Применяет созданный корпус для проведения анализа
- Использует созданный корпус для составления заданий по РКИ
- Проектирует автоматизированные учебные задания с учётом педагогических целей
- Разрабатывает и настраивает чат-ботов для организации интерактивного взаимодействия и обратной связи
- Использует ИИ-инструменты для создания адаптивных учебных материалов по РКИ
- Использует модели искусственного интеллекта для автоматизированной проверки
- Оценивает этические и методологические риски внедрения нейросетей в преподавание РКИ
Содержание учебной дисциплины
- Теоретические и практические основы методологии преподавания иностранных языков
- Коммуникативный подход к преподаванию иностранного языка
- Обучение грамматике.
- Обучение говорению и произношению.
- Обучение навыкам аудирования.
- Обучение навыкам чтения и лексике.
- Обучение письменным навыкам.
- Психологические основы обучения.
- Планирование урока. Подведение итогов курса.
- Цифровое обучение и компьютерные методы: история, проблемы, задачи
- Оценка сложности текстов
- Корпусные технологии в преподавании РКИ. Использование НКРЯ
- Создание собственного корпуса. Корпусные упражнения
- Организация и автоматизация заданий и проверок. Чат-боты
- Нейросети в обучении РКИ
Элементы контроля
- Посещение и анализ урока РКИ (письменный отчет)
- Домашние задания
- Аудиторная
- Проведение собственного урока по скорректированному плану
- Экзамен
- Домашнее задание №1
- Контрольная работа №1
- Активность на семинарах
- Проект
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th moduleКомпьютерные инструменты: 0,25 * домашнее задание №1 (макс. 10) + 0,25 * активность на семинарах (макс. 8) + 0,25 * контрольная работа №1 (макс. 8) + 0,25 * проект (макс. 8) Методика: 0,1 * аудиторная + 0,1 * тесты + 0,4 * дз + 0,1 * дневник практиканта + 0,25 * финальный урок + 0.05 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Baker, P. (2009). Contemporary Corpus Linguistics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344364
- Corpus linguistics in language teaching, , 2010
- Титова, С. В. Цифровая методика обучения иностранным языкам : учебник для вузов / С. В. Титова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 248 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16848-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568551 (дата обращения: 04.07.2025).
- Учимся учить : для преподавателя русского языка как иностранного, Акишина, А. А., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kaplan R. B. (ed.) The Oxford handbook of applied linguistics. – Oxford University Press, 2010.
- McEnery, T., & Hardie, A. (2012). Corpus Linguistics : Method, Theory and Practice. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=408835
- The Routledge handbook of corpus linguistics, , 2012
- Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам : учебно-метод. пособие, Цатурова, И. А., 2004
- Национальный корпус русского языка и проблемы гуманитарного образования, [сборник], отв. ред.-сост. Н. Р. Добрушина ; Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 237 с., , 2007
- Черткова, Е. А. Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 245 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12532-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562151 (дата обращения: 04.07.2025).